21.06.2022 г.
The History Blog
В Нидерландах найдено римское святилище I в. н. э.

Алтар­ные кам­ни из свя­ти­ли­ща I—IV вв. н. э.
Фото: RAAP.

На восто­ке Нидер­лан­дов, в горо­де Хер­вен-Хеме­линг на рим­ском лиме­се най­де­ны руи­ны рим­ско­го свя­ти­ли­ща I в. н. э. Рим­ские свя­ти­ли­ща были извест­ны в Нидер­лан­дах и ранее, но на лиме­се Ниж­ней Гер­ма­нии его обна­ру­жи­ли впер­вые. При этом оно и луч­ше все­го сохра­ни­лось: в нём най­де­ны алта­ри, скульп­ту­ры и ямы для жерт­во­при­но­ше­ний.


Фибу­ла, най­ден­ная на месте свя­ти­ли­ща.
Фото: RAAP.

Пер­вые следы свя­ти­ли­ща были обна­ру­же­ны в кон­це про­шло­го года волон­тё­ра­ми-архео­ло­га­ми, иссле­до­вав­ши­ми гли­ня­ный карьер. Они сооб­щи­ли о наход­ке в Гол­ланд­ское агент­ство по куль­тур­но­му наследию, кото­рое оста­но­ви­ло добы­чу гли­ны и орга­ни­зо­ва­ло про­фес­сио­наль­ные рас­коп­ки. В ходе рас­ко­пок немед­лен­но обна­ру­жи­лось несколь­ко нетро­ну­тых фибул раз­ных типов, а затем хлы­ну­ла лави­на таких архео­ло­ги­че­ских мате­ри­а­лов, как фраг­мен­ты ору­жия, креп­ле­ния упря­жи, кро­вель­ная чере­пи­ца, поме­чен­ная име­на­ми про­из­во­ди­те­лей, и вотив­ные алта­ри, как целые, так и фраг­мен­тар­ные.


Фал­ли­че­ские креп­ле­ния упря­жи.
Фото: RAAP.

Свя­ти­ли­щем поль­зо­ва­лись в основ­ном сол­да­ты. Об этом свиде­тель­ст­ву­ет мно­же­ство клейм на кро­вель­ной чере­пи­це, ибо в то вре­мя про­из­вод­ст­вом чере­пи­цы зани­ма­лись воен­ные. На участ­ке най­де­но так­же мно­же­ство фраг­мен­тов кон­ской упря­жи, доспе­хов, нако­неч­ни­ки копий и дро­ти­ков. Рим­ские офи­це­ры высо­ко­го ран­га воз­двиг­ли дюжи­ны вотив­ных кам­ней, чтобы отбла­го­да­рить бога или боги­ню за испол­не­ние сво­их жела­ний. Эти жела­ния не все­гда были свя­за­ны с победа­ми в сра­же­ни­ях. Часто пово­дом для бла­го­дар­но­сти ста­но­ви­лось про­стое выжи­ва­ние в этих север­ных кра­ях, ино­гда вда­ли от дома.

Чере­пи­ца с клей­мом про­из­во­ди­те­ля.
Фото: RAAP.

Свя­ти­ли­ще в Хер­вен-Хеме­лин­ге очень хоро­шо свиде­тель­ст­ву­ет о мас­шта­бах мигра­ции в дан­ный пери­од. Люди, совер­шав­шие здесь жерт­во­при­но­ше­ния, ранее побы­ва­ли в Вен­грии, Испа­нии и Афри­ке. И при­нес­ли сво­их богов с собой.

Коло­дец и лест­ни­ца посреди рас­ко­пок.
Фото: RAAP.

В чис­ло архи­тек­тур­ных нахо­док вхо­дит коло­дец с боль­шой камен­ной лест­ни­цей, веду­щей вниз, в воду. Бла­го­да­ря най­ден­ным в нём моне­там и фраг­мен­ту над­пи­си архео­ло­ги дати­ро­ва­ли этот коло­дец на удив­ле­ние точ­но — 220—230 гг. н. э. Это ред­кие наход­ки, каким-то обра­зом избе­жав­шие судь­бы столь мно­гих рим­ских стро­е­ний в Нидер­лан­дах и дру­гих обла­стях, разо­бран­ных на стро­и­тель­ные мате­ри­а­лы после паде­ния импе­рии.


Рас­ко­пан­ный алтар­ный камень.
Фото: RAAP.

Дати­ров­ка арте­фак­тов свиде­тель­ст­ву­ет о том, что хра­мо­вый ком­плекс посто­ян­но исполь­зо­вал­ся с I по IV вв. н. э. Най­де­но бес­пре­цедент­ное мно­же­ство камен­ных фраг­мен­тов от ско­пив­ших­ся за сто­ле­тия вотив­ных алта­рей и ста­туй; на мно­гих сохра­ни­лись читае­мые над­пи­си с име­на­ми божеств и людей, посвя­тив­ших им алта­ри во испол­не­ние дан­но­го обе­та и (или) в бла­го­дар­ность за ответ на молит­ву. Сре­ди упо­мя­ну­тых божеств — Гер­ку­лес Магу­сан (син­кре­ти­че­ский рома­ни­зи­ро­ван­ный мест­ный бог), Юпи­тер-Сера­пис и Мер­ку­рий.


Вид свер­ху на уча­сток с очер­та­ни­я­ми свя­ти­ли­ща.
Фото: RAAP.

В свя­ти­ли­ще было по мень­шей мере два хра­ма — боль­шой и малый, в сти­ле рим­ско-кельт­ско­го fanum. Боль­шой храм имел чере­пич­ную кры­шу. Фраг­мен­ты релье­фов и рас­пис­ной шту­ка­тур­ки свиде­тель­ст­ву­ют о том, что сте­ны обо­их хра­мов были укра­ше­ны мно­го­цвет­ной живо­пи­сью. Свя­ти­ли­ще было постро­е­но у сли­я­ния рек Рейн и Вал, на есте­ствен­ном хол­ме, высоту кото­ро­го стро­и­те­ли затем искус­ст­вен­но уве­ли­чи­ли. Оно сто­я­ло на неболь­шом рас­сто­я­нии от кре­по­сти Кар­вий, фор­та вспо­мо­га­тель­ных войск на южном бере­гу ниж­не­го Рей­на и на чуть более даль­нем рас­сто­я­нии от сле­дую­ще­го фор­та рим­ских вспо­мо­га­тель­ных войск в шести милях отсюда, в деревне Ло. (Оба этих места извест­ны лишь бла­го­да­ря дви­жи­мо­му архео­ло­ги­че­ско­му мате­ри­а­лу — брон­зо­вым сосудам, кир­пи­чам, кон­ской упря­жи — ибо раз­ли­вы Рей­на смы­ли всё, что оста­лось от фор­тов после того, как их исполь­зо­ва­ли в каче­стве каме­но­ло­мен.)


Кар­та сли­я­ния Рей­на и Вала с отме­чен­ным место­на­хож­де­ни­ем кре­по­стей и свя­ти­ли­ща.
Фото: RAAP.

Инте­рес­но отме­тить, что назва­ние Кар­вий (Carvium) — это лати­ни­зи­ро­ван­ная про­из­вод­ная от гер­ман­ско­го сло­ва Harh-wiha, озна­чаю­ще­го «свя­щен­ное место», и архео­ло­ги уже дав­но пред­по­ла­га­ли, что оно может ука­зы­вать на рас­по­ло­жен­ное непо­да­лё­ку свя­ти­ли­ще. Гипо­те­за под­твер­ди­лась!


Голо­ва ста­туи.
Фото: RAAP.

Арте­фак­ты, най­ден­ные на месте свя­ти­ли­ща, будут выстав­ле­ны на спе­ци­аль­ной экс­по­зи­ции в музее Валк­хоф в Ней­ме­гене с 24 июня по 30 сен­тяб­ря.

© 2022 г. The History Blog.
© 2022 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА