ANSA |
Огороженная гробница с фасадом, украшенным зелёными растениями на синем фоне, и ингумационной камерой весьма необычна для периода, когда тела взрослых горожан всегда кремировались. Но необычна и мраморная надпись, впервые подтверждающая, что в театрах римской колонии представления шли и на греческом языке — по крайней мере, в последние десятилетия перед извержением 79 г. н. э.
Ещё одну захватывающую и таинственную историю поведала последняя необычайная находка в Археологическом парке Помпей, обнаруженная в ходе раскопок, проведённых совместно с Европейским университетом Валенсии. Над этим открытием работает междисциплинарная команда экспертов, и оно порождает большие надежды — как единодушно подчёркивают директор Парка Габриэль Цухтригель и Льоренс Алапонт из университета Валенсии, — в том числе и из-за условий, в которых сохранялось тело покойного: оно, видимо, частично мумифицировалось, голова покрыта светлыми волосами, сохранилась часть уха и небольшие фрагменты ткани, в которую он был завёрнут. «Это один из лучше всего сохранившихся скелетов в античном городе», — заявил Цухтригель в интервью ANSA. И в самом деле, это просто кладезь научных данных. «Помпеи не перестают удивлять и снова оказываются историей искупления, международным образцом для подражания, местом, где возобновляются исследования и раскопки», — аплодирует министр культуры Дарио Франческини, выражая благодарность «такому профессионализму специалистов по культурному наследию, не перестающих дарить миру исключительные плоды своего труда, которыми гордится Италия».
Гробница построена за Сарнскими воротами, одним из главных входов в Помпеи, датируется последними десятилетиями жизни Помпей и принадлежит Марку Венерию Секундиону, вольноотпущеннику, который при жизни был сперва смотрителем храма Венеры — чрезвычайно важного храма, так как именно Венере римляне посвятили этот город, — а также служителем (minister) августалов, и, наконец, — несомненно, только после освобождения — сам стал августалом, то есть вошёл в коллегию жрецов императорского культа. Таким образом, после освобождения бывший раб достиг некоторого экономического благосостояния, так что мог позволить себе построить гробницу в несомненно престижном месте. И устроить «греческие и латинские игры продолжительностью четыре дня», чем он очень гордился и даже упомянул в своей надгробной надписи, так как это позволяло ему уподобиться более высокому и просвещённому общественному классу городка, поскольку в данный период, как объясняет Цухтригель, в Средиземноморье «греческий язык был примерно тем же, чем сейчас для нас является английский», — то есть, он был очень распространён, но не общедоступен в Помпеях, где, однако, более зажиточные семьи обожали Гомера, Эсхила, Еврипида.
Так или иначе, первые исследования тела свидетельствуют о том, что смерть настигла этого человека уже в пожилом возрасте. «Видимо, ему было больше 60 лет и он никогда не трудился на особенно тяжёлых работах», — сообщил директор. Эти данные согласуются с особенностями его имени, которое указывает, что в прошлом он был одним из «общественных» рабов, которые выполняли охранные или административные обязанности в Риме или провинциальных городах. Но почему он распорядился себя похоронить, то есть предпочёл ритуал, который был в ходу в гораздо более древнюю эпоху, чем в греческом мире, но не в Помпеях, где тела кремировали, за исключением лишь детей? Генеральный директор государственных музеев Массимо Озанна рассказывает, что среди возможных гипотез есть и такая, согласно которой Марк Венерий Секундион чувствовал себя или и в самом деле был чужаком для городского общества, в конечном счёте — иноземцем, прибывшим, быть может, из какой-то другой области Римской империи или из Рима, «где в этот период некоторые семьи по-прежнему практиковали ингумацию, которая приобрела распространение позднее, в следующем веке».
Тайны этим не исчерпываются: внутри ограды гробницы, позади запечатанной камеры, где покоилось тело Секундиона, были найдены две урны, одна из которых, стеклянная, принадлежит женщине по имени Новия Амабилис, возможно, как предполагают археологи, жене покойного: она была погребена согласно более характерному для Помпей обычаю. Но почему с женщиной обошлись иначе? Не говоря уже о загадке частичной мумификации тела Секундиона, которая, конечно, может объясняться идеальной изоляцией погребальной камеры — а может и обычаем бальзамирования: «Мы сможем понять больше из анализов ткани, — говорит Алапонт. — Из источников известно, что для бальзамирования использовались определённые материалы, такие, как асбест». Профессор протягивает руку: «А для того, кто, подобно мне, занимается погребальной археологией этого времени, необычайное изобилие данных, полученных в этой гробнице, от надгробной надписи до костных останков и расписного фасада, — это исключительное обстоятельство, которое подтверждает важность междисциплинарного подхода, использованного в этом проекте университетом Валенсии и Археологическим парком Помпей». Итак, исследования, анализы и новые поиски могут пролить свет на эту тайну и одновременно пополнить историю города множеством ценных элементов мозаики. Тем временем рассматривается вопрос о включении некрополя у Сарнских ворот и гробницы Секундиона в туристический маршрут. «В настоящий момент, к сожалению, это невозможно, потому что участок, на котором они находятся, расположен за железной дорогой Чиркумвезувиана, но это лишь вопрос времени, — уверяет Цухтригель, — и мы изучаем, можно ли решить эту задачу».