3 мая Музей Израиля представил публике уникальную стелу, возраст которой достигает 2200 лет; эта покрытая надписями каменная плита предлагает нам новый взгляд на драматические события, связанные с Гелиодором и Иерусалимским храмом, описание которых приводятся во Второй книге Маккавеев.
«Стела Гелиодора — одна из важнейших и знаковых эллинистических надписей, которые когда-либо находили в Израиле», — отмечает директор Музея Израиля Джеймс С. Снайдер (James S. Snyder).
Она лежит в контексте Второй книги Маккавеев и является независимым и надёжным источником по истории событий, предшествовавших восстанию Маккавеев, победоносное завершение которого отмечается каждый год во время еврейского праздника Ханука.
Стела Гелиодора предлагает нам новое видение истории Израиля.
Недавно расшифрованная надпись с этой стелы даёт нам новую информацию о Гелиодоре, который, согласно Второй книге Маккавеев, получил приказ захватить сокровища Иерусалимского храма, но перед ним чудесным образом явился ужасный всадник в сопровождении двух юношей и прогнал его.
Стела Гелиодора, отданная на временное хранение Музею Израиля нью-йоркскими антикварами Майклом и Джуди Штейнхартами (Michael and Judy Steinhardt), на этой выставке была впервые представлена широкой публике. На стеле на древнегреческом языке запечатлена переписка Гелиодора и царя Селевка IV, правившего государством Селевкидов со 187 по 175 гг. до н. э., преемником которого был Антиох IV Эпифан, широко известный по событиям, связанным с Ханукой. В своём письме царь Селевк сообщает о назначении чиновника для надзора за храмами провинции, в состав которой входила территория Израиля.
Назначение чиновника для надзора за храмами — в том числе за Иерусалимским храмом — было связано с желанием царя привести устройство провинции в соответствие с порядками всего государства Селевкидов. В обязанности этого должностного лица входил надзор за храмовыми доходами и, главным образом, за сбором царских податей. Однако, вероятно, евреи посчитали все это посягательством на свою религиозную автономию.
Вероятно, именно эти события явились предвестием грядущих перемен. Менее чем через 10 лет после этого в 169/168 г. до н. э. новый царь государства Селевкидов Антиох IV Эпифан вместе со своей армией войдут в Иерусалим, перебьют его жителей и разграбят сокровища Храма, осквернив его Святая Святых. Таким образом, назначение, которому посвящена надпись на этой стеле, отмечает начало греко-селевкидского вмешательства в еврейские религиозные дела, приведшее в конечном счете к восстанию Маккавеев в 167 г. до н. э.
Музей Израиля открывает экспозицию, посвященную древним стелам.
Стела Гелиодора является частью специальной экспозиции, названной «Царская переписка на камне — Инспектор храмов», которую курирует Давид Меворах (David Mevorah), заведующий отделом эллинистической, римской и византийской археологии. Экспозиция будет открыта весь июнь 2007 года; она включает также другую эллинистическую стелу, из царской администрации государства Селевкидов — Стелу из Хефцибы (Hefzibah stele) — одно из главных достояний Музея Израиля.
Надписи со Стелы Гелиодора были расшифрованы и переведены профессором Анной Коттон-Палтиель (Hannah Cotton-Paltiel) из Иерусалимского Еврейского Университета и профессором Михаэлем Вёрлем (Michael Woerrle) из Комиссии по древней истории и эпиграфике Немецкого археологического института в Мюнхене. Анализ налета на камне, проведенный профессором Тель-Авивского университета Ювелем Гореном (Yuvel Goren), показывает, что скорее всего, стела была высечена из камня, добытого в низменности между Иудейскими холмами и побережьем Средиземного моря.
Исследование исторического значения Стелы Гелиодора.
Стела Гелиодора сохранила для нас три письма царской администрации царя Селевка IV (187—
В нем царь сообщает о назначении чиновника для надзора за храмами в селевкидской провинции Келесирия и Финикия, куда входили земли Израиля. Два других письма, датированные концом лета 178 г. до н. э., представляют собой короткие послания, в которых Гелиодор передает царские указания своим подчинённым.
Этим назначением царь намеревался привести устройство провинции Келесирия и Финикия в соответствие с порядками всего государства Селевкидов. Это должно было упрочить царский контроль над храмами и их доходами. Новое назначение было связано со смертью или отставкой чиновника, который до этого был первосвященником провинции и, вероятно, контролировал храмовые доходы.
Переписка этого чиновника и Антиоха III, отца Селевка IV, сохранилась на Стеле из Хефцибы, также включенной в экспозицию, она представлена среди экспонатов музея ещё с тех пор, как в
Результаты исследований Коттона-Палтиеля, Вёрля и Горена были недавно опубликованы в “Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik”, главном международном журнале по публикации документов, относящихся к эпохе классической древности.