07.12.2021 г.
The History Blog
Музей Гетти приобретает бюст Германика I в. н. э.

Музей Гет­ти при­об­рёл исклю­чи­тель­но цен­ный бюст I в. н. э., кото­рый явля­ет­ся порт­ре­том Гер­ма­ни­ка Юлия Цеза­ря, пол­ко­во­д­ца-три­ум­фа­то­ра, вну­ка Мар­ка Анто­ния, вну­ча­то­го пле­мян­ни­ка импе­ра­то­ра Авгу­ста, пле­мян­ни­ка и при­ём­но­го сына Тибе­рия (пре­ем­ни­ка Авгу­ста), отца Кали­гу­лы (пре­ем­ни­ка Тибе­рия), стар­ше­го бра­та Клав­дия (пре­ем­ни­ка Кали­гу­лы).


Бюст Гер­ма­ни­ка. 20—40 гг. н. э. Мра­мор. 52 х 38 х 22 см. Музей Гет­ти, Инв. № 2021.66

«Этот изу­ми­тель­ный порт­рет­ный бюст — чрез­вы­чай­но цен­ное попол­не­ние кол­лек­ции рим­ских скульп­тур­ных порт­ре­тов на Вил­ле, — гово­рит Тимо­ти Поттс, дирек­тор музея Дж. Пола Гет­ти. — Это один из самых пре­крас­ных и луч­ше все­го сохра­нив­ших­ся порт­ре­тов моло­до­го Гер­ма­ни­ка на момент его усы­нов­ле­ния в 4 г. н. э. его дядей, буду­щим импе­ра­то­ром Тибе­ри­ем; он отлич­но допол­ня­ет дру­гие рим­ские бюсты в антич­ной кол­лек­ции Вил­лы».

Бюст изо­бра­жа­ет моло­до­го Гер­ма­ни­ка перед рим­ским риту­а­лом пер­во­го сбри­ва­ния боро­ды (depositio barbae). Если образ, или порт­рет­ный тип, был создан во вре­мя его усы­нов­ле­ния, то сам бюст явля­ет­ся посмерт­ным порт­ре­том попу­ляр­но­го пол­ко­во­д­ца, кото­рый дол­жен был стать импе­ра­то­ром, но рано умер. Сего­дня извест­но десять копий порт­ре­та Гер­ма­ни­ка типа «Усы­нов­ле­ние», кото­рые иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны на осно­ва­нии черт лица и тща­тель­но уло­жен­ных прядей надо лбом.

Если ори­ги­нал порт­рет­но­го типа был, веро­ят­но, изва­ян после усы­нов­ле­ния Гер­ма­ни­ка в 4 г. н. э., то копии, как счи­та­ет­ся, были изготов­ле­ны в прав­ле­ние Кали­гу­лы или в пер­вые годы прав­ле­ния Клав­дия (око­ло 37—45 гг. н. э.). Когда Кали­гу­ла всту­пил на трон, рим­ский народ про­дол­жал горя­чо любить Гер­ма­ни­ка, и новый импе­ра­тор про­дви­гал образ сво­его отца и соб­ст­вен­но­го род­ства с ним, рас­про­стра­няя порт­ре­ты Гер­ма­ни­ка как бле­стя­ще­го моло­до­го пол­ко­во­д­ца, пред­на­зна­чен­но­го для импе­ра­тор­ско­го вели­чия, кото­ро­го в воз­расте 33 лет постиг­ла безвре­мен­ная (и крайне подо­зри­тель­ная) смерть.

Доку­мен­ти­ро­ван­ные сведе­ния о вла­дель­цах бюста вос­хо­дят к 1798—1799 гг., когда его при­об­рёл в Риме Томас Брюс, седь­мой граф Элгин, рас­хи­ти­тель фри­за Пар­фе­но­на. Направ­ля­ясь в Кон­стан­ти­но­поль, где ему пред­сто­я­ло слу­жить послом в Отто­ман­ской импе­рии, Элгин пору­чил сво­е­му лич­но­му сек­ре­та­рю при­об­ре­сти в Риме «мра­мор­ные скульп­ту­ры» и отпра­вить их в Кон­стан­ти­но­поль для укра­ше­ния офи­ци­аль­ной рези­ден­ции посла. В 1803 г. срок его служ­бы окон­чил­ся, и скульп­ту­ры были выве­зе­ны в Брум­холл Хаус в Шот­лан­дии, родо­вой дво­рец гра­фов Элгин. Гер­ма­ник оста­вал­ся в Брум­хол­ле на про­тя­же­нии двух веков, а в 2012 г. потом­ки Элги­на про­да­ли его на аук­ци­оне за бас­но­слов­ную сум­му в 8146500 дол­ла­ров.

Впер­вые бюст будет пока­зан в декаб­ре 2021 г. как часть выстав­ки новых при­об­ре­те­ний «Новые при­об­ре­те­ния 2021: кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние для музея» в Цен­тре Гет­ти, а затем в 2022 г. отпра­вит­ся на посто­ян­ную экс­по­зи­цию в гале­рее скульп­тур Ран­ней Рим­ской импе­рии музея «Вил­ла Гет­ти».

© 2021 г. The History Blog.
© 2022 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА