18.03.2022 г.
The History Blog
Подземная базилика у Порта Маджоре освещена

Бла­го­да­ря уста­нов­ке совре­мен­ной осве­ти­тель­ной систе­мы пуб­ли­ка полу­чи­ла воз­мож­ность увидеть в новом ярком све­те уни­каль­ную бази­ли­ку неиз­вест­но­го назна­че­ния под Пор­та Мад­жо­ре, сра­зу за древни­ми Авре­ли­а­но­вы­ми сте­на­ми Рима. Такая воз­мож­ность будет доступ­на очень недол­го — бази­ли­ка будет откры­та толь­ко с 18 по 20 мар­та, — а затем нач­нёт­ся сле­дую­щая ста­дия кон­сер­ва­ции. Име­ет­ся слиш­ком корот­кое, но пре­крас­ное видео, в кото­ром рестав­ра­то­ры очи­ща­ют кра­соч­ные фрес­ки и в новом све­те совер­шен­но по-ново­му выглядят вели­ко­леп­ные белые леп­ные релье­фы на сте­нах и свод­ча­тых потол­ках.


Вос­ста­нов­лен­ные леп­ные релье­фы.
Фото: Спе­ци­аль­ное управ­ле­ние Рима.

Вдох­но­ве­ни­ем для новой осве­ти­тель­ной систе­мы послу­жи­ло ори­ги­наль­ное осве­ще­ние: сего­дня раз­но­цвет­ные све­то­ди­од­ные лам­пы напо­ми­на­ют есте­ствен­ный свет, попа­дав­ший в бази­ли­ку из све­то­во­го люка в пред­две­рии. Апсида, сего­дня белая, изна­чаль­но была рас­кра­ше­на чрез­вы­чай­но доро­гой еги­пет­ской синей крас­кой. В антич­но­сти её раз­гра­би­ли, но све­то­ди­о­ды напо­ми­на­ют, что неко­гда она была синей.

Бази­ли­ка была постро­е­на в I в. н. э. глу­бо­ко под зем­лёй и име­ла тра­ди­ци­он­ную трой­ную фор­му с при­де­ла­ми, отде­лён­ны­ми от нефа дву­мя ряда­ми квад­рат­ных стол­бов, по три в каж­дом. Одна­ко её назна­че­ние не тра­ди­ци­он­но. Бази­ли­ки в Риме были свет­ски­ми зда­ни­я­ми и пред­на­зна­ча­лись для таких граж­дан­ских целей, как судо­про­из­вод­ство и импе­ра­тор­ские ауди­ен­ции. Лишь когда в 313 г. Кон­стан­тин уза­ко­нил хри­сти­ан­ство, он решил исполь­зо­вать эту архи­тек­тур­ную фор­му в стро­и­тель­стве новых хри­сти­ан­ских церк­вей, так что бази­ли­ка вре­мён Юли­ев-Клав­ди­ев на мно­го лет пред­вос­хи­ти­ла эту пере­ме­ну. Кро­ме того, это един­ст­вен­ная извест­ная нам под­зем­ная бази­ли­ка.

Её назна­че­ние неиз­вест­но. Это не храм. Это не ката­ком­бы. Леп­ные укра­ше­ния — мифо­ло­ги­че­ские сце­ны, в том чис­ле похи­ще­ние Гани­меда, Орфей и Эвриди­ка, Парис и Еле­на, Хирон, настав­ля­ю­щий Ахил­ла, голо­ва Меду­зы, — свиде­тель­ст­ву­ют о том, что бази­ли­ка выпол­ня­ла рели­ги­оз­ные функ­ции. Иссле­до­ва­те­ли пред­по­ло­жи­ли, что это может быть семей­ная гроб­ни­ца или ним­фей, но на осно­ва­нии общих моти­вов неко­то­рых леп­ных укра­ше­ний воз­об­ла­да­ла гипо­те­за о том, что здесь отправ­лял­ся культ, рас­про­стра­нён­ный сре­ди пред­ста­ви­те­лей эли­ты, — неопи­фа­го­рей­ские мисте­рии. Если так, то они про­во­ди­лись здесь недол­го. Через несколь­ко лет после построй­ки бази­ли­ка была запол­не­на стро­и­тель­ным мусо­ром.

Архео­ло­ги­че­ское зна­че­ние бази­ли­ки намно­го пре­вос­хо­дит её сла­ву, ибо она ред­ко пред­ста­ёт гла­зам пуб­ли­ки, кото­рой в Риме досту­пен мил­ли­он дру­гих чудес. С момен­та обна­ру­же­ния бази­ли­ки посто­ян­ную про­бле­му пред­став­ля­ет её кон­сер­ва­ция. О её суще­ст­во­ва­нии ста­ло извест­но бла­го­да­ря про­ва­лу грун­та, повредив­ше­му её пото­лок. Сте­нам, гип­су и фрес­кам нанес­ли ущерб виб­ра­ция от поездов и про­са­чи­ва­ние воды.

Ост­рая необ­хо­ди­мость в кон­сер­ва­ции бази­ли­ки для пред­от­вра­ще­ния её даль­ней­ше­го раз­ру­ше­ния нако­нец обес­пе­чи­ла финан­си­ро­ва­ние пол­ной рестав­ра­ции инте­рье­ра бази­ли­ки у Пор­та Мад­жо­ре. Про­ект по её кон­сер­ва­ции осу­ществля­ет­ся уже более 15 лет. В 2015 г. работы про­дви­ну­лись настоль­ко дале­ко, что бази­ли­ку ста­ли ино­гда откры­вать для посе­ще­ний. Во вре­мя пан­де­мии даже этот огра­ни­чен­ный доступ был закрыт, но, к сча­стью, рестав­ра­цию уда­лось про­дол­жить и экс­пер­ты суме­ли уда­лить пле­сень, кар­бо­ни­зо­ван­ные участ­ки и пати­ну из мик­ро­ор­га­низ­мов, харак­тер­ных для влаж­но­го под­зем­но­го про­стран­ства, с фре­сок и леп­ни­ны на стене у вхо­да, колон­нах лево­го при­де­ла и в пред­две­рии.


© 2022 г. The History Blog.
© 2022 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА