13.11.2005 г.
Археологи нашли имя Голиафа.


РАМАТ-ГАН (Изра­иль). — Изра­иль­ский уче­ный объ­явил, что ему уда­лось обна­ру­жить пер­вое архео­ло­ги­че­ское свиде­тель­ство, под­твер­ждаю­щее досто­вер­ность биб­лей­ской исто­рии о том, как Давид убил фили­стим­ско­го вели­ка­на Голиа­фа.

Арен Меир (Aren Maeir), руко­во­див­ший работа­ми, ска­зал, что в рас­коп­ках деся­ти­лет­ней дав­но­сти в южной части Изра­и­ля был най­ден гли­ня­ный чере­пок, на кото­ром древне­се­мит­ски­ми бук­ва­ми начер­та­ны сло­ва «Алват» и «Влт», веро­ят­но, фили­стим­ские вари­ан­ты напи­са­ния име­ни Голиа­фа.

«Это поис­ти­не рево­лю­ци­он­ная наход­ка», — так гово­рит он об этом рыже­ва­том череп­ке. — «В резуль­та­те мы полу­чи­ли очень важ­ное свиде­тель­ство того, что имя Голиа­фа, кото­рое упо­ми­на­ет­ся в Биб­лии в кон­тек­сте исто­рии Давида и Голиа­фа… отнюдь не какая-то позд­няя лите­ра­тур­ная выдум­ка».

Меир, гла­ва депар­та­мен­та архео­ло­гии уни­вер­си­те­та Бар-Илан, рас­по­ло­жен­но­го неда­ле­ко от Тель-Ави­ва, рас­ска­зал жур­на­ли­стам “Reuters”, что чере­пок, по-види­мо­му, пред­став­ля­ет собой фраг­мент древ­ней чаши, а архео­ло­ги отко­па­ли его в Телль эс-Шафи на глу­бине око­ло двух мет­ров.

Счи­та­ет­ся, что холм, где про­во­ди­лись рас­коп­ки, сто­ит на месте древ­не­го Гефа, кото­рый Биб­лия назы­ва­ет род­ным горо­дом Голиа­фа.

Биб­лей­ская исто­рия о пора­же­нии ска­зоч­но­го фили­стим­ско­го вели­ка­на Голиа­фа от рук гораздо мень­ше­го Давида, став­ше­го впо­след­ст­вии царем Изра­и­ля, дол­го была попу­ляр­ной мета­фо­рой три­ум­фа добра над злом вопре­ки всем пре­гра­дам.

Меир ска­зал, что чере­пок, дати­ру­ю­щий­ся при­бли­зи­тель­но 900 г. до н. э., недо­ста­точ­но древ­ний, чтобы при­над­ле­жать само­му Голиа­фу, кото­рый, как счи­та­ет­ся, жил око­ло 1000 г. до н. э.

Но уче­ный добав­ля­ет: «Это пер­вый раз, когда мы нахо­дим в Изра­и­ле упо­ми­на­ние име­ни Голиа­фа или чего-то похо­же­го на него».

«У меня нет чере­па Голиа­фа с дырой про­меж лба, но это пер­вое архео­ло­ги­че­ское свиде­тель­ство из фили­стим­ско­го горо­да, кото­рое под­твер­жда­ет досто­вер­ность биб­лей­ской исто­рии», — рас­ска­зал иссле­до­ва­тель, родив­ший­ся в США.

Пер­вая кни­га Саму­и­ла (17:4—10) повест­ву­ет о том, как «вышел из ста­на фили­стим­ско­го еди­но­бо­рец, по име­ни Голиаф, из Гефа», зако­ван­ный в тяже­лые доспе­хи и выде­ляв­ший­ся гигант­ским ростом, и стал вызы­вать одно­го из изра­иль­тян на поеди­нок.

Пас­тух Давид при­нял вызов Голиа­фа и «одо­лел фили­стим­ля­ни­на пра­щою и кам­нем» (1 Сам. 17:50).

Меир так­же отме­тил, что это самая ста­рая из фили­стим­ских над­пи­сей, кото­рые когда-либо нахо­ди­ли в Изра­и­ле.

«До сих пор боль­шин­ство из того, что мы зна­ем о фили­стим­ля­нах, идет из Биб­лии… А биб­лей­ская точ­ка зре­ния очень и очень субъ­ек­тив­ная. В ито­ге мы не слы­шим об этом наро­де ниче­го хоро­ше­го — толь­ко то, что это были дур­ные люди и вар­ва­ры», — гово­рит он.

«Но если мы взгля­нем на фили­стим­лян, осно­вы­ва­ясь на точ­ке зре­ния архео­ло­гии, то увидим, что у них была очень бога­тая, дина­мич­ная, инте­рес­ная и раз­ви­тая куль­ту­ра».

Меир ска­зал, что потра­тил несколь­ко меся­цев на то, чтобы про­кон­суль­ти­ро­вать­ся по пово­ду сво­ей наход­ки с дру­ги­ми экс­пер­та­ми и теперь пла­ни­ру­ет обсудить её на кон­фе­рен­ции, кото­рая долж­на прой­ти в этом меся­це в США.


ALLYN FISHER-ILAN, Reuters

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА