The History Blog |
На археологическом участке Тоссаль-де-Бальтарга в каталанских Пиренеях обнаружено римское кольцо-печатка с резным драгоценным камнем, на котором в движении изображён Ахилл, поддерживающий тело убитой им Пентесилеи, царицы амазонок. Кольцо состоит из цельного широкого железного обруча с овальным драгоценным камнем-инталией, вставленным в рамку со скошенным ободом. Судя по сопоставлению с аналогами, найденными в других местах, кольцо датируется приблизительно 100—
На изображении Ахилл в полных доспехах, с мечом и щитом, поддерживает умирающую Пентесилею; он поворачивается в сторону, и гребень его шлема развевается. Он смертельно ранил Пентесилею. Царица амазонок стоит на коленях, склонив голову и, опираясь на лабрис. Ахилл пытается поддержать её под левую руку. Их одежда детально проработана, каждый ряд птериг (кожаная юбка или льняной подол усиленной жёсткости, которые римляне и греки носили под панцирями) и каждая полоса на плече Ахилла очерчены отдельно. Тщательно изображён и хитон Пентесилеи с зигзагообразным коротким подолом и диагональными складками ткани, обматывающей бёдра, что даёт свободу ногам. На её правой ноге можно даже разглядеть сандалию. Её волосы собраны в плотный пучок у основания шеи. Всё это вырезано на камне размером всего 17 × 15,5 мм.
В греко-римском декоративном искусстве часто встречается мотив Ахилла, поддерживающего убитую им женщину, которая испускает последний вздох; этот мотив восходит к гомеровской традиции, согласно которой Ахилл нанёс Пентесилее смертельный удар, снял с неё шлем и мгновенно в неё влюбился. Павсаний, географ II в. н. э., в «Описании Эллады» отмечает, что трон монументальной статуи Зевса в его храме в Олимпии был украшен рельефом «Пентесилеи, испускающей дух, и Ахилла, держащего ее на руках». Сохранился мраморный рельеф той же сцены из святилища Афродиты в Афродисиаде.
Качество инталии так высоко, что её не мог создать местный иберийский мастер. Более того, оно так высоко, что едва ли это кольцо носил ибер, пусть даже представитель местной элиты. Это был импортный предмет роскоши, какие не встречались в Иберии до римской оккупации, и на участке нет признаков торговли или экономической деятельности, которые могли бы объяснить его присутствие здесь; видимо, в Тоссаль-де-Бальтаргу кольцо привёз римлянин, вероятно — римский офицер.
На археологических участках связанных с позднереспубликанской армией, и на местах сражений в Испании и ранее обнаруживали железные кольца-печатки. Они были дорогими, но изготавливались из прочного железа, а не из более декоративных драгоценных металлов, и служили также и практическим целям. Их использовали для подписания документов, как частных, так и официальных, что связывает эти кольца с исполнением управленческих и военных обязанностей, и они служили чем-то вроде армейских жетонов, по которым идентифицировали римских офицеров, павших в битве.
В римских республиканских слоях Тоссаль-де-Бальтарги, которая была заселена на протяжении трёх фаз, с бронзового века и до I в. до н. э., когда она была заброшена, найдено три железных кольца-печатки. Железное кольцо с инталией с Ахиллом и Пентесилеей было раскопано в 2017 г. в здании F, построенном в середине II в. до н. э. и покинутом между 50 и 30 гг. до н. э. Кольца, множество монет и сапожных гвоздей от калиг, найденные на этом участке, свидетельствуют, что здесь стоял небольшой гарнизон, центром которого служила дозорная башня, имевшая, видимо, стратегическое значение для контроля за близлежащим перевалом через Пиренеи во время войн в эпоху упадка Республики, включая завоевание Цезарем Галлии (58—
«Поэтому мы [исследователи] предполагаем, что потеря кольца связана с оставлением Тоссаль-де-Бальтарги, обусловленным военными операциями на территории церретанов в середине и второй половине I в. до н. э. Хотя до сих пор нам не встретилось признаков насильственного разрушения поселения, оно играло ключевую роль важного аванпоста на этой территории, поэтому можно предположить, что его гарнизон был срочно отозван. В рамках этого сценария владелец мог потерять или оставить кольцо, а поселение было заброшено в ходе крупного преобразования этой области после подавления последнего восстания церретанов в 39 г. до н. э.».
Исследование опубликовано в «European Journal of Archeology», но, к сожалению, пока находится в платном доступе.