06.05.2007 г.
Найдена греческая стела, имеющая важное историческое значение.

На орга­ни­зо­ван­ной Музе­ем Изра­и­ля экс­по­зи­ции впер­вые пред­став­ле­на широ­кой пуб­ли­ке «Сте­ла Гелио­до­ра».


Новая сте­ла. (The Epoch Times).

3 мая Музей Изра­и­ля пред­ста­вил пуб­ли­ке уни­каль­ную сте­лу, воз­раст кото­рой дости­га­ет 2200 лет; эта покры­тая над­пи­ся­ми камен­ная пли­та пред­ла­га­ет нам новый взгляд на дра­ма­ти­че­ские собы­тия, свя­зан­ные с Гелио­до­ром и Иеру­са­лим­ским хра­мом, опи­са­ние кото­рых при­во­дят­ся во Вто­рой кни­ге Мак­ка­ве­ев.

«Сте­ла Гелио­до­ра — одна из важ­ней­ших и зна­ко­вых элли­ни­сти­че­ских над­пи­сей, кото­рые когда-либо нахо­ди­ли в Изра­и­ле», — отме­ча­ет дирек­тор Музея Изра­и­ля Джеймс С. Снай­дер (James S. Snyder).

Она лежит в кон­тек­сте Вто­рой кни­ги Мак­ка­ве­ев и явля­ет­ся неза­ви­си­мым и надёж­ным источ­ни­ком по исто­рии собы­тий, пред­ше­ст­во­вав­ших вос­ста­нию Мак­ка­ве­ев, победо­нос­ное завер­ше­ние кото­ро­го отме­ча­ет­ся каж­дый год во вре­мя еврей­ско­го празд­ни­ка Хану­ка.


Сте­ла Гелио­до­ра пред­ла­га­ет нам новое виде­ние исто­рии Изра­и­ля.


Недав­но рас­шиф­ро­ван­ная над­пись с этой сте­лы даёт нам новую инфор­ма­цию о Гелио­до­ре, кото­рый, соглас­но Вто­рой кни­ге Мак­ка­ве­ев, полу­чил при­каз захва­тить сокро­ви­ща Иеру­са­лим­ско­го хра­ма, но перед ним чудес­ным обра­зом явил­ся ужас­ный всад­ник в сопро­вож­де­нии двух юно­шей и про­гнал его.

Сте­ла Гелио­до­ра, отдан­ная на вре­мен­ное хра­не­ние Музею Изра­и­ля нью-йорк­ски­ми анти­ква­ра­ми Май­к­лом и Джуди Штей­н­хар­та­ми (Michael and Judy Steinhardt), на этой выстав­ке была впер­вые пред­став­ле­на широ­кой пуб­ли­ке. На сте­ле на древ­не­гре­че­ском язы­ке запе­чат­ле­на пере­пис­ка Гелио­до­ра и царя Селев­ка IV, пра­вив­ше­го государ­ст­вом Селев­кидов со 187 по 175 гг. до н. э., пре­ем­ни­ком кото­ро­го был Антиох IV Эпи­фан, широ­ко извест­ный по собы­ти­ям, свя­зан­ным с Хану­кой. В сво­ём пись­ме царь Селевк сооб­ща­ет о назна­че­нии чинов­ни­ка для над­зо­ра за хра­ма­ми про­вин­ции, в состав кото­рой вхо­ди­ла терри­то­рия Изра­и­ля.

Назна­че­ние чинов­ни­ка для над­зо­ра за хра­ма­ми — в том чис­ле за Иеру­са­лим­ским хра­мом — было свя­за­но с жела­ни­ем царя при­ве­сти устрой­ство про­вин­ции в соот­вет­ст­вие с поряд­ка­ми все­го государ­ства Селев­кидов. В обя­зан­но­сти это­го долж­ност­но­го лица вхо­дил над­зор за хра­мо­вы­ми дохо­да­ми и, глав­ным обра­зом, за сбо­ром цар­ских пода­тей. Одна­ко, веро­ят­но, евреи посчи­та­ли все это пося­га­тель­ст­вом на свою рели­ги­оз­ную авто­но­мию.

Веро­ят­но, имен­но эти собы­тия яви­лись пред­ве­сти­ем гряду­щих пере­мен. Менее чем через 10 лет после это­го в 169/168 г. до н. э. новый царь государ­ства Селев­кидов Антиох IV Эпи­фан вме­сте со сво­ей арми­ей вой­дут в Иеру­са­лим, пере­бьют его жите­лей и раз­гра­бят сокро­ви­ща Хра­ма, осквер­нив его Свя­тая Свя­тых. Таким обра­зом, назна­че­ние, кото­ро­му посвя­ще­на над­пись на этой сте­ле, отме­ча­ет нача­ло гре­ко-селев­кид­ско­го вме­ша­тель­ства в еврей­ские рели­ги­оз­ные дела, при­вед­шее в конеч­ном сче­те к вос­ста­нию Мак­ка­ве­ев в 167 г. до н. э.


Музей Изра­и­ля откры­ва­ет экс­по­зи­цию, посвя­щен­ную древним сте­лам.


Сте­ла Гелио­до­ра явля­ет­ся частью спе­ци­аль­ной экс­по­зи­ции, назван­ной «Цар­ская пере­пис­ка на камне — Инспек­тор хра­мов», кото­рую кури­ру­ет Давид Мево­рах (David Mevorah), заве­дую­щий отде­лом элли­ни­сти­че­ской, рим­ской и визан­тий­ской архео­ло­гии. Экс­по­зи­ция будет откры­та весь июнь 2007 года; она вклю­ча­ет так­же дру­гую элли­ни­сти­че­скую сте­лу, из цар­ской адми­ни­ст­ра­ции государ­ства Селев­кидов — Сте­лу из Хеф­ци­бы (Hefzibah stele) — одно из глав­ных досто­я­ний Музея Изра­и­ля.

Над­пи­си со Сте­лы Гелио­до­ра были рас­шиф­ро­ва­ны и пере­веде­ны про­фес­со­ром Анной Кот­тон-Пал­ти­ель (Hannah Cotton-Paltiel) из Иеру­са­лим­ско­го Еврей­ско­го Уни­вер­си­те­та и про­фес­со­ром Миха­элем Вёр­лем (Michael Woerrle) из Комис­сии по древ­ней исто­рии и эпи­гра­фи­ке Немец­ко­го архео­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та в Мюн­хене. Ана­лиз нале­та на камне, про­веден­ный про­фес­со­ром Тель-Ави­вско­го уни­вер­си­те­та Юве­лем Горе­ном (Yuvel Goren), пока­зы­ва­ет, что ско­рее все­го, сте­ла была высе­че­на из кам­ня, добы­то­го в низ­мен­но­сти меж­ду Иудей­ски­ми хол­ма­ми и побе­ре­жьем Сре­ди­зем­но­го моря.


Иссле­до­ва­ние исто­ри­че­ско­го зна­че­ния Сте­лы Гелио­до­ра.


Сте­ла Гелио­до­ра сохра­ни­ла для нас три пись­ма цар­ской адми­ни­ст­ра­ции царя Селев­ка IV (187—175 гг. до н. э.). Самое ран­нее и наи­бо­лее важ­ное из них — от царя Селев­ка IV к Гелио­до­ру, — от него оста­лась толь­ко пре­ам­бу­ла.

В нем царь сооб­ща­ет о назна­че­нии чинов­ни­ка для над­зо­ра за хра­ма­ми в селев­кид­ской про­вин­ции Келе­си­рия и Фини­кия, куда вхо­ди­ли зем­ли Изра­и­ля. Два дру­гих пись­ма, дати­ро­ван­ные кон­цом лета 178 г. до н. э., пред­став­ля­ют собой корот­кие посла­ния, в кото­рых Гелио­дор пере­да­ет цар­ские ука­за­ния сво­им под­чи­нён­ным.

Этим назна­че­ни­ем царь наме­ре­вал­ся при­ве­сти устрой­ство про­вин­ции Келе­си­рия и Фини­кия в соот­вет­ст­вие с поряд­ка­ми все­го государ­ства Селев­кидов. Это долж­но было упро­чить цар­ский кон­троль над хра­ма­ми и их дохо­да­ми. Новое назна­че­ние было свя­за­но со смер­тью или отстав­кой чинов­ни­ка, кото­рый до это­го был пер­во­свя­щен­ни­ком про­вин­ции и, веро­ят­но, кон­тро­ли­ро­вал хра­мо­вые дохо­ды.

Пере­пис­ка это­го чинов­ни­ка и Антио­ха III, отца Селев­ка IV, сохра­ни­лась на Сте­ле из Хеф­ци­бы, так­же вклю­чен­ной в экс­по­зи­цию, она пред­став­ле­на сре­ди экс­по­на­тов музея ещё с тех пор, как в 1960-х гг. её нашли на севе­ре Изра­и­ля.

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ний Кот­то­на-Пал­ти­е­ля, Вёр­ля и Горе­на были недав­но опуб­ли­ко­ва­ны в “Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik”, глав­ном меж­ду­на­род­ном жур­на­ле по пуб­ли­ка­ции доку­мен­тов, отно­ся­щих­ся к эпо­хе клас­си­че­ской древ­но­сти.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА