Archaeology.org |
Надпись на известняковой плите, найденная в Тель-Микне (Tel Miqne), в 37 км к юго-западу от Иерусалима, подтверждает, что на этом месте находился Экрон, один из пяти главных городов Филистии, о которых рассказывается в Библии. Она уникальна тем, что содержит название библейского города и имена пяти его правителей, двое из которых упоминаются в альтернативных Библии источниках. Это единственная филистимская надпись, у которой четко определен и датирован археологический контекст. Она несет большое количество информации, благодаря которой мы можем лучше узнать историю Экрона и Филистии. Теперь у нас появляются дополнительные доводы, чтобы отождествлять Экрон с вассальным городом-государством, фигурирующим в ассирийских источниках VII в. до н. э., тогда как Библия относительно мало внимания уделяет ассирийскому владычеству в Филистии и Иудее.
Тель-Микна была основана в XII в. до н. э. филистимлянами, входившими в состав племен «народов моря», захватчиков из Эгеиды и центрального Средиземноморья. До начала X в. до н. э. это был большой городской центр, но он был уничтожен либо египтянами, либо израильтянами, после чего на его месте появился более мелкий город, где местные филистимские культурные традиции сочетались с иудейским и финикийским влиянием. В 712 г. до н. э. он был завоеван ассирийским царем Саргоном II. В 705 г. до н. э. ненадолго попал под власть царя Иудеи Езекии. Третий город был основан после похода Синаххериба в 701 г. до н. э. против восставших правителей Финикии и Палестины, в результате которого ассирийская власть над этим регионом была восстановлена. Он стал самым крупным известным нам древним центром по производству оливкового масла. Когда империя ассирийцев стала приходить в упадок, ок. 630—
Надпись была найдена на руинах разрушенного вавилонянами строения размером
Храм был построен ’kys (Ахишем, Икаусу), сыном Пади, сыном
Ysd, сыном Ады, сыном Йа’ира, правителем Экрона,
для своей госпожи Ptgyh. Да благослови его и
защити его, продли его дни и благослови
его земли.
[Курсивом выделены имена, произношение которых не определено. Чтение «Ахиш» основывается на Библии; «Икаусу» — на ассирийских источниках.]
В надписи говорится о посвящении храму, сделанном Икаусом, сыном Пади, оба которые в ассирийских источниках называются царями Экрона. Пади упоминается в анналах ассирийского царя Синаххериба в контексте его похода 701 г. до н. э. Цари Ysd, Ада и
Другое посвящение было найдено этим летом во время проводившихся после раскопок реставрационных работ на месте заполненного кувшинами склада, найденного в помещении, располагавшимся по соседству с Храмовым комплексом 650. Надпись на одном из кувшинов читается следующим образом: «Для Баала и для Пади». Вероятно, в кувшин клалась оплата культового налога богу Баалу или вознаграждение за службу царю Пади. Надпись содержит формулу, известную из ассирийских документов, в которых говорится о повинностях ассирийских граждан, что подчеркивает культурное влияние, которое испытывал Экрон, когда находился под властью Ассирийской империи.