The History Blog |
В ходе раскопок и реставрации мавзолея Августа в Риме найден редкий камень, отмечавший линию померия, священной границы города, и датируемый правлением Клавдия. Травертиновый камень, который называется циппом (cippus), был обнаружен закреплённым в земле на месте семейной гробницы, где покоился прах самого Клавдия. Всего в Риме было найдено лишь десять циппов померия, и последний из них — сто лет назад.
Согласно легенде об основании Рима, померий представлял собой границу города, которую 21 апреля 753 г. до н. э., в день основания Рима, пропахал плугом Ромул. Борозда была пропахана в соответствии со сложными религиозными обрядами этрусского происхождения, исполнение которых занимало несколько дней. Стена города должна была следовать линии борозды, и полоса земли между ней и стеной тоже считалась померием, как и изначальная борозда. Это было священное пространство, посвящённое богам-покровителям города и защищавшее город от сверхъестественных угроз. Ромул убил Рема за то, что он перепрыгнул через борозду: это было чудовищное святотатство, заслуживавшее немедленной казни.
Город Рим находился внутри померия. Ни один иноземный правитель не имел права перейти его границу. Вооружённые римляне тоже не могли её пересекать, в том числе и возвращавшиеся с войны полководцы. Ждать особого разрешения на триумф им приходилось снаружи. Даже ликторы, защитники царя или консула, не вправе были носить топоры в фасциях в пределах померия. По мере роста города померий оставался прежним с тех пор, как шестой царь Рима Сервий Туллий построил вокруг него Сервиеву стену. В 80 г. до н. э. диктатор Сулла впервые расширил померий: это было важнейшее решение, ясно продемонстрировавшее, что он стоит во главе государства и не считает себя связанным даже самыми древними религиозными и политическими традициями Рима.
Расширение померия при Клавдии не было — во всяком случае, формально, — столь откровенным кукишем в адрес освящённых норм. Тацит в «Анналах» объясняет:
«Помимо этого, Цезарь расширил пределы города Рима, поступив в соответствии со старинным обычаем, согласно которому тем, кто увеличил размеры империи, предоставлялось право отодвинуть и городскую черту. (5) Но, кроме Суллы и божественного Августа, никто из римских военачальников, и среди них покорители великих народов, не использовал своего права».
(Ладно, на самом деле последняя часть — это неправда. Веспасиан тоже это сделал. От его расширения сохранились циппы).
Межевые камни, оставшиеся от расширения померия при Клавдии, в 49 г. н. э., подтверждают обоснование, приведённое Тацитом. Империя была расширена благодаря завоеванию Клавдием Британии, поэтому он раздвинул и священную границу города.
Полностью надпись на помериальных циппах Клавдия выглядит так:
TI CLAVDIVS DRVSI FILIVS CAISAR AVG GERMANICVS PONT MAX TRIB POT VIIII IMP XVI COS IIII CENSOR P P AUCTIS POPVLI ROMANI FINIBVS POMERIVM AMPLIAℲIT TERMINAℲITQUE |
«Тиберий Клавдий, сын Друза, Цезарь Август Германик, верховный понтифик, наделённый трибунской властью в
На камне, найденном на площади Аугусто Императоре, утрачено пять строк и сохранилась лишь часть двух следующих строк. Полностью до нас дошли только две последние строки. Этого достаточно, чтобы идентифицировать его как помериальный ципп Клавдия.
Кстати говоря, эта надпись позволяет взглянуть на одно из самых загадочных увлечений Клавдия. Он был антикваром и выполнил исследование этрусского языка и истории. Став императором, он настойчиво проводил реформу правописания, чтобы обеспечить правильное (то есть древнее) произношение в разговорной латыни. Буква Ⅎ, которая дважды встречается в последней строке, была изобретена Клавдием, чтобы обозначать звук W в отличие от звука U, которые ранее оба обозначались буквой V. (Он добавил в латинский алфавит и ещё три буквы, и все три умерли вместе с ним.) Во второй строке надписи можно наблюдать и ещё одну его реформу правописания: архаичное «Caisar» вместо «Caesar». Во времена Клавдия звук AE уже сместился от старого «aye» ближе к звуку «eh» в современном итальянском «cesare», и он был страшно недоволен неверным произношением своего семейного имени, что и выразил, введя написание через «ai».
Камень отправлен на экспозицию в зал Паладино музея Алтаря Мира, буквально через дорогу от Мавзолея, и поставлен рядом со слепком статуи Клавдия.