The History Blog |
Благодаря установке современной осветительной системы публика получила возможность увидеть в новом ярком свете уникальную базилику неизвестного назначения под Порта Маджоре, сразу за древними Аврелиановыми стенами Рима. Такая возможность будет доступна очень недолго — базилика будет открыта только с 18 по 20 марта, — а затем начнётся следующая стадия консервации. Имеется слишком короткое, но прекрасное видео, в котором реставраторы очищают красочные фрески и в новом свете совершенно по-новому выглядят великолепные белые лепные рельефы на стенах и сводчатых потолках.
Вдохновением для новой осветительной системы послужило оригинальное освещение: сегодня разноцветные светодиодные лампы напоминают естественный свет, попадавший в базилику из светового люка в преддверии. Апсида, сегодня белая, изначально была раскрашена чрезвычайно дорогой египетской синей краской. В античности её разграбили, но светодиоды напоминают, что некогда она была синей.
Базилика была построена в I в. н. э. глубоко под землёй и имела традиционную тройную форму с приделами, отделёнными от нефа двумя рядами квадратных столбов, по три в каждом. Однако её назначение не традиционно. Базилики в Риме были светскими зданиями и предназначались для таких гражданских целей, как судопроизводство и императорские аудиенции. Лишь когда в 313 г. Константин узаконил христианство, он решил использовать эту архитектурную форму в строительстве новых христианских церквей, так что базилика времён Юлиев-Клавдиев на много лет предвосхитила эту перемену. Кроме того, это единственная известная нам подземная базилика.
Её назначение неизвестно. Это не храм. Это не катакомбы. Лепные украшения — мифологические сцены, в том числе похищение Ганимеда, Орфей и Эвридика, Парис и Елена, Хирон, наставляющий Ахилла, голова Медузы, — свидетельствуют о том, что базилика выполняла религиозные функции. Исследователи предположили, что это может быть семейная гробница или нимфей, но на основании общих мотивов некоторых лепных украшений возобладала гипотеза о том, что здесь отправлялся культ, распространённый среди представителей элиты, — неопифагорейские мистерии. Если так, то они проводились здесь недолго. Через несколько лет после постройки базилика была заполнена строительным мусором.
Археологическое значение базилики намного превосходит её славу, ибо она редко предстаёт глазам публики, которой в Риме доступен миллион других чудес. С момента обнаружения базилики постоянную проблему представляет её консервация. О её существовании стало известно благодаря провалу грунта, повредившему её потолок. Стенам, гипсу и фрескам нанесли ущерб вибрация от поездов и просачивание воды.
Острая необходимость в консервации базилики для предотвращения её дальнейшего разрушения наконец обеспечила финансирование полной реставрации интерьера базилики у Порта Маджоре. Проект по её консервации осуществляется уже более 15 лет. В 2015 г. работы продвинулись настолько далеко, что базилику стали иногда открывать для посещений. Во время пандемии даже этот ограниченный доступ был закрыт, но, к счастью, реставрацию удалось продолжить и эксперты сумели удалить плесень, карбонизованные участки и патину из микроорганизмов, характерных для влажного подземного пространства, с фресок и лепнины на стене у входа, колоннах левого придела и в преддверии.