28.03.2021 г.
The History Blog
В римском погребальном костре найдено курульное кресло

Погре­баль­ная утварь из вто­ро­го кост­ра.
Фото: Emmanuel Ferber / INRAP.

В погре­баль­ном кост­ре I в. н. э. в горо­де Эпа­ньи-Мец-Тес­си на юго-восто­ке Фран­ции най­де­ны обуг­лен­ные остат­ки куруль­но­го крес­ла. Архео­ло­ги обна­ру­жи­ли следы двух рим­ских погре­баль­ных кост­ров в ходе охран­ных рас­ко­пок перед стро­и­тель­ст­вом новых жилых домов.

Пер­вый погре­баль­ный костёр более древ­ний. В нём нахо­дят­ся остан­ки ребён­ка, умер­ше­го в воз­расте от пяти до вось­ми лет. На костёр было воз­ло­же­но огром­ное мно­же­ство пред­ме­тов, в том чис­ле сем­на­дцать кера­ми­че­ских сосудов, десять брон­зо­вых ваз и четы­ре стек­лян­ных сосуда с остат­ка­ми под­но­ше­ний (чече­ви­ца, бобы, сви­ни­на, кури­ца, вино). Послед­ний пир это­го ребён­ка был рос­ко­шен. В кост­ре най­де­ны так­же пред­ме­ты оби­хо­да (три скреб­ка из мед­но­го спла­ва, жето­ны для игры в кости) и обста­нов­ки (погре­баль­ное ложе, ящи­ки).

Вто­рой погре­баль­ный костёр более изыс­кан. Умер­ший был взрос­лым, даже немо­ло­дым чело­ве­ком и явно вла­дел огром­ным богат­ст­вом и зани­мал высо­кое поло­же­ние. В его моги­ле нахо­ди­лось два­дцать кера­ми­че­ских ваз, по мень­шей мере два­дцать стек­лян­ных ёмко­стей, сорок шесть брон­зо­вых пред­ме­тов утва­ри и кухон­ной посуды, содер­жа­щие остат­ки вина, чече­ви­цы, бобов, говяди­ны, сви­ни­ны, зай­ча­ти­ны, кури­цы, куро­па­ток, уток и рыбы. В этой моги­ле тоже най­де­ны скреб­ки — на сей раз сереб­ря­ные, а так­же пара золотых серё­жек и фраг­мент тка­ни, выши­той золоты­ми нитя­ми.

Сре­ди всех этих сокро­вищ один пред­мет осо­бен­но выде­ля­ет­ся сво­им сим­во­лиз­мом и ред­ко­стью: желез­ное куруль­ное крес­ло с брон­зо­вы­ми укра­ше­ни­я­ми.


Куруль­ное крес­ло в погре­баль­ном кост­ре.
Фото: Emmanuel Ferber / INRAP.

Рекон­струк­ция куруль­но­го крес­ла, най­ден­но­го в погре­баль­ном кост­ре.
Рису­нок: Catherine Plantevin / INRAP.

Сиде­нье в фор­ме бук­вы X состо­ит из двух желез­ных рам с S-образ­ны­ми стой­ка­ми, сочле­нён­ны­ми шар­ни­ра­ми, к кото­рым кре­пил­ся набор рем­ней из кожи или тка­ни, натя­ну­тых так, чтобы мож­но было сидеть. Плос­кие и круг­лые нож­ки кре­пят­ся пер­пен­ди­ку­ляр­но стой­кам, име­ю­щим пря­мо­уголь­ное сече­ние. Два набо­ра попе­ре­ч­ных пере­кла­дин име­ют круг­лое сече­ние. Верх­ние края сто­ек разде­ле­ны на две боко­вые пет­ли, обра­зу­ю­щие полу­круг с круг­лым стерж­нем внут­ри; на середине стерж­ня закреп­ле­но коль­цо. Конец стерж­ня опу­щен вниз, чтобы зафик­си­ро­вать всю кон­струк­цию.



Пред­по­ло­жи­тель­ная рекон­струк­ция систе­мы креп­ле­ния сиде­нья крес­ла.
Рису­нок: Catherine Plantevin / INRAP.

Куруль­ное крес­ло — один из глав­ных сим­во­лов вла­сти в Риме. Оно было заим­ст­во­ва­но у этрус­ков, и пер­во­на­чаль­но в Риме его исполь­зо­ва­ли толь­ко выс­шие маги­ст­ра­ты (кон­су­лы, пре­то­ры), обла­да­те­ли импе­рия, то есть пра­ва отда­вать при­ка­зы и нала­гать нака­за­ния. При Авгу­сте оно ста­ло одним из атри­бу­тов импе­ра­то­ра. Засвиде­тель­ст­во­ва­но два типа таких кре­сел. С одной сто­ро­ны, куруль­ное крес­ло (sella curulis) в узком смыс­ле сло­ва было узна­вае­мо по S-образ­ным нож­кам: пер­во­на­чаль­но пред­на­зна­чен­ное для долж­ност­ных лиц, оно ста­ло рос­кош­ным пред­ме­том домаш­ней обста­нов­ки, кото­рым поль­зо­ва­лась эли­та с I в. н. э. С дру­гой сто­ро­ны, «лагер­ное крес­ло» (sella castrensis), име­ю­щее X-образ­ный про­филь, было пре­ро­га­ти­вой офи­це­ров.

Извест­ны изо­бра­же­ния куруль­но­го крес­ла на над­гроб­ных памят­ни­ках, где они сим­во­ли­зи­ру­ют важ­ную роль покой­но­го в государ­стве, но сами крес­ла — исче­заю­ще ред­кие наход­ки в погре­баль­ном кон­тек­сте, да и, по сути, в любом дру­гом тоже. В рим­ских погре­бе­ни­ях во Фран­ции най­де­но толь­ко восемь кре­сел X-образ­ной фор­мы, а новая наход­ка явля­ет­ся все­го лишь чет­вёр­тым пол­но­цен­ным куруль­ным креслом.

Из вось­ми при­ме­ров, зафик­си­ро­ван­ных во Фран­ции, семь обна­ру­же­но на местах кре­ма­ции. Этот обы­чай прак­ти­че­ски не поз­во­ля­ет опре­де­лить пол покой­но­го. А в един­ст­вен­ном захо­ро­не­нии поко­и­лась жен­щи­на.

Таким обра­зом, при­сут­ст­вие крес­ла ста­ти­сти­че­ски гово­рит в поль­зу того, что покой­ный был муж­чи­ной, одна­ко нель­зя исклю­чать и того, что это была жен­щи­на, и нали­чие серё­жек может слу­жить в поль­зу этой гипо­те­зы.

© 2021 г. The History Blog.
© 2021 г. INRAP.
© 2021 г. Перевод с англ.: О. В. Любимова.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА