14.01.2005 г.
Знаменитая статуя Атланта Фарнезе скрывала астрономическую сенсацию.

Про­фес­сор физи­ки и аст­ро­но­мии Уни­вер­си­те­та шта­та Луи­зи­а­на Брэд­ли Шефер обна­ру­жил, что дав­но уте­рян­ный звезд­ный ката­лог Гип­пар­ха, дати­ро­вав­ший­ся 129 г. до н. э., при­сут­ст­ву­ет на рим­ской ста­туе, име­ну­ю­щей­ся Атлан­том Фар­не­зе.

Гип­парх, один из вели­чай­ших аст­ро­но­мов антич­но­сти, соста­вил пер­вый наи­бо­лее подроб­ный звезд­ный ката­лог, на дан­ные кото­ро­го впо­след­ст­вии опи­ра­лись мно­гие уче­ные древ­но­сти и сред­них веков. Счи­та­лось, что дан­ный ката­лог был без­воз­врат­но уте­рян в ран­не­хри­сти­ан­ский пери­од, вполне веро­ят­но, при пожа­ре Вели­кой биб­лио­те­ки в Алек­сан­дрии.

Атлант Фар­не­зе — это рим­ская ста­туя вто­ро­го века нашей эры, уста­нов­лен­ная око­ло 1550 года на вил­ле кар­ди­на­ла Алес­сан­дро Фар­не­зе (вну­ка папы Пав­ла III) в Капра­ро­ле (Мон­те-Чими­ни, в 56 км к севе­ро-запа­ду от Рима), она изо­бра­жа­ет тита­на Атлан­та, дер­жа­ще­го на пле­чах небес­ную сфе­ру. И вот, как выяс­нил Шефер, рельеф­ный рису­нок созвездий на гло­бу­се ста­туи чрез­вы­чай­но подроб­но ото­б­ра­жа­ет древ­не­гре­че­скую кар­ту звезд­но­го неба, и фигу­ры созвездий точ­но соот­вет­ст­ву­ют опи­са­ни­ям в ката­ло­ге Гип­пар­ха.

Работа Гип­пар­ха по состав­ле­нию подроб­но­го звезд­но­го ката­ло­га, кото­рую он про­во­дил ори­ен­ти­ро­воч­но в пери­од со 140 по 125 годы до н. э., мно­ги­ми уче­ны­ми при­зна­ва­лась выдаю­щей­ся. Сво­ей извест­но­стью этот гений антич­но­сти обя­зан откры­тию пер­вой новой звезды и явле­ния пре­цес­сии, раз­ра­бот­ке тео­рии дви­же­ния солн­ца и луны, каче­ст­вен­ным наблюде­ни­ям за пла­не­та­ми, и, разу­ме­ет­ся, состав­ле­нию пер­во­го в мире ката­ло­га из при­мер­но тыся­чи звезд.

К сожа­ле­нию, лишь одна из работ Гип­пар­ха сохра­ни­лась до наших дней — это «Ком­мен­та­рии», в кото­рых деталь­но опи­сы­ва­ют­ся очер­та­ния созвездий. Осталь­ные труды уче­но­го извест­ны толь­ко по упо­ми­на­ни­ям в работах более позд­них аст­ро­но­мов, напри­мер, у Пто­ле­мея (око­ло 85—165 гг. н. э.) в «Аль­ма­ге­сте» опи­сы­ва­ет­ся звезд­ный ката­лог Гип­пар­ха.

На мра­мор­ном звезд­ном гло­бу­се Атлан­та диа­мет­ром 66 см нари­со­ва­ны 41 созвездие, небес­ный эква­тор, тро­пи­ки и эклип­ти­ка. Исто­ри­ки искус­ства при­шли к заклю­че­нию, что сохра­нив­ша­я­ся ста­туя пред­став­ля­ет собой позд­нюю рим­скую копию гре­че­ско­го ори­ги­на­ла. По утвер­жде­нию Шефе­ра, точ­ность изо­бра­же­ния созвездий гово­рит о том, что скуль­п­тор опи­рал­ся в сво­ей рабо­те на кон­крет­ные аст­ро­но­ми­че­ские наблюде­ния. Ранее их при­пи­сы­ва­ли мно­гим дру­гим уче­ным, но толь­ко не Гип­пар­ху. А Шефер как раз ука­зы­ва­ет на явное соот­вет­ст­вие изо­бра­же­ния имен­но ката­ло­гу, состав­лен­но­му Гип­пар­хом.

Пре­цес­сия, откры­тая Гип­пар­хом, пред­став­ля­ет собой про­цесс, при кото­ром звезды и рису­нок созвездий дви­га­ют­ся отно­си­тель­но небес­но­го эква­то­ра и тро­пи­ков. В этом и кро­ет­ся ключ к уста­нов­ле­нию даты наблюде­ний, резуль­та­ты кото­рых вопло­ще­ны скуль­п­то­ром в мра­мо­ре. Для про­веде­ния тща­тель­но­го ана­ли­за про­фес­сор Шефер сам отпра­вил­ся в Неа­поль и сде­лал соб­ст­вен­ные сним­ки звезд­но­го гло­бу­са. Заме­рив око­ло 70 раз­лич­ных пози­ций на сфе­ре, аме­ри­ка­нец вычис­лил наи­бо­лее под­хо­дя­щую по вре­ме­ни дату про­веде­ния уве­ко­ве­чен­ных аст­ро­но­ми­че­ских наблюде­ний. Это ока­зал­ся 125 год до н. э. при погреш­но­сти в плюс-минус 55 лет, то есть пери­од меж­ду 180 и 70 гг. до н. э.

Дан­ный год пря­мо ука­зы­ва­ет на Гип­пар­ха (по име­ю­щим­ся дан­ным, ката­лог был создан им в 129 году до н. э.), а все преж­де пред­по­ла­гав­ши­е­ся авто­ры аст­ро­но­ми­че­ских наблюде­ний оста­ют­ся вне уста­нов­лен­ных вре­мен­ных рамок. Дета­ли­за­ция изо­бра­же­ния на гло­бу­се так­же гово­рит в поль­зу Гип­пар­ха, так как точ­но­сти в 3,5 гра­ду­са невоз­мож­но добить­ся обыч­ны­ми уст­ны­ми опи­са­ни­я­ми, даю­щи­ми лишь 8-гра­дус­ную точ­ность.

Вдо­ба­вок, извест­но, что Гип­парх скон­струи­ро­вал мно­же­ство звезд­ных гло­бу­сов на осно­ве соб­ст­вен­но­го ката­ло­га. Напри­мер, суще­ст­ву­ют древ­ние моне­ты, на кото­рых Гип­парх изо­бра­жен сидя­щим перед сфе­рой. А Пто­ле­мей ясно ука­зы­ва­ет в сво­их работах, что Гип­парх делал звезд­ные гло­бу­сы. Об этом сооб­ща­ет «КомпьюЛента».

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА