The History Blog |
Археологи предприняли трёхлетний проект по совмещению фрагментов настенных фресок, найденных в Доме Арфистки — исключительно важной римской вилле в Арле на юго-востоке Франции. Это весьма дерзкое начинание. Имеется 800 ящиков с фрагментами фресок, что равнозначно сложнейшему паззлу, какой только можно себе представить, и консерваторы не только постараются собрать как можно больше фресок, но и в ходе работы будут изучать живопись, материалы и конструкцию.
Дом Арфистки, построенный в 70—
Дом со всей своей роскошной обстановкой и прекрасными конструкциями простоял всего два десятилетия. Между 50 и 40 гг. до н. э. он был разрушен и засыпан собственными обломками. Позднее над ним было построено три виллы, последняя из которых сгорела в 260 г. н. э. В 1978 г. Арль приобрёл эту землю, чтобы раскопать и сохранить известные римские руины. С момента покупки здесь регулярно проводились раскопки. Дом Арфистки был откопан между 2014 и 2017 гг.
Фрески относятся ко Второму стилю и содержат иллюзорные архитектурные мотивы (например, колонны и имитации мраморных панелей), которые обрамляют фигуры и ландшафты. Во Франции всего пятнадцать римских археологических участков с фресками Второго стиля, и на сегодня эта группа — крупнейшая по количеству, качеству и полноте фресок. Картина, давшая название этому дому, — женщина, играющая на арфе, в круге фигур на пьедесталах (вероятно, часть вакхической процессии), — уникальна для Франции из-за великолепного ярко-красного фона в прекрасном состоянии. С ней можно сравнить лишь фрески на красном форе, найденные в Италии, прежде всего на помпейской Вилле Мистерий.
С апреля этого года фрагменты были разложены на площади в 223 квадратных метра в выставочном зале Музея античного Арля для соединения и исследования. Тойхографологи (археологи, которые занимаются раскопками и изучением древних расписных стен) стабилизируют краски, чтобы подготовить фрагменты к исследованию. Главным приоритетом является изучение красной киновари, на фоне которой изображена арфистка, так как этот пигмент имеет тенденцию чернеть.
«По нашим оценкам, разбор ящика занимает день, так что на изучение всех ящиков потребуется около тысячи дней», — сказал Жюльен Буаслев, специалист по античной настенной живописи. «Это совсем как паззл… конечно, не считая того, что у нас нет образца, на который можно опираться, и не все элементы имеются в наличии, так что это тонкая работа. Задача очень сложна, но удачно, что у нас есть множество фрагментов хорошего качества, что редко случается».