12.03.2022 г.
The History Blog
Вновь открывается археологическая коллекция королей Италии

После мас­штаб­ной рекон­струк­ции откры­лась Архео­ло­ги­че­ская гале­рея Королев­ско­го двор­ца Савой­ско­го дома в Турине. На пер­вом эта­же постро­ен­но­го в XIX в. Ново­го кры­ла двор­ца, меж­ду мону­мен­таль­ным атри­ем и собра­ни­ем живо­пи­си Савой­ской дина­стии, раз­ме­ще­но более тыся­чи антич­ных арте­фак­тов и пред­ме­тов искус­ства, мно­гие из кото­рых нико­гда ранее не выстав­ля­лись пуб­лич­но.


Гале­рея скульп­ту­ры в Музее Королев­ско­го двор­ца.
Фото: Королев­ские музеи Тури­на.

Пер­вы­ми из Савой­ских гер­цо­гов под оба­я­ние антич­но­сти под­па­ли Эмма­ну­ил Фили­берт (1553—1580 гг.) и его сын Карл Эмма­ну­ил I (1580—1630). В пер­вой гале­рее выстав­ле­ны две под­дел­ки XVI в., иллю­ст­ри­ру­ю­щие вку­сы это­го пери­о­да: таин­ст­вен­ный «каб­ба­ли­сти­че­ский» бюст Иси­ды из чёр­но­го мра­мо­ра со зна­ка­ми зоди­а­ка на лице и спя­щий маль­чик с кры­лья­ми Эрота и атри­бу­та­ми Гер­ку­ле­са, с наме­рен­но нане­сён­ны­ми ско­ла­ми.

К XVIII в. эти про­из­веде­ния ста­ли рас­смат­ри­вать­ся ско­рее как источ­ни­ки зна­ний, чем как тро­феи, так что в 1724 г. король Вик­тор Ама­дей II пере­дал кол­лек­цию, к тому вре­ме­ни раз­рос­шу­ю­ся за счёт поку­пок и даре­ний, Турин­ско­му уни­вер­си­те­ту, и поэт, учё­ный и дра­ма­тург Шипи­оне Маффеи полу­чил пору­че­ние выста­вить её во двор­це Реджа Уни­вер­си­та. Через сто лет в быв­шем Бла­го­род­ном собра­нии была выстав­ле­на еги­пет­ская кол­лек­ция, собран­ная Бер­нар­ди­но Дро­вет­ти и при­об­ре­тён­ная коро­лём Кар­лом Фелик­сом. В 1840-х гг. Поль Эмиль Бот­та, фран­цуз­ский кон­сул в Мосу­ле, открыл Нине­вию и асси­рий­скую циви­ли­за­цию, а немно­го позд­нее Луи­джи Паль­ма ди Чес­но­ла и его брат Алес­сан­дро собра­ли одну из круп­ней­ших кол­лек­ций кипр­ских древ­но­стей в ходе рас­ко­пок, про­во­див­ших­ся ими на ост­ро­ве. И те, и дру­гие рас­коп­ки обо­га­ти­ли Савой­скую кол­лек­цию, и сего­дня в Гале­рее выстав­ле­ны два изыс­кан­ных релье­фа из извест­ня­ко­во­го але­баст­ра, изо­бра­жаю­щие асси­рий­ско­го царя Сар­го­на II и при­двор­но­го санов­ни­ка и про­ис­хо­дя­щие из двор­ца в Хор­са­ба­де.


Ротон­да импе­ра­то­ров.
Фото: Королев­ские музеи Тури­на.

Новая гале­рея зани­ма­ет десять залов и разде­ле­на на пять сек­ций. В пер­вой сек­ции пред­став­ле­на исто­рия самой кол­лек­ции, кото­рую на про­тя­же­нии более 400 лет соби­ра­ла Савой­ская дина­стия — с XI в. пра­ви­те­ли обла­сти Савойя, вклю­чав­шей совре­мен­ный Пье­монт, со сто­ли­цей в Турине, а в 1860—1946 гг. коро­ли Ита­лии. Озна­ко­мив­шись с исто­ка­ми кол­лек­ции, посе­ти­те­ли про­хо­дят через длин­ную Гале­рею скульп­ту­ры, с обе­их сто­рон обрам­лён­ную гре­че­ски­ми и рим­ски­ми ста­ту­я­ми, порт­рет­ны­ми бюста­ми и рельеф­ны­ми сар­ко­фа­га­ми. Гале­рея закан­чи­ва­ет­ся Ротон­дой импе­ра­то­ров, где зри­те­ля окру­жа­ют бюсты рим­ских импе­ра­то­ров.


Собра­ние кли­но­пис­ных таб­лиц.
Фото: Королев­ские музеи Тури­на.

Сле­дую­щая сек­ция посвя­ще­на Древ­не­му Ближ­не­му Восто­ку и содер­жит асси­рий­ские арте­фак­ты, в том чис­ле порт­рет­ный рельеф царя Сар­го­на II и круп­ней­шую в Ита­лии кол­лек­цию кли­но­пис­ных тек­стов и цилин­дри­че­ских печа­тей.

Далее сле­ду­ют залы, посвя­щён­ные рим­ской циви­ли­за­ции, где нахо­дит­ся сде­лан­ный в XIX в. сле­пок кален­да­ря Пре­не­стин­ских фаст, ранее нико­гда не выстав­ляв­ший­ся, моза­и­ка с Орфе­ем, укро­щаю­щим зве­рей, и порт­рет­ный бюст Юлия Цеза­ря, кото­рый иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют самым реа­ли­стич­ным из извест­ных и, сле­до­ва­тель­но, име­ю­щим наи­боль­шее сход­ство с ним.


Этрус­ские залы с погре­баль­ны­ми урна­ми и сар­ко­фа­гом Мата­ус­ны.
Фото: Королев­ские музеи Тури­на.

В залах гре­че­ской и этрус­ской циви­ли­за­ций, в чис­ле дру­гих сокро­вищ, содер­жит­ся более 400 образ­цов гре­че­ской и ита­лий­ской кера­ми­ки, а так­же вто­рая кол­лек­ция этрус­ской брон­зы, чер­но­щё­ко­вой кера­ми­ки, погре­баль­ных урн и сар­ко­фа­гов, в том чис­ле боль­шой сар­ко­фаг Мата­ус­ны, дати­ру­е­мый 280—270 гг. до н. э.

В послед­ней сек­ции «Древ­но­сти с Кип­ра» хро­но­ло­ги­че­ский раз­брос арте­фак­тов осо­бен­но велик: с Брон­зо­во­го века (3-е тыся­че­ле­тие до н. э.) до Позд­ней антич­но­сти (V в. н. э.).

© 2022 г. The History Blog.
© 2022 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА