04.09.2021 г.
The History Blog
Паззл из фресок из Дома Арфистки

Фраг­мен­ты фре­сок, выло­жен­ные в Окруж­ном музее древ­не­го Арля.
© Фото: Rémi Bénali / Inrap-MDAA.

Архео­ло­ги пред­при­ня­ли трёх­лет­ний про­ект по сов­ме­ще­нию фраг­мен­тов настен­ных фре­сок, най­ден­ных в Доме Арфист­ки — исклю­чи­тель­но важ­ной рим­ской вил­ле в Арле на юго-восто­ке Фран­ции. Это весь­ма дерз­кое начи­на­ние. Име­ет­ся 800 ящи­ков с фраг­мен­та­ми фре­сок, что рав­но­знач­но слож­ней­ше­му паз­злу, какой толь­ко мож­но себе пред­ста­вить, и кон­сер­ва­то­ры не толь­ко поста­ра­ют­ся собрать как мож­но боль­ше фре­сок, но и в ходе работы будут изу­чать живо­пись, мате­ри­а­лы и кон­струк­цию.


Вид на рас­ко­пан­ные поме­ще­ния Дома Арфист­ки.
© Фото: M.-P. Rothé / Inrap-MDAA.

Дом Арфист­ки, постро­ен­ный в 70—50 гг. до н. э. ита­лий­ским масте­ром, необы­чен для Арля, пото­му что воз­ведён до фор­маль­но­го осно­ва­ния горо­да как коло­нии вете­ра­нов, слу­жив­ших в леги­о­нах Юлия Цеза­ря, в 45 г. до н. э. Он нахо­дил­ся под вла­стью Рима со II в. до н. э., но рим­ский город, от кото­ро­го до сих пор сохра­ни­лись обшир­ные руи­ны, в том чис­ле впе­чат­ля­ю­щий амфи­те­атр, дати­ру­ет­ся эпо­хой Импе­рии. Он был зако­но­да­те­лем моды для всей Гал­лии, и отсюда рас­про­стра­ня­лись рим­ские стро­и­тель­ные и деко­ра­тив­ные тех­ни­ки, такие как камен­ная клад­ка в фор­ме «ёлоч­ки» (opus spicatum), при­жив­ши­е­ся в про­вин­ции лишь спу­стя деся­ти­ле­тия (око­ло 30 г. до н. э.)


Фрес­ка in situ в аль­ко­ве ком­на­ты.
© Фото: J. Boislève / Inrap-MDAA.

Дом со всей сво­ей рос­кош­ной обста­нов­кой и пре­крас­ны­ми кон­струк­ци­я­ми про­сто­ял все­го два деся­ти­ле­тия. Меж­ду 50 и 40 гг. до н. э. он был раз­ру­шен и засы­пан соб­ст­вен­ны­ми облом­ка­ми. Позд­нее над ним было постро­е­но три вил­лы, послед­няя из кото­рых сго­ре­ла в 260 г. н. э. В 1978 г. Арль при­об­рёл эту зем­лю, чтобы рас­ко­пать и сохра­нить извест­ные рим­ские руи­ны. С момен­та покуп­ки здесь регу­ляр­но про­во­ди­лись рас­коп­ки. Дом Арфист­ки был отко­пан меж­ду 2014 и 2017 гг.


Фрес­ка Вто­ро­го сти­ля с нари­со­ван­ны­ми колон­на­ми.
© Фото: J. Boislève / Inrap-MDAA.

Фрес­ки отно­сят­ся ко Вто­ро­му сти­лю и содер­жат иллю­зор­ные архи­тек­тур­ные моти­вы (напри­мер, колон­ны и ими­та­ции мра­мор­ных пане­лей), кото­рые обрам­ля­ют фигу­ры и ланд­шаф­ты. Во Фран­ции все­го пят­на­дцать рим­ских архео­ло­ги­че­ских участ­ков с фрес­ка­ми Вто­ро­го сти­ля, и на сего­дня эта груп­па — круп­ней­шая по коли­че­ству, каче­ству и пол­но­те фре­сок. Кар­ти­на, дав­шая назва­ние это­му дому, — жен­щи­на, играю­щая на арфе, в кру­ге фигур на пьеде­ста­лах (веро­ят­но, часть вак­хи­че­ской про­цес­сии), — уни­каль­на для Фран­ции из-за вели­ко­леп­но­го ярко-крас­но­го фона в пре­крас­ном состо­я­нии. С ней мож­но срав­нить лишь фрес­ки на крас­ном форе, най­ден­ные в Ита­лии, преж­де все­го на пом­пей­ской Вил­ле Мисте­рий.


Фрес­ка с жен­щи­ной, играю­щей на арфе.
© Фото: Rémi Bénali / Inrap-MDAA.

С апре­ля это­го года фраг­мен­ты были раз­ло­же­ны на пло­ща­ди в 223 квад­рат­ных мет­ра в выста­воч­ном зале Музея антич­но­го Арля для соеди­не­ния и иссле­до­ва­ния. Той­хо­гра­фо­ло­ги (архео­ло­ги, кото­рые зани­ма­ют­ся рас­коп­ка­ми и изу­че­ни­ем древ­них рас­пис­ных стен) ста­би­ли­зи­ру­ют крас­ки, чтобы под­гото­вить фраг­мен­ты к иссле­до­ва­нию. Глав­ным при­о­ри­те­том явля­ет­ся изу­че­ние крас­ной кино­ва­ри, на фоне кото­рой изо­бра­же­на арфист­ка, так как этот пиг­мент име­ет тен­ден­цию чер­неть.


Ими­та­ция мра­мор­ных пане­лей.
© Фото: J. Boislève / Inrap-MDAA.

Фраг­мен­ты, иные из кото­рых мень­ше ног­тя, были отмы­ты, поме­че­ны и раз­ло­же­ны по ящи­кам, чтобы иссле­до­вать каж­дый из них и посмот­реть, не впи­сы­ва­ет­ся ли он в более широ­кую кар­ти­ну. На сего­дня спе­ци­а­ли­сты потра­ти­ли 1800 часов на отбор эле­мен­тов.

«По нашим оцен­кам, раз­бор ящи­ка зани­ма­ет день, так что на изу­че­ние всех ящи­ков потре­бу­ет­ся око­ло тыся­чи дней», — ска­зал Жюльен Буаслев, спе­ци­а­лист по антич­ной настен­ной живо­пи­си. «Это совсем как паз­зл… конеч­но, не счи­тая того, что у нас нет образ­ца, на кото­рый мож­но опи­рать­ся, и не все эле­мен­ты име­ют­ся в нали­чии, так что это тон­кая работа. Зада­ча очень слож­на, но удач­но, что у нас есть мно­же­ство фраг­мен­тов хоро­ше­го каче­ства, что ред­ко слу­ча­ет­ся».

© 2021 г. The History Blog по материалам https://www.theguardian.com.
© 2021 г. Перевод с англ.: О. В. Любимова.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА