Музей Гетти приобретает бюст Германика I в. н. э.
Музей Гетти приобрёл исключительно ценный бюст I в. н. э., который является портретом Германика Юлия Цезаря, полководца-триумфатора, внука Марка Антония, внучатого племянника императора Августа, племянника и приёмного сына Тиберия (преемника Августа), отца Калигулы (преемника Тиберия), старшего брата Клавдия (преемника Калигулы).
Бюст Германика. 20—40 гг. н. э. Мрамор. 52 х 38 х 22 см. Музей Гетти, Инв. № 2021.66
«Этот изумительный портретный бюст — чрезвычайно ценное пополнение коллекции римских скульптурных портретов на Вилле, — говорит Тимоти Поттс, директор музея Дж. Пола Гетти. — Это один из самых прекрасных и лучше всего сохранившихся портретов молодого Германика на момент его усыновления в 4 г. н. э. его дядей, будущим императором Тиберием; он отлично дополняет другие римские бюсты в античной коллекции Виллы
».
Бюст изображает молодого Германика перед римским ритуалом первого сбривания бороды (depositio barbae). Если образ, или портретный тип, был создан во время его усыновления, то сам бюст является посмертным портретом популярного полководца, который должен был стать императором, но рано умер. Сегодня известно десять копий портрета Германика типа «Усыновление», которые идентифицированы на основании черт лица и тщательно уложенных прядей надо лбом.
Если оригинал портретного типа был, вероятно, изваян после усыновления Германика в 4 г. н. э., то копии, как считается, были изготовлены в правление Калигулы или в первые годы правления Клавдия (около 37—45 гг. н. э.). Когда Калигула вступил на трон, римский народ продолжал горячо любить Германика, и новый император продвигал образ своего отца и собственного родства с ним, распространяя портреты Германика как блестящего молодого полководца, предназначенного для императорского величия, которого в возрасте 33 лет постигла безвременная (и крайне подозрительная) смерть.
Документированные сведения о владельцах бюста восходят к 1798—1799 гг., когда его приобрёл в Риме Томас Брюс, седьмой граф Элгин, расхититель фриза Парфенона. Направляясь в Константинополь, где ему предстояло служить послом в Оттоманской империи, Элгин поручил своему личному секретарю приобрести в Риме «мраморные скульптуры» и отправить их в Константинополь для украшения официальной резиденции посла. В 1803 г. срок его службы окончился, и скульптуры были вывезены в Брумхолл Хаус в Шотландии, родовой дворец графов Элгин. Германик оставался в Брумхолле на протяжении двух веков, а в 2012 г. потомки Элгина продали его на аукционе за баснословную сумму в 8146500 долларов.
Впервые бюст будет показан в декабре 2021 г. как часть выставки новых приобретений «Новые приобретения 2021: коллекционирование для музея» в Центре Гетти, а затем в 2022 г. отправится на постоянную экспозицию в галерее скульптур Ранней Римской империи музея «Вилла Гетти».