01.04.1999 г.
Discover Archaeology
Жалобный крик из обреченного города.

Сре­ди руин разо­рен­но­го горо­да архео­ло­ги нашли неболь­шой, уме­щаю­щий­ся на ладо­ни камень. На одной его сто­роне изо­бра­жен мав­зо­лей, на дру­гой — сим­вол, обо­зна­чаю­щий иудей­ский месяц тамуз. Город пал в пер­вый день меся­ца тамуз и вме­сте с ним, по всей веро­ят­но­сти, погиб мастер, сде­лав­ший эту над­пись.

Но преж­де он успел оста­вить это сооб­ще­ние о надви­гаю­щей­ся гибе­ли — посла­ние, дошед­шее через 20 сто­ле­тий. «Наход­ка кам­ня и рас­шиф­ров­ка над­пи­си на нем — от чело­ве­ка, две тыся­чи лет назад сооб­щив­ше­го нам свою исто­рию — это для меня было самым глав­ным собы­ти­ем рас­ко­пок», — ска­зал Авиам Мор­де­хай (Mordechai Aviam), офи­ци­аль­ный пред­ста­ви­тель архео­ло­ги­че­ско­го обще­ства Изра­и­ля.

В 68 г. во вре­мя вос­ста­ния в Гали­лее рим­ская армия ата­ко­ва­ла малень­кий город Иод­фат (Yodefat) в север­ной Наза­рее. Оса­да дли­лась 47 дней, и когда она закон­чи­лась, Иод­фат лежал в руи­нах. Исто­ри­ки сооб­ща­ют о 10000 иуде­ев, погиб­ших в бит­ве, и 1200 захва­чен­ных в плен. Рас­коп­ки обна­ру­жи­ли раз­бро­сан­ные остан­ки чело­ве­че­ских тел, а так­же цистер­ну с 30 тела­ми, кото­рые, как пока­за­ла экс­пер­ти­за, при­над­ле­жат детям не стар­ше 15 лет.

«Это един­ст­вен­ный слу­чай, когда мож­но с уве­рен­но­стью дати­ро­вать най­ден­ные кости вре­ме­нем Вели­ко­го вос­ста­ния, — ска­зал Авиам. — Теперь мы можем пред­ста­вить, что чув­ст­во­ва­ли эти люди во вре­мя оса­ды в ожи­да­нии сво­ей смер­ти».

Рас­коп­ки в Иод­фа­те нача­лись в 1992 г. и про­во­дят­ся архео­ло­ги­че­ским обще­ст­вом Изра­и­ля и уни­вер­си­те­том Роче­сте­ра (штат Нью-Йорк). «Что дела­ет эти рас­коп­ки осо­бен­ны­ми, — гово­рит William S. Green, дирек­тор Роче­стер­ско­го цен­тра по иссле­до­ва­нию Иудеи, — так это тот факт, что эта мест­ность не была потре­во­же­на до наших дней. Неко­то­рые люди дума­ют, что Иудея вре­мен ран­не­го хри­сти­ан­ства состо­я­ла толь­ко из мир­ных кре­стьян и повстан­цев. На осно­ва­нии рас­ко­пок мож­но с уве­рен­но­стью утвер­ждать, что все было гораздо слож­нее». Дома и фрес­ки, най­ден­ные в горо­де, ука­зы­ва­ют на суще­ст­во­ва­ние сред­не­го клас­са горо­жан в этом, как счи­та­лось, бед­ном сель­ском горо­де.

© 1999 Discover Archaeology
http://www.discoveringarchaeology.com/0399toc/finalmessage.shtml
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА