16.10.2021 г.
ARTE.it
В Риме открывается музей Нимфея: 3000 находок из легендарных Ламиевых садов

Музей Ним­фея.
Фото: Фабио Карик­кья / Спе­ци­аль­ное управ­ле­ние Рима.

Когда вско­ре после объ­еди­не­ния Ита­лии на самом высо­ком хол­ме Рима нача­лись работы по стро­и­тель­ству ново­го умбер­тин­ско­го квар­та­ла, из-под зем­ли во мно­же­стве ста­ли появ­лять­ся клас­си­че­ские ста­туи и архи­тек­тур­ные фраг­мен­ты, пред­став­ля­ю­щие антич­ный Город в необыч­ном ракур­се. От Вене­ры Эскви­лин­ской в Капи­то­лий­ских музе­ях до Нио­бид в Уффи­ци и Ком­мо­да в обра­зе Гер­ку­ле­са — цен­ней­шие про­из­веде­ния искус­ства свиде­тель­ст­ву­ют о вели­чии антич­ных Лами­е­вых садов, леген­дар­но­го исто­ри­че­ско­го места, где рим­ские импе­ра­то­ры и высо­ко­по­став­лен­ные лица вла­де­ли вил­ла­ми, на кото­рых им были доступ­ны все извест­ные в то вре­мя удоб­ства и наслаж­де­ния. На самом деле наход­ки кон­ца XIX в. пред­став­ля­ли собой лишь вер­ши­ну огром­но­го айс­бер­га. Это хоро­шо пони­ма­ют архео­ло­ги Спе­ци­аль­но­го управ­ле­ния Рима, кото­рые в 2006—2015 гг. про­ве­ли рас­коп­ки на этой терри­то­рии в свя­зи с работа­ми по стро­и­тель­ству ново­го зда­ния «Энпам» (Нацио­наль­ное обще­ство обес­пе­че­ния и содей­ст­вия вра­чам и сто­ма­то­ло­гам) на пло­ща­ди Вит­то­рио.


Укра­ше­ния эпо­хи Фла­ви­ев.

Обиль­ные пло­ды рас­ко­пок двух­ты­сяч­ных годов нако­нец будут пред­став­ле­ны пуб­ли­ке как раз на месте их обна­ру­же­ния, где ско­ро откры­ва­ет две­ри новый музей Ним­фея. Он был создан в резуль­та­те сотруд­ни­че­ства меж­ду Спе­ци­аль­ным управ­ле­ни­ем Рима и «Энпам» и офи­ци­аль­но откро­ет­ся 6 нояб­ря, а у самых любо­пыт­ных будет воз­мож­ность пред­ва­ри­тель­но­го визи­та в день откры­тых две­рей в суб­боту 30 октяб­ря и вос­кре­се­нье 31 октяб­ря. «Высо­кое каче­ство мате­ри­а­лов, най­ден­ных в Лами­е­вых садах, поз­во­ля­ет полу­чить уни­каль­ное пред­став­ле­ние о клас­си­че­ском Риме: о его мону­мен­таль­ной архи­тек­ту­ре, рос­кош­ных укра­ше­ни­ях, тор­го­вых марш­ру­тах, цен­ных пред­ме­тах и вещах повсе­днев­но­го исполь­зо­ва­ния, пище, садах и живот­ных, кото­рые там оби­та­ли. Это музей-рас­сказ­чик, пред­став­ля­ю­щий, в чис­ле про­че­го, вол­ну­ю­щие рекон­струк­ции, при­ви­ле­ги­ро­ван­ный театр антич­но­го мира со всем оча­ро­ва­ни­ем это­го места», — объ­яви­ла Мирел­ла Сер­ло­рен­ци, дирек­тор про­ек­та по нау­ке.


Рекон­струк­ция пло­ща­ди ним­фея.

Откры­тие Лами­е­вых садов, Сада богов и Рая импе­ра­то­ров


Сре­ди мил­ли­о­на нахо­док, обна­ру­жен­ных в ходе рас­ко­пок, было ото­бра­но три тыся­чи арте­фак­тов, спо­соб­ных рас­ска­зать исто­рию Лами­е­вых садов и пока­зать срез жиз­ни это­го пуль­си­ру­ю­ще­го нерв­но­го узла импе­ра­тор­ско­го Рима. Каж­дая эпо­ха оста­ви­ла здесь свой след: с доис­то­ри­че­ских вре­мён этот уча­сток слу­жил местом захо­ро­не­ний, в рес­пуб­ли­кан­скую эпо­ху на Эскви­лине нахо­ди­лись обшир­ные нек­ро­по­ли (в кото­рых выде­ля­лась гроб­ни­ца Фаби­ев), а так­же раз­ра­бот­ки и пеще­ры пуц­цо­ла­на. Во вто­рой поло­вине I в. до н. э. Гай Циль­ний Меце­нат обла­го­ро­дил эту мест­ность и пред­на­зна­чил её для стро­и­тель­ства рези­ден­ций новой ари­сто­кра­тии — «новых людей» эпо­хи Авгу­ста. Здесь в игру всту­пил всад­ник Луций Элий Ламия, в честь кото­ро­го сады полу­чи­ли своё назва­ние. Луций про­ис­хо­дил из семьи, кото­рую Окта­виан воз­вы­сил до сена­тор­ско­го ран­га. Он постро­ил рос­кош­ней­шую вил­лу, а после смер­ти заве­щал своё иму­ще­ство импе­ра­тор­ской казне.


Фрес­ка эпо­хи Юли­ев-Клав­ди­ев, деталь.

Спу­стя несколь­ко деся­ти­ле­тий Кали­гу­ла обу­стро­ит это место ещё рос­кош­нее, слов­но пред­те­чу Золо­то­го Дома: к это­му пери­о­ду вос­хо­дят неко­то­рые из наи­бо­лее любо­пыт­ных фре­сок и укра­ше­ний, кото­ры­ми мы смо­жем полю­бо­вать­ся в музее Ним­фея, а так­же мону­мен­таль­ная мра­мор­ная лест­ни­ца и сохра­нив­ша­я­ся цели­ком гид­ро­уста­нов­ка, на свин­цо­вых тру­бах кото­рой ука­за­но имя импе­ра­то­ра Клав­дия, пре­ем­ни­ка Кали­гу­лы. Осо­бо силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­ве­ли несколь­ко най­ден­ных здесь фраг­мен­тов окон­ных стё­кол: фило­соф Филон Алек­сан­дрий­ский, направ­лен­ный в Рим в каче­стве посла еврей­ской общи­ны Алек­сан­дрии, дей­ст­ви­тель­но сооб­ща­ет, что Кали­гу­ла «устре­мил­ся в залу, обой­дя кото­рую, рас­по­рядил­ся вста­вить в окна про­зрач­ный камень».

А к прав­ле­нию дина­стии Севе­ров вос­хо­дит вну­ши­тель­ный зал, обли­цо­ван­ный доро­гим мра­мо­ром, цен­тром кото­ро­го слу­жит фон­тан-ним­фей, дав­ший сего­дня назва­ние музею. Слов­но боль­шая пло­щадь, поме­ще­ние было укра­ше­но ста­ту­я­ми, гер­ма­ми и рез­ны­ми ваза­ми: здесь импе­ра­то­ры пре­да­ва­лись созер­ца­нию и покою уеди­не­ния, при­ни­ма­ли важ­ных посе­ти­те­лей и послов из отда­лён­ных про­вин­ций, пора­жая их вели­ко­ле­пи­ем, достой­ным элли­ни­сти­че­ских и восточ­ных царей.


Амфо­ры с кар­той мест их про­из­вод­ства.

От кух­ни до пей­за­жа: откры­тое окно в сто­ли­цу Импе­рии


Рас­ко­па­но 30 тысяч куби­че­ских мет­ров зем­ли, най­де­но око­ло мил­ли­о­на арте­фак­тов, на про­тя­же­нии пяти лет две­на­дцать архео­ло­гов, шесть рестав­ра­то­ров и восем­на­дцать спе­ци­а­ли­стов изу­ча­ли най­ден­ные пред­ме­ты, так что рас­коп­ки, про­ведён­ные Спе­ци­аль­ным управ­ле­ни­ем Рима, ока­за­лись необык­но­вен­ной обсер­ва­то­ри­ей, поз­во­ля­ю­щей наблюдать не толь­ко за эво­лю­ци­ей архи­тек­ту­ры и деко­ра­тив­ных тех­ник с I по IV в. н. э., когда Лами­е­вы сады, веро­ят­но, были поки­ну­ты, но и за обы­ча­я­ми, костю­ма­ми и тор­гов­лей в импе­рии с точ­ки зре­ния её сто­ли­цы.

Напри­мер, цен­ный мра­мор, достав­лен­ный в Рим из самых отда­лён­ных земель, а так­же пора­зи­тель­ное раз­но­об­ра­зие амфор для хра­не­ния про­дук­тов поз­во­ли­ли выявить тор­го­вые марш­ру­ты раз­ных эпох, как в сре­ди­зем­но­мор­ском бас­сейне, так и в Север­ной Евро­пе и на Восто­ке.


Укра­ше­ния и рекон­струк­ции из мра­мо­ра.

Каст­рюли, бока­лы и кухон­ная утварь рас­ска­зы­ва­ют о том, как меня­лись спо­со­бы при­готов­ле­ния пищи и рим­ская кух­ня, а остат­ки пищи (в том чис­ле очень раз­но­об­раз­ной мор­ской фау­ны) — о кули­нар­ных при­стра­сти­ях ари­сто­кра­тии, кото­рая, к при­ме­ру, нико­гда не отка­зы­ва­лась от уст­риц. А посад­ки рас­те­ний в зем­ле и вазах поз­во­ля­ют пред­ста­вить себе пей­заж садов: с возде­лан­ны­ми участ­ка­ми сосед­ст­во­ва­ла пыш­ная дикая рас­ти­тель­ность, созда­вая эффект город­ской рези­ден­ции, погру­жён­ной в при­ро­ду. В импе­ра­тор­ском раю не было недо­стат­ка и в зве­рях: поми­мо сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных живот­ных, в зеле­ни Садов раз­гу­ли­ва­ли мед­веди и львы, стра­у­сы и оле­ни, остан­ки кото­рых мож­но будет увидеть в новом музее в ящи­ках, выстав­лен­ных для посе­ти­те­лей.


Бокал из дуто­го стек­ла.

«Это исклю­чи­тель­но важ­ный науч­ный резуль­тат, — заяви­ла Дани­э­ла Пор­ро, гла­ва Спе­ци­аль­но­го управ­ле­ния Рима. — Этот музей откры­ва­ет для нас одно из мифи­че­ских мест антич­но­го Рима, те самые Лами­е­вы сады, кото­рые слу­жи­ли излюб­лен­ной садо­вой рези­ден­ци­ей импе­ра­то­ров. Сотруд­ни­че­ство меж­ду Мини­стер­ст­вом куль­ту­ры и «Энпам» ока­за­лось очень пло­до­твор­ным и поз­во­ли­ло создать иссле­до­ва­тель­скую лабо­ра­то­рию для про­ек­ти­ро­ва­ния инно­ва­ци­он­но­го музея, в кото­ром будут пред­став­ле­ны не про­сто пре­крас­ные и ред­кие наход­ки, но под­лин­ная жизнь сто­ли­цы Рим­ской импе­рии».


Настен­ные укра­ше­ния.

Фран­чес­ка Гре­ко


Фраг­мент фрес­ки эпо­хи Юли­ев-Клав­ди­ев (27 г. до н. э. — 68 г. н. э.).

Фраг­мент фрес­ки эпо­хи Юли­ев-Клав­ди­ев (27 г. до н. э. — 68 г. н. э.).

Фраг­мент фрес­ки эпо­хи Юли­ев-Клав­ди­ев (27 г. до н. э. — 68 г. н. э.).

Сте­ны и построй­ки эпо­хи Севе­ров (193—235 гг. н. э.).



Осно­ва­ние мра­мор­ной лест­ни­цы эпо­хи Авгу­ста (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) и водо­про­вод с име­нем импе­ра­то­ра Клав­дия (41—54 гг. н. э.).






Фибу­ла (в цен­тре) и дру­гие пред­ме­ты рим­ско­го сол­да­та эпо­хи Севе­ров (193—235 гг. н. э.).

Фраг­мен­ты стек­лян­ных пред­ме­тов, фре­сок и терра­ко­то­вые мас­ля­ные лам­пы эпо­хи Фла­ви­ев (69—96 гг. н. э.).

Амфо­ры, най­ден­ные в Лами­е­вых садах. На зад­нем плане кар­та с мастер­ски­ми, из кото­рых про­ис­хо­дят най­ден­ные на участ­ке сосуды.

Рим­ские окон­ные стёк­ла эпо­хи Юли­ев-Клав­ди­ев (27 г. до н. э. — 68 г. н. э.).

© 2021 г. ARTE.it.
© 2021 г. Фото: Fabio Caricchia / Soprintendenza Speciale di Roma (доп. фото: fb/villadicaligola, Artribune, Le Figaro).
© 2021 г. Перевод с итал.: О. В. Любимова.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА