16.07.2021 г.
The History Blog
В Риме найден межевой камень померия

Поме­ри­аль­ный ципп in situ. Фото: Музей Алта­ря Мира.

В ходе рас­ко­пок и рестав­ра­ции мав­зо­лея Авгу­ста в Риме най­ден ред­кий камень, отме­чав­ший линию поме­рия, свя­щен­ной гра­ни­цы горо­да, и дати­ру­е­мый прав­ле­ни­ем Клав­дия. Тра­вер­ти­но­вый камень, кото­рый назы­ва­ет­ся циппом (cippus), был обна­ру­жен закреп­лён­ным в зем­ле на месте семей­ной гроб­ни­цы, где поко­ил­ся прах само­го Клав­дия. Все­го в Риме было най­де­но лишь десять циппов поме­рия, и послед­ний из них — сто лет назад.

Соглас­но леген­де об осно­ва­нии Рима, поме­рий пред­став­лял собой гра­ни­цу горо­да, кото­рую 21 апре­ля 753 г. до н. э., в день осно­ва­ния Рима, про­па­хал плу­гом Ромул. Борозда была про­па­ха­на в соот­вет­ст­вии со слож­ны­ми рели­ги­оз­ны­ми обряда­ми этрус­ско­го про­ис­хож­де­ния, испол­не­ние кото­рых зани­ма­ло несколь­ко дней. Сте­на горо­да долж­на была сле­до­вать линии борозды, и поло­са зем­ли меж­ду ней и сте­ной тоже счи­та­лась поме­ри­ем, как и изна­чаль­ная борозда. Это было свя­щен­ное про­стран­ство, посвя­щён­ное богам-покро­ви­те­лям горо­да и защи­щав­шее город от сверхъ­есте­ствен­ных угроз. Ромул убил Рема за то, что он пере­прыг­нул через борозду: это было чудо­вищ­ное свя­тотат­ство, заслу­жи­вав­шее немед­лен­ной каз­ни.

Город Рим нахо­дил­ся внут­ри поме­рия. Ни один ино­зем­ный пра­ви­тель не имел пра­ва перей­ти его гра­ни­цу. Воору­жён­ные рим­ляне тоже не мог­ли её пере­се­кать, в том чис­ле и воз­вра­щав­ши­е­ся с вой­ны пол­ко­вод­цы. Ждать осо­бо­го раз­ре­ше­ния на три­умф им при­хо­ди­лось сна­ру­жи. Даже лик­то­ры, защит­ни­ки царя или кон­су­ла, не впра­ве были носить топо­ры в фас­ци­ях в пре­де­лах поме­рия. По мере роста горо­да поме­рий оста­вал­ся преж­ним с тех пор, как шестой царь Рима Сер­вий Тул­лий постро­ил вокруг него Сер­ви­е­ву сте­ну. В 80 г. до н. э. дик­та­тор Сул­ла впер­вые рас­ши­рил поме­рий: это было важ­ней­шее реше­ние, ясно про­де­мон­стри­ро­вав­шее, что он сто­ит во гла­ве государ­ства и не счи­та­ет себя свя­зан­ным даже самы­ми древни­ми рели­ги­оз­ны­ми и поли­ти­че­ски­ми тра­ди­ци­я­ми Рима.

Рас­ши­ре­ние поме­рия при Клав­дии не было — во вся­ком слу­чае, фор­маль­но, — столь откро­вен­ным куки­шем в адрес освя­щён­ных норм. Тацит в «Анна­лах» объ­яс­ня­ет:

«Поми­мо это­го, Цезарь рас­ши­рил пре­де­лы горо­да Рима, посту­пив в соот­вет­ст­вии со ста­рин­ным обы­ча­ем, соглас­но кото­ро­му тем, кто уве­ли­чил раз­ме­ры импе­рии, пре­до­став­ля­лось пра­во ото­дви­нуть и город­скую чер­ту. (5) Но, кро­ме Сул­лы и боже­ст­вен­но­го Авгу­ста, никто из рим­ских вое­на­чаль­ни­ков, и сре­ди них поко­ри­те­ли вели­ких наро­дов, не исполь­зо­вал сво­его пра­ва».

(Лад­но, на самом деле послед­няя часть — это неправ­да. Вес­па­си­ан тоже это сде­лал. От его рас­ши­ре­ния сохра­ни­лись циппы).

Меже­вые кам­ни, остав­ши­е­ся от рас­ши­ре­ния поме­рия при Клав­дии, в 49 г. н. э., под­твер­жда­ют обос­но­ва­ние, при­ведён­ное Таци­том. Импе­рия была рас­ши­ре­на бла­го­да­ря заво­е­ва­нию Клав­ди­ем Бри­та­нии, поэто­му он раз­дви­нул и свя­щен­ную гра­ни­цу горо­да.


Поме­ри­аль­ная межа с пере­вер­ну­той дигам­мой, выде­лен­ной крас­ным цве­том. Вати­кан­ские музеи, инв. № 9268.

Пол­но­стью над­пись на поме­ри­аль­ных циппах Клав­дия выглядит так:


TI CLAVDIVS
DRVSI FILIVS CAISAR
AVG GERMANICVS
PONT MAX TRIB POT
VIIII IMP XVI COS IIII
CENSOR P P
AUCTIS POPVLI ROMANI
FINIBVS POMERIVM
AMPLIAℲIT TERMINAℲITQUE

«Тибе­рий Клав­дий, сын Дру­за, Цезарь Август Гер­ма­ник, вер­хов­ный пон­ти­фик, наде­лён­ный три­бун­ской вла­стью в 9-й раз, про­воз­гла­шён­ный импе­ра­то­ром 16 раз, кон­сул в 4-й раз, цен­зор, отец оте­че­ства, вслед­ст­вие уве­ли­че­ния терри­то­рии рим­ско­го наро­да рас­ши­рил и обо­зна­чил поме­рий».


На камне, най­ден­ном на пло­ща­ди Аугу­сто Импе­ра­то­ре, утра­че­но пять строк и сохра­ни­лась лишь часть двух сле­дую­щих строк. Пол­но­стью до нас дошли толь­ко две послед­ние стро­ки. Это­го доста­точ­но, чтобы иден­ти­фи­ци­ро­вать его как поме­ри­аль­ный ципп Клав­дия.


Вид над­пи­си in situ. Фото: Музей Алта­ря Мира.

Кста­ти гово­ря, эта над­пись поз­во­ля­ет взгля­нуть на одно из самых зага­доч­ных увле­че­ний Клав­дия. Он был анти­ква­ром и выпол­нил иссле­до­ва­ние этрус­ско­го язы­ка и исто­рии. Став импе­ра­то­ром, он настой­чи­во про­во­дил рефор­му пра­во­пи­са­ния, чтобы обес­пе­чить пра­виль­ное (то есть древ­нее) про­из­но­ше­ние в раз­го­вор­ной латы­ни. Бук­ва Ⅎ, кото­рая два­жды встре­ча­ет­ся в послед­ней стро­ке, была изо­бре­те­на Клав­ди­ем, чтобы обо­зна­чать звук W в отли­чие от зву­ка U, кото­рые ранее оба обо­зна­ча­лись бук­вой V. (Он доба­вил в латин­ский алфа­вит и ещё три бук­вы, и все три умер­ли вме­сте с ним.) Во вто­рой стро­ке над­пи­си мож­но наблюдать и ещё одну его рефор­му пра­во­пи­са­ния: арха­ич­ное «Caisar» вме­сто «Caesar». Во вре­ме­на Клав­дия звук AE уже сме­стил­ся от ста­ро­го «aye» бли­же к зву­ку «eh» в совре­мен­ном италь­ян­ском «cesare», и он был страш­но недо­во­лен невер­ным про­из­но­ше­ни­ем сво­его семей­но­го име­ни, что и выра­зил, введя напи­са­ние через «ai».

Камень отправ­лен на экс­по­зи­цию в зал Пала­ди­но музея Алта­ря Мира, бук­валь­но через доро­гу от Мав­зо­лея, и постав­лен рядом со слеп­ком ста­туи Клав­дия.


Поме­ри­аль­ный ципп на экс­по­зи­ции в Музее Алта­ря Мира.
Фото: Музей Алта­ря Мира.

© 2021 г. The History Blog по материалам https://phys.org.
© 2021 г. Перевод с англ.: О. В. Любимова.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА