18.04.2023 г.
The History Blog
На вилле Квинтилиев найдена роскошная императорская винодельня

На мону­мен­таль­ной вил­ле Квин­ти­ли­ев на антич­ной Аппи­е­вой доро­ге к югу от Авре­ли­а­но­вой сте­ны Рима най­ден рос­кош­ный вино­дель­че­ский ком­плекс вре­мён прав­ле­ния импе­ра­то­ра Гор­ди­а­на III (238—244 гг. н. э.). Судя по цен­ным мате­ри­а­лам, мас­шта­бам про­из­вод­ства, теат­раль­ной пла­ни­ров­ке и вме­сти­тель­но­сти скла­дов, это была импе­ра­тор­ская вино­дель­ня, где импе­ра­тор со сво­и­ми гостя­ми мог полю­бо­вать­ся на изготов­ле­ние вина как на зре­ли­ще, а воз­мож­но, и свя­щен­ный риту­ал.


Вил­ла Квин­ти­ли­ев на доро­ге Аппия Анти­ка.
Фото: Джан­фран­ко для mAppiaM!

Вил­ла Квин­ти­ли­ев — это заго­род­ное поме­стье (villa suburbana), постро­ен­ное на пятом миль­ном камне Аппи­е­вой доро­ги. Мас­шта­бы стро­и­тель­ства были огром­ны, а клей­ма на кир­пи­чах поз­во­ля­ют дати­ро­вать его первую фазу 125 г. н. э. Здесь был соб­ст­вен­ный част­ный водо­про­вод и три вме­сти­тель­ные цистер­ны для снаб­же­ния обшир­ных бань на вил­ле (они и прав­да гро­мад­ны, высота стен дости­га­ет несколь­ких эта­жей, как в обще­ст­вен­ных банях импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни), соб­ст­вен­ное сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ное и пере­ра­ба­ты­ваю­щее про­из­вод­ство. Вил­ла была настоль­ко мону­мен­таль­на, что её руи­ны про­зва­ли «Ста­рым Римом» (Roma Vecchia) и счи­та­ли неиз­вест­ным антич­ным горо­дом.

Пер­вые руи­ны вил­лы Квин­ти­ли­ев обна­ру­жи­лись в XV в., но их вос­при­ни­ма­ли все­го лишь как бога­тый источ­ник антич­ных ста­туй для кол­лек­ции папы Пия VI, и архео­ло­ги­че­ское иссле­до­ва­ние не про­во­ди­лось. Насто­я­щие рас­коп­ки нача­лись в нача­ле XIX в., и в 1828—1829 гг. была най­де­на свин­цо­вая водо­про­вод­ная тру­ба с клей­мом с име­нем Квин­ти­ли­ев. Это поз­во­ли­ло иден­ти­фи­ци­ро­вать вил­лу как соб­ст­вен­ность бра­тьев Секс­та Квин­ти­лия Кон­ди­а­на и Секс­та Квин­ти­лия Вале­рия Мак­си­ма, кол­лег по кон­суль­ству 151 г. н. э.

Огром­ные раз­ме­ры вил­лы, её рос­кош­ная обста­нов­ка и изготов­лен­ная по зака­зу инфра­струк­ту­ра были так вели­ко­леп­ны, что импе­ра­тор Ком­мод (177—192 гг. н. э.) решил сде­лать вил­лу Квин­ти­ли­ев сво­им двор­цом. В 182—183 гг. н. э. он при­ка­зал убить бра­тьев — имен­но для того, чтобы кон­фис­ко­вать их соб­ст­вен­ность. Ком­мод ещё боль­ше рас­ши­рил вил­лу и при­ба­вил к ней иппо­дром и театр. Вил­ла была лич­ным вла­де­ни­ем импе­ра­то­ров от Ком­мо­да по мень­шей мере до Гор­ди­а­на III (244 г. н. э.). До IV в. она слу­жи­ла рези­ден­ци­ей, и даже после того, как в ней пере­ста­ли жить, она исполь­зо­ва­лась (для сель­ско­го хозяй­ства, обжи­га кера­ми­ки и т.д.) на про­тя­же­нии Сред­них Веков.

Вул­ка­ни­че­ская поч­ва здесь очень пло­до­род­на, а бра­тья Квин­ти­лии напи­са­ли трак­тат о сель­ском хозяй­стве (ныне утра­чен­ный), сле­до­ва­тель­но, их огром­ное поме­стье пло­ща­дью почти 24 гек­та­ра несо­мнен­но исполь­зо­ва­лось в сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных целях. Какие куль­ту­ры здесь выра­щи­ва­лись и обра­ба­ты­ва­лись, было неиз­вест­но, пока в ходе рас­ко­пок 2017 и 2018 гг. не обна­ру­жи­лись пер­вые следы вино­дель­ни над раз­ру­шен­ной баш­ней, постро­ен­ной в прав­ле­ние Ком­мо­да. В ходе даль­ней­ших рас­ко­пок был най­ден обшир­ный кир­пич­ный ком­плекс, раз­ру­шен­ный после того, как вил­ла была поки­ну­та.


Вид на рас­ко­пан­ную вино­дель­ню из север­но­го обеден­но­го зала вил­лы Квин­ти­ли­ев.
Фото: Сте­фа­но Кастел­ла­ни.

Вино­дель­ня вклю­ча­ет давиль­ню для вино­гра­да, два прес­са, чан, в кото­ром отста­и­ва­лось вино­град­ное сус­ло, и канал, соеди­няв­шие эти про­из­вод­ст­вен­ные участ­ки с вин­ным погре­бом, где нахо­ди­лись утоп­лен­ные в зем­лю гро­мад­ные амфо­ры для хра­не­ния (dolia). Такие про­мыш­лен­ные соору­же­ния часто обна­ру­жи­ва­ют­ся на вино­дель­нях по все­му рим­ско­му Сре­ди­зем­но­мо­рью, но вино­дель­ня на вил­ле Квин­ти­ли­ев уни­каль­на сво­ей пла­ни­ров­кой и рос­кош­ны­ми деко­ра­тив­ны­ми эле­мен­та­ми. На стро­и­тель­ном рас­т­во­ре, покры­ваю­щем чан для хра­не­ния, сто­ит клей­мо с име­нем импе­ра­то­ра Гор­ди­а­на, сле­до­ва­тель­но, он либо сам постро­ил вино­дель­ню, либо отре­мон­ти­ро­вал или усо­вер­шен­ст­во­вал её.

Рос­ко­ши явно уде­ля­лось пер­во­сте­пен­ное вни­ма­ние, и она была важ­нее функ­цио­наль­но­сти. В обыч­ных вино­дель­нях лест­ни­цы и полы покры­ли бы коч­чо­пе­сто (бетон с запол­ни­те­лем из битой кера­ми­ки), здесь же исполь­зо­вал­ся цен­ный импорт­ный мра­мор. Мра­мор выглядит вели­ко­леп­но, но это слиш­ком скольз­кое покры­тие для того, чтобы носить по нему кор­зи­ны с соч­ным вино­гра­дом.

Раздав­лен­ный вино­град отправ­ля­ли на два сто­яв­ших непо­да­лё­ку меха­ни­че­ских прес­са диа­мет­ром 2 м. Полу­чив­ше­е­ся вино­град­ное сус­ло поме­ща­ли в три фон­та­на, бив­ших из полу­круг­лых ниш в стене внут­рен­не­го дво­ри­ка. Все­го фон­та­нов было пять, но два внеш­них изли­ва­ли воду.

Из фон­та­на вино­град­ное сус­ло тек­ло по откры­тым кана­лам в огром­ные кера­ми­че­ские чаны (dolia), вко­пан­ные в зем­лю; в Древ­нем Риме это был рас­про­стра­нён­ный вино­дель­че­ский метод, ибо так созда­ва­лась ста­биль­ная мик­ро­среда для бро­же­ния.


Штуч­ная наполь­ная моза­и­ка (opus sectile), выло­жен­ная цен­ным раз­но­цвет­ным мра­мо­ром.
Фото: Сте­фа­но Кастел­ла­ни.

По трём сто­ро­нам это­го откры­то­го внут­рен­не­го дво­ри­ка рас­по­ла­га­лись кры­тые обеден­ные залы с широ­ки­ми откры­ты­ми вхо­да­ми. [Архео­лог док­тор Эмлин] Додд выдви­нул гипо­те­зу, что здесь импе­ра­тор пиро­вал и любо­вал­ся вино­де­ли­ем как насто­я­щим теат­раль­ным пред­став­ле­ни­ем.

Рас­ко­пан лишь один из обеден­ных залов — Додд хотел бы най­ти финан­си­ро­ва­ние, чтобы рас­ко­пать и осталь­ные, — и его сте­ны и полы обли­цо­ва­ны мно­го­цвет­ны­ми мра­мор­ны­ми инкру­ста­ци­я­ми со слож­ным гео­мет­ри­че­ским узо­ром.

При про­ек­ти­ро­ва­нии это­го про­из­вод­ства, види­мо, учи­ты­ва­лись как прак­ти­че­ские зада­чи вино­де­лия, так и его зре­лищ­ная состав­ля­ю­щая.

© 2023 г. The History Blog.
© 2023 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА