Австрийский ассириолог Михаэль Юрса (Michael Jursa) недавно обнаружил запись о пожертвовании, сделанном высокопоставленным вавилонским чиновником Навузарданом. Возможно, что эта находка подтверждает достоверность Книги Иеремии, в которой Навузардан упоминается как участник осады Иерусалима в 587 г. до н. э.
Табличка датируется 595 г. до н. э., т. е. временем правления вавилонского царя Навуходоносора II. Взойдя на престол в 604 г. до н. э., он вскоре отправился в поход на Египет и тем самым начал эпоху войн между этими двумя народами. В ходе боевых действий Иерусалим был взят в 597 г. и еще раз — в 587—
Как повествует библейская история, победоносный царь Вавилонии выселил из города множество иудейских пленников. Но пророка Иеремию он решил пощадить и приказал Навузардану присматривать за ним: «Возьми его и имей его во внимании, и не делай ему ничего худого, но поступай с ним так, как он скажет тебе» (Иер 39:12). Навузардан исполнил это приказание и освободил Иеремию из плена, проследив за тем, чтобы его сопровождали на пути домой в Иерусалим, после чего тот остался жить вместе со своим народом.
Очевидно, что Навузардан не только состоял на службе в армии, но и исполнял религиозные обязанности. Юрса наткнулся на имя Навузардана, когда исследовал в Британском музее вавилонские таблички. Согласно Юрсе, табличка содержит запись о пожертвовании вавилонскому храму, и его перевод был впоследствии подтвержден кураторами Британского музея. Правда, из этого сообщения мало что можно сказать о жизни Навузардана. Пресс-секретарь музея Ханна Боултон (Hannah Boulton) говорит, что совершение пожертвований было для высокопоставленных чиновников того времени обычным делом. Поэтому данный факт совсем не обязательно означает, что Навузардан был особенно благочестив и религиозен.
Возможно, табличка и не дает нам новой информации о жизни или религиозных взглядах Навузардана, но подтверждает достоверность Книги Иеремии. Важно то, что она доказывает, что этот библейский персонаж действительно существовал. По словам Юрсы, «довольно редко можно найти табличку, где встречается имя упоминавшегося в Библии человека, который делает повседневные приношения храму в Вавилоне, да ещё и с указанием точной даты». Боултон даже идет дальше и высказывает предположение, что, возможно, эта находка подтверждает достоверность и всей Библии: «Я думаю, что если это действительно то самое имя, то… вероятно, это важно с точки зрения достоверности другой информации, содержащейся как в Книги Иеремии, так и Библии в целом».
С другой стороны, табличка обнаруживает опасность множественных переводов.
Греческая Септаугинта и еврейская Масоретская Библия содержат две основные версии Книги Иеремии, сохранившиеся до нашего времени со времен античности. Ученые согласны в том, что имя переведено неправильно в обоих текстах. Гласные и порой целые слоги в позднейших источниках часто опускались, из-за чего вавилонское имя «Набу-шаруссу-укин» и превратилось в привычного нам «Навузардана» или ещё какие-то другие варианты. Ссылаясь на контекстную информацию таблички, включая должность чиновника и дату, Юрса доказывает, что всё это различные варианты написания имени одного и того же человека.
Разночтения в написании могут показаться незначительной проблемой, но они связаны с гораздо более важным вопросом, а именно противоречиями между археологическими свидетельствами и библейским текстом. Одно из них касается военной кампании вавилонян против Иерусалима, имевшей место в 701 г. до н. э. Согласно Библии, вавилонский царь Синнахериб, правивший в 701—
Однако царь Синнахериб в надписи, известной как Призма Синнахериба, заявляет совершенно о другом. Эта шестиугольная глиняная призма высотой 38 см содержит 500 строчек, написанных в 6 колонках. В прямом противоречии с Библией там рассказывается, что Синнахериб занял города, принадлежавшие царю Иудеи, захватил царских дочерей и наложил тяжёлую дань. Ни один из этих источников абсолютно достоверным считать нельзя, но в отсутствие других археологических свидетельств историкам остаётся только гадать, что же всё-таки произошло на самом деле.
Коллекция вавилонских табличек в Британском музее может содержать ответ на этот вопрос, а также раскрыть и другие древние тайны. Сейчас в Британском музее находятся более
Пока же эксперты по клинописи боятся, что их уникальный путь к пониманию прошлого навсегда закрыт непрекращающимся насилием в Ираке и войной в Персидском заливе. Если принять во внимание, что на Ближнем Востоке находится бесчисленное множество других клинописных документов, коллекция Британского музея может показаться лишь вершиной айсберга. К несчастью, таблички легко разбиваются и раскалываются, из-за чего зачастую удаётся достать только фрагменты больших надписей. Также широкое распространение получила «чёрная археология», и клинописные таблички отделяются от места археологических раскопок и артефактов, с которыми они связаны. Боултон признаёт, что трудно узнать, что именно утрачено к настоящему моменту: «Я имею в виду, что мы просто не представляем, но возможность [того, что утрачено нечто важное], несомненно, существует; поэтому большая трагедия, когда эти таблички исчезают сейчас в Ираке, а между тем никто даже не может сказать, что на них было написано».