РАМАТ-ГАН (Израиль). — Израильский ученый объявил, что ему удалось обнаружить первое археологическое свидетельство, подтверждающее достоверность библейской истории о том, как Давид убил филистимского великана Голиафа.
Арен Меир (Aren Maeir), руководивший работами, сказал, что в раскопках десятилетней давности в южной части Израиля был найден глиняный черепок, на котором древнесемитскими буквами начертаны слова «Алват» и «Влт», вероятно, филистимские варианты написания имени Голиафа.
«Это поистине революционная находка», — так говорит он об этом рыжеватом черепке. — «В результате мы получили очень важное свидетельство того, что имя Голиафа, которое упоминается в Библии в контексте истории Давида и Голиафа… отнюдь не какая-то поздняя литературная выдумка».
Меир, глава департамента археологии университета Бар-Илан, расположенного недалеко от Тель-Авива, рассказал журналистам “Reuters”, что черепок, по-видимому, представляет собой фрагмент древней чаши, а археологи откопали его в Телль эс-Шафи на глубине около двух метров.
Считается, что холм, где проводились раскопки, стоит на месте древнего Гефа, который Библия называет родным городом Голиафа.
Библейская история о поражении сказочного филистимского великана Голиафа от рук гораздо меньшего Давида, ставшего впоследствии царем Израиля, долго была популярной метафорой триумфа добра над злом вопреки всем преградам.
Меир сказал, что черепок, датирующийся приблизительно 900 г. до н. э., недостаточно древний, чтобы принадлежать самому Голиафу, который, как считается, жил около 1000 г. до н. э.
Но ученый добавляет: «Это первый раз, когда мы находим в Израиле упоминание имени Голиафа или чего-то похожего на него».
«У меня нет черепа Голиафа с дырой промеж лба, но это первое археологическое свидетельство из филистимского города, которое подтверждает достоверность библейской истории», — рассказал исследователь, родившийся в США.
Первая книга Самуила (17:4—
Пастух Давид принял вызов Голиафа и «одолел филистимлянина пращою и камнем» (1 Сам. 17:50).
Меир также отметил, что это самая старая из филистимских надписей, которые когда-либо находили в Израиле.
«До сих пор большинство из того, что мы знаем о филистимлянах, идет из Библии… А библейская точка зрения очень и очень субъективная. В итоге мы не слышим об этом народе ничего хорошего — только то, что это были дурные люди и варвары», — говорит он.
«Но если мы взглянем на филистимлян, основываясь на точке зрения археологии, то увидим, что у них была очень богатая, динамичная, интересная и развитая культура».
Меир сказал, что потратил несколько месяцев на то, чтобы проконсультироваться по поводу своей находки с другими экспертами и теперь планирует обсудить её на конференции, которая должна пройти в этом месяце в США.