ARTE.it |
Когда вскоре после объединения Италии на самом высоком холме Рима начались работы по строительству нового умбертинского квартала, из-под земли во множестве стали появляться классические статуи и архитектурные фрагменты, представляющие античный Город в необычном ракурсе. От Венеры Эсквилинской в Капитолийских музеях до Ниобид в Уффици и Коммода в образе Геркулеса — ценнейшие произведения искусства свидетельствуют о величии античных Ламиевых садов, легендарного исторического места, где римские императоры и высокопоставленные лица владели виллами, на которых им были доступны все известные в то время удобства и наслаждения. На самом деле находки конца XIX в. представляли собой лишь вершину огромного айсберга. Это хорошо понимают археологи Специального управления Рима, которые в 2006—
Обильные плоды раскопок двухтысячных годов наконец будут представлены публике как раз на месте их обнаружения, где скоро открывает двери новый музей Нимфея. Он был создан в результате сотрудничества между Специальным управлением Рима и «Энпам» и официально откроется 6 ноября, а у самых любопытных будет возможность предварительного визита в день открытых дверей в субботу 30 октября и воскресенье 31 октября. «Высокое качество материалов, найденных в Ламиевых садах, позволяет получить уникальное представление о классическом Риме: о его монументальной архитектуре, роскошных украшениях, торговых маршрутах, ценных предметах и вещах повседневного использования, пище, садах и животных, которые там обитали. Это музей-рассказчик, представляющий, в числе прочего, волнующие реконструкции, привилегированный театр античного мира со всем очарованием этого места», — объявила Мирелла Серлоренци, директор проекта по науке.
Открытие Ламиевых садов, Сада богов и Рая императоров
Среди миллиона находок, обнаруженных в ходе раскопок, было отобрано три тысячи артефактов, способных рассказать историю Ламиевых садов и показать срез жизни этого пульсирующего нервного узла императорского Рима. Каждая эпоха оставила здесь свой след: с доисторических времён этот участок служил местом захоронений, в республиканскую эпоху на Эсквилине находились обширные некрополи (в которых выделялась гробница Фабиев), а также разработки и пещеры пуццолана. Во второй половине I в. до н. э. Гай Цильний Меценат облагородил эту местность и предназначил её для строительства резиденций новой аристократии — «новых людей» эпохи Августа. Здесь в игру вступил всадник Луций Элий Ламия, в честь которого сады получили своё название. Луций происходил из семьи, которую Октавиан возвысил до сенаторского ранга. Он построил роскошнейшую виллу, а после смерти завещал своё имущество императорской казне.
Спустя несколько десятилетий Калигула обустроит это место ещё роскошнее, словно предтечу Золотого Дома: к этому периоду восходят некоторые из наиболее любопытных фресок и украшений, которыми мы сможем полюбоваться в музее Нимфея, а также монументальная мраморная лестница и сохранившаяся целиком гидроустановка, на свинцовых трубах которой указано имя императора Клавдия, преемника Калигулы. Особо сильное впечатление произвели несколько найденных здесь фрагментов оконных стёкол: философ Филон Александрийский, направленный в Рим в качестве посла еврейской общины Александрии, действительно сообщает, что Калигула «устремился в залу, обойдя которую, распорядился вставить в окна прозрачный камень».
А к правлению династии Северов восходит внушительный зал, облицованный дорогим мрамором, центром которого служит фонтан-нимфей, давший сегодня название музею. Словно большая площадь, помещение было украшено статуями, гермами и резными вазами: здесь императоры предавались созерцанию и покою уединения, принимали важных посетителей и послов из отдалённых провинций, поражая их великолепием, достойным эллинистических и восточных царей.
От кухни до пейзажа: открытое окно в столицу Империи
Раскопано 30 тысяч кубических метров земли, найдено около миллиона артефактов, на протяжении пяти лет двенадцать археологов, шесть реставраторов и восемнадцать специалистов изучали найденные предметы, так что раскопки, проведённые Специальным управлением Рима, оказались необыкновенной обсерваторией, позволяющей наблюдать не только за эволюцией архитектуры и декоративных техник с I по IV в. н. э., когда Ламиевы сады, вероятно, были покинуты, но и за обычаями, костюмами и торговлей в империи с точки зрения её столицы.
Например, ценный мрамор, доставленный в Рим из самых отдалённых земель, а также поразительное разнообразие амфор для хранения продуктов позволили выявить торговые маршруты разных эпох, как в средиземноморском бассейне, так и в Северной Европе и на Востоке.
Кастрюли, бокалы и кухонная утварь рассказывают о том, как менялись способы приготовления пищи и римская кухня, а остатки пищи (в том числе очень разнообразной морской фауны) — о кулинарных пристрастиях аристократии, которая, к примеру, никогда не отказывалась от устриц. А посадки растений в земле и вазах позволяют представить себе пейзаж садов: с возделанными участками соседствовала пышная дикая растительность, создавая эффект городской резиденции, погружённой в природу. В императорском раю не было недостатка и в зверях: помимо сельскохозяйственных животных, в зелени Садов разгуливали медведи и львы, страусы и олени, останки которых можно будет увидеть в новом музее в ящиках, выставленных для посетителей.
«Это исключительно важный научный результат, — заявила Даниэла Порро, глава Специального управления Рима. — Этот музей открывает для нас одно из мифических мест античного Рима, те самые Ламиевы сады, которые служили излюбленной садовой резиденцией императоров. Сотрудничество между Министерством культуры и «Энпам» оказалось очень плодотворным и позволило создать исследовательскую лабораторию для проектирования инновационного музея, в котором будут представлены не просто прекрасные и редкие находки, но подлинная жизнь столицы Римской империи».