12.03.2023 г.
The History Blog
Это базилика Витрувия?

Пол рим­ско­го обще­ст­вен­но­го зда­ния из импорт­но­го цвет­но­го мра­мо­ра, око­ло 2000 лет назад.
Фото: Управ­ле­ние архео­ло­гии, изящ­ных искусств и ланд­шаф­та Анко­ны, Пеза­ро и Урби­но.

В горо­де Фано на севе­ре Ита­лии най­де­ны остат­ки боль­шо­го и рос­кош­но­го обще­ст­вен­но­го зда­ния рим­ской эпо­хи. Руи­ны, рас­по­ло­жен­ные пря­мо напро­тив фору­ма антич­но­го горо­да, состо­ят из как мини­мум пяти ком­нат, сте­ны кото­рых сохра­ни­лись на высоту око­ло 2 м. Тол­щи­на стен состав­ля­ет пол­то­ра мет­ра, они покры­ты извест­ко­вым рас­т­во­ром и обли­цо­ва­ны мра­мор­ны­ми пли­та­ми. Полы тоже укра­ше­ны боль­ши­ми пли­та­ми из доро­го­го импорт­но­го зелё­но­го и розо­во­го мра­мо­ра.

Зда­нию при­мер­но 2000 лет. Най­ден фраг­мент над­пи­си со следа­ми крас­но­го пиг­мен­та, кото­рый вти­ра­ли в бук­вы, чтобы они выде­ля­лись на мра­мо­ре. Сохра­ни­лось все­го две бук­вы: V в одной стро­ке и I в сле­дую­щей.

Судя по место­по­ло­же­нию напро­тив антич­но­го фору­ма, мас­шта­бам соору­же­ния и вели­ко­ле­пию мра­мор­ных инкру­ста­ций на полу и сте­нах, это круп­ное рим­ское обще­ст­вен­ное зда­ние эпо­хи Авгу­ста (I век до н. э. — I в. н. э.). Есть даже неболь­шой шанс, что это дав­но разыс­ки­вае­мая бази­ли­ка Вит­ру­вия — город­ское зда­ние, спро­ек­ти­ро­ван­ное и постро­ен­ное в I в. до н. э. Вит­ру­ви­ем — архи­тек­то­ром, воен­ным инже­не­ром и авто­ром клас­си­че­ско­го трак­та­та «Об архи­тек­ту­ре».


Вир­ту­аль­ная рекон­струк­ция бази­ли­ки в Фано.
Фото: Центр вит­ру­ви­ан­ских иссле­до­ва­ний.

Вит­ру­вий, слу­жив­ший под коман­до­ва­ни­ем Юлия Цеза­ря в 50-х и нача­ле 40-х гг. I в. до н. э., напи­сал сочи­не­ние «Об архи­тек­ту­ре» в 20-х гг. до н. э. Счи­та­ет­ся, что это была пер­вая кни­га об архи­тек­тур­ной тео­рии — и един­ст­вен­ная дошед­шая до нас со вре­мён антич­но­сти. После её обна­ру­же­ния и изда­ния в 1486 г. она ста­ла глав­ным спра­воч­ни­ком евро­пей­ских архи­тек­то­ров эпо­хи Воз­рож­де­ния. Во всех деся­ти кни­гах сво­его трак­та­та Вит­ру­вий упо­ми­на­ет лишь одно зда­ние, кото­рое он сам спро­ек­ти­ро­вал и постро­ил, — бази­ли­ку в Фано, откры­тую в 19 г. до н. э. в рим­ском горо­де, кото­рый тогда назы­вал­ся Фан Фор­ту­ны (в честь несо­хра­нив­ше­го­ся хра­ма Фор­ту­ны). Он сто­ял на важ­ном тор­го­вом пере­крёст­ке, где Фла­ми­ни­е­ва доро­га под­хо­дит к Адри­а­ти­че­ско­му морю, и был круп­ным цен­тром, достой­ным бази­ли­ки Вит­ру­вия с её нова­тор­ским архи­тек­тур­ным вели­чи­ем. В V кни­ге (6—10) Вит­ру­вий опи­сы­ва­ет бази­ли­ку, подроб­но пере­чис­ляя её осо­бен­но­сти и раз­ме­ры и пре­воз­но­ся её осо­бые про­пор­ции и сим­мет­рию, рез­ко отли­чав­шие её от типич­ных рим­ских бази­лик того вре­ме­ни.


Фраг­мент над­пи­си на мра­мор­ной пли­те с бук­ва­ми V и I.
Фото: Управ­ле­ние архео­ло­гии, изящ­ных искусств и ланд­шаф­та Анко­ны, Пеза­ро и Урби­но.

Бази­ли­ка была раз­ру­ше­на во вре­мя втор­же­ния готов в Фан Фор­ту­ны в 540 г. н. э. С XV в. архи­тек­то­ры и худож­ни­ки вос­со­зда­ют её в рисун­ках и моде­лях, и пред­при­ни­ма­лось нема­ло бес­плод­ных попы­ток най­ти архео­ло­ги­че­ские следы бази­ли­ки. Воз­мож­но, это оче­ред­ная лож­ная тре­во­га, и даже если рас­смат­ри­вать послед­нюю наход­ку как реаль­ную воз­мож­ность, най­ти твёр­дые дока­за­тель­ства за или про­тив её иден­ти­фи­ка­ции с бази­ли­кой Вит­ру­вия будет чрез­вы­чай­но слож­но.

Рас­коп­ки на этом участ­ке про­дол­жат­ся, как толь­ко будет най­де­но финан­си­ро­ва­ние. В 2021 г. гео­фи­зи­че­ское ска­ни­ро­ва­ние всей ули­цы, удач­но назван­ной Виа Вит­ру­вио, обна­ру­жи­ло под ней при­зна­ки мно­же­ства поме­ще­ний раз­ных форм и раз­ме­ров, обне­сён­ных сте­на­ми, но они, ско­рее все­го, отно­сят­ся к раз­ным эпо­хам, а не к одно­му-един­ст­вен­но­му рим­ско­му зда­нию.

© 2023 г. The History Blog.
© 2023 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
Формовочная обрезка деревьев и кустарников цена.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА