08.11.2022 г.
The History Blog
В священных банях найдена самая крупная группа античных бронзовых статуй в Италии

Две ста­туи в гря­зи боль­шо­го бас­сей­на в Сан-Каша­но-деи-Баньи.
Фото: Мини­стер­ство куль­ту­ры Ита­лии.

В ходе рас­ко­пок антич­ных свя­щен­ных бань в Сан-Каша­но-деи-Баньи под Сие­ной най­де­на груп­па из 24 брон­зо­вых ста­туй в пре­крас­ном состо­я­нии. Они дати­ру­ют­ся меж­ду II в. до н. э. и I в. н. э., и это самая круп­ная в исто­рии наход­ка брон­зо­вых ста­туй из антич­ной Ита­лии. Откры­тие име­ет столь важ­ное зна­че­ние, что, по сло­вам Мас­си­мо Осан­ны, Гене­раль­но­го дирек­то­ра Музеев, его мож­но сопо­ста­вить с сен­са­ци­он­ным обна­ру­же­ни­ем пары брон­зо­вых вои­нов V в. до н. э. на побе­ре­жье Риа­че в 1972 г.


Ста­туя Апол­ло­на в гря­зи.
Фото: Мини­стер­ство куль­ту­ры Ита­лии.

В антич­но­сти счи­та­лось, что горя­чие источ­ни­ки и мине­раль­ные воды Сан-Каша­но-деи-Баньи исце­ля­ют любые болез­ни и немо­щи бла­го­да­ря вме­ша­тель­ству богов, искус­ных во вра­че­ва­нии, — Гиги­еи (боги­ни здо­ро­вья), Апол­ло­на (бога цели­тель­ства и болез­ней) и Аскле­пия (бога здо­ро­вья). Палом­ни­ки вери­ли, что, оку­на­ясь в горя­чие источ­ни­ки, всту­па­ют в пря­мой кон­такт с бога­ми. Те, кто мог себе это поз­во­лить, остав­ля­ли брон­зо­вые и терра­ко­то­вые фигур­ки, изо­бра­жав­шие боль­ную часть тела, или под­но­си­ли свер­каю­щие новые монет­ки, отче­ка­нен­ные на офи­ци­аль­ном монет­ном дво­ре свя­ти­ли­ща. Уже най­де­но более 6000 монет.


Голо­ва жен­щи­ны.
Фото: Мини­стер­ство куль­ту­ры Ита­лии.

Пер­вое свя­ти­ли­ще на этом месте этрус­ки постро­и­ли не позд­нее III в. до н. э., а в нача­ле I в. рим­ляне рас­ши­ри­ли его и пре­вра­ти­ли в огром­ный ком­плекс. В V в. н. э. он был закрыт, а бас­сей­ны запе­ча­та­ны обру­шен­ны­ми колон­на­ми. Одна­ко изо­бра­же­ния богов и вотив­ные фигур­ки, остав­лен­ные мно­ги­ми поко­ле­ни­я­ми палом­ни­ков, оста­лись нетро­ну­ты.


Очи­щен­ная голо­ва ста­туи.
Фото: Мини­стер­ство куль­ту­ры Ита­лии.

Рас­коп­ки свя­ти­ли­ща нача­лись в 2019 г., и с тех пор архео­ло­ги нашли мно­же­ство вотив­ных под­но­ше­ний в фор­ме частей тела (мат­ки, пени­сы, руки, ноги, уши), остав­лен­ных на свя­щен­ном участ­ке палом­ни­ка­ми, ищу­щи­ми исце­ле­ния. В пер­вой поло­вине октяб­ря в бас­сей­нах были обна­ру­же­ны более круп­ные ста­туи в пол­ный рост. Горя­чие бас­сей­ны, напол­нен­ные гря­зью, сохра­ни­ли металл, и мно­гие ста­туи оста­лись нетро­ну­ты­ми. В чис­ле круп­ных ста­туй —изо­бра­же­ния Гиги­еи со зме­ёй, обвив­шей­ся вокруг её руки, обна­жён­ная ста­туя Апол­ло­на и юно­ша в тоге.


Ста­туи в про­цес­се кон­сер­ва­ции.
Фото: Мини­стер­ство куль­ту­ры Ита­лии.

Обна­ру­же­ние двух дюжин брон­зо­вых скульп­тур име­ет важ­ней­шее зна­че­ние, пото­му что в антич­но­сти боль­шин­ство таких ста­туй было уни­что­же­но — пере­плав­ле­но для повтор­но­го исполь­зо­ва­ния. Кро­ме того, они дают уни­каль­ное свиде­тель­ство о пере­хо­де от упад­ка этрус­ско­го вли­я­ния к гос­под­ству Рима. Этрус­ки, как и дру­гие ита­лий­ские наро­ды, про­иг­рав­шие вой­ну (воен­ные, поли­ти­че­ские и куль­тур­ные кон­флик­ты с Римом), асси­ми­ли­ро­ва­лись в рим­скую куль­ту­ру и при­ня­ли рим­ский стиль жиз­ни. Ста­туи иллю­ст­ри­ру­ют этот пере­ход­ный пери­од — как сво­им худо­же­ст­вен­ным сти­лем, так и над­пи­ся­ми, выре­зан­ны­ми в брон­зе на латин­ском и этрус­ском язы­ках. В над­пи­сях упо­ми­на­ют­ся име­на чле­нов вли­я­тель­ных этрус­ских семей, напри­мер, Велим­на из Перуд­жи и Марк­ни из окрест­но­стей Сие­ны, посвя­тив­шие ста­туи свя­щен­ным водо­ё­мам.

Город Сан-Каша­но име­ет боль­шие пла­ны на это уни­каль­ное свя­ти­ли­ще. Оно будет пре­вра­ще­но в архео­ло­ги­че­ский парк, а дво­рец XVI в., выхо­дя­щий на бас­сей­ны, станет музе­ем, где будут выстав­ле­ны тыся­чи архео­ло­ги­че­ских сокро­вищ, най­ден­ных на этом участ­ке.


Кон­тей­нер, пол­ный монет.
Фото: Мини­стер­ство куль­ту­ры Ита­лии.

Ста­туя юно­ши.
Фото: Мини­стер­ство куль­ту­ры Ита­лии.

Вотив­ная голо­ва с над­пи­сью на этрус­ском язы­ке.
Фото: Мини­стер­ство куль­ту­ры Ита­лии.

Най­ден­ная голо­ва.
Фото: Мини­стер­ство куль­ту­ры Ита­лии.

© 2022 г. The History Blog.
© 2023 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА