31.08.1997 г.
Archaeology.org
Установлено местонахождение города Экрона

Най­ден­ная в Тель-Микне над­пись с посвя­ще­ни­ем хра­му под­твер­жда­ет, что на этом месте нахо­дил­ся Экрон, один из пяти глав­ных горо­дов Фили­стии. (Tel Miqne / Ekron publications).

Над­пись на извест­ня­ко­вой пли­те, най­ден­ная в Тель-Микне (Tel Miqne), в 37 км к юго-запа­ду от Иеру­са­ли­ма, под­твер­жда­ет, что на этом месте нахо­дил­ся Экрон, один из пяти глав­ных горо­дов Фили­стии, о кото­рых рас­ска­зы­ва­ет­ся в Биб­лии. Она уни­каль­на тем, что содер­жит назва­ние биб­лей­ско­го горо­да и име­на пяти его пра­ви­те­лей, двое из кото­рых упо­ми­на­ют­ся в аль­тер­на­тив­ных Биб­лии источ­ни­ках. Это един­ст­вен­ная фили­стим­ская над­пись, у кото­рой чет­ко опре­де­лен и дати­ро­ван архео­ло­ги­че­ский кон­текст. Она несет боль­шое коли­че­ство инфор­ма­ции, бла­го­да­ря кото­рой мы можем луч­ше узнать исто­рию Экро­на и Фили­стии. Теперь у нас появ­ля­ют­ся допол­ни­тель­ные дово­ды, чтобы отож­дествлять Экрон с вас­саль­ным горо­дом-государ­ст­вом, фигу­ри­ру­ю­щим в асси­рий­ских источ­ни­ках VII в. до н. э., тогда как Биб­лия отно­си­тель­но мало вни­ма­ния уде­ля­ет асси­рий­ско­му вла­ды­че­ству в Фили­стии и Иудее.

Тель-Мик­на была осно­ва­на в XII в. до н. э. фили­стим­ля­на­ми, вхо­див­ши­ми в состав пле­мен «наро­дов моря», захват­чи­ков из Эге­иды и цен­траль­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья. До нача­ла X в. до н. э. это был боль­шой город­ской центр, но он был уни­что­жен либо егип­тя­на­ми, либо изра­иль­тя­на­ми, после чего на его месте появил­ся более мел­кий город, где мест­ные фили­стим­ские куль­тур­ные тра­ди­ции соче­та­лись с иудей­ским и фини­кий­ским вли­я­ни­ем. В 712 г. до н. э. он был заво­е­ван асси­рий­ским царем Сар­го­ном II. В 705 г. до н. э. нена­дол­го попал под власть царя Иудеи Езе­кии. Тре­тий город был осно­ван после похо­да Сина­ххе­ри­ба в 701 г. до н. э. про­тив вос­став­ших пра­ви­те­лей Фини­кии и Пале­сти­ны, в резуль­та­те кото­ро­го асси­рий­ская власть над этим реги­о­ном была вос­ста­нов­ле­на. Он стал самым круп­ным извест­ным нам древним цен­тром по про­из­вод­ству олив­ко­во­го мас­ла. Когда импе­рия асси­рий­цев ста­ла при­хо­дить в упа­док, ок. 630—623 гг. до н. э. они оста­ви­ли эти зем­ли, и на корот­кое вре­мя кон­троль над ними уста­но­вил Еги­пет. В 603 г. до н. э. город был раз­граб­лен вави­лон­ским царем Наву­хо­до­но­со­ром.

Над­пись была най­де­на на руи­нах раз­ру­шен­но­го вави­ло­ня­на­ми стро­е­ния раз­ме­ром 57 × 38 м, извест­но­го как Хра­мо­вый ком­плекс 650, рас­по­ла­гав­ше­го­ся в бога­том квар­та­ле у под­но­жия хол­ма. Она состо­ит из 72 букв, поме­щен­ных на пяти строч­ках, и чита­ет­ся сле­дую­щим обра­зом:


Храм был постро­ен ’kys (Ахи­шем, Ика­у­су), сыном Пади, сыном
Ysd, сыном Ады, сыном Йа’ира, пра­ви­те­лем Экро­на,
для сво­ей гос­по­жи Ptgyh. Да бла­го­сло­ви его и
защи­ти его, про­дли его дни и бла­го­сло­ви
его зем­ли.


[Кур­си­вом выде­ле­ны име­на, про­из­но­ше­ние кото­рых не опре­де­ле­но. Чте­ние «Ахиш» осно­вы­ва­ет­ся на Биб­лии; «Ика­у­су» — на асси­рий­ских источ­ни­ках.]


В над­пи­си гово­рит­ся о посвя­ще­нии хра­му, сде­лан­ном Ика­у­сом, сыном Пади, оба кото­рые в асси­рий­ских источ­ни­ках назы­ва­ют­ся царя­ми Экро­на. Пади упо­ми­на­ет­ся в анна­лах асси­рий­ско­го царя Сина­ххе­ри­ба в кон­тек­сте его похо­да 701 г. до н. э. Цари Ysd, Ада и Йа’ир, кото­рых над­пись назы­ва­ет пред­ка­ми Ика­у­су, по дру­гим источ­ни­кам неиз­вест­ны. Имя Ика­у­су инте­рес­но тем, что это един­ст­вен­ное несе­мит­ское имя сре­ди фигу­ри­ру­ю­щих в асси­рий­ских анна­лах имен фили­стим­ских царей VIII—VII вв. до н. э. Воз­мож­но, оно про­ис­хо­дит от сло­ва «ахе­ец», т. е. «грек». Назвал ли так сво­его сына Пади, или тот сам взял себе такое имя, в любом слу­чае это мож­но счи­тать ещё одним свиде­тель­ст­вом эгей­ско­го про­ис­хож­де­ния фили­стим­лян.

Дру­гое посвя­ще­ние было най­де­но этим летом во вре­мя про­во­див­ших­ся после рас­ко­пок рестав­ра­ци­он­ных работ на месте запол­нен­но­го кув­ши­на­ми скла­да, най­ден­но­го в поме­ще­нии, рас­по­ла­гав­шим­ся по сосед­ству с Хра­мо­вым ком­плек­сом 650. Над­пись на одном из кув­ши­нов чита­ет­ся сле­дую­щим обра­зом: «Для Баа­ла и для Пади». Веро­ят­но, в кув­шин кла­лась опла­та куль­то­во­го нало­га богу Баа­лу или воз­на­граж­де­ние за служ­бу царю Пади. Над­пись содер­жит фор­му­лу, извест­ную из асси­рий­ских доку­мен­тов, в кото­рых гово­рит­ся о повин­но­стях асси­рий­ских граж­дан, что под­чер­ки­ва­ет куль­тур­ное вли­я­ние, кото­рое испы­ты­вал Экрон, когда нахо­дил­ся под вла­стью Асси­рий­ской импе­рии.

SEYMOUR GITIN, TRUDE DOTHAN, JOSEPH NAVEH

© 1998 г. Archaeological Institute of America
Volume 51 Number 1, January/February 1998
http://www.archaeology.org/9801/abstracts/ekron.html
© 2007 г. Перевод с англ.: Митин Ю. П.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА