The Museum of London |
ХРОНИКА РАСКОПОК.
19 марта 1999 г. Открытие римского кладбища.
Крис Томас сообщает: «На этой неделе нам очень повезло. Сразу же после начала раскопок римского кладбища мы наткнулись на саркофаг. Саркофаг сделан из известняка и содержал внутри свинцовый гроб, украшенный декорациями. Каменные саркофаги в пределах Лондона находили несколько раз, последний раз в Бау в 1972 году, но свинцовые гробы внутри саркофага — явление исключительное. В могиле, кроме гроба, были также найдены несколько необычных артефактов, в том числе стеклянный флакон и небольшая круглая шкатулка из черного янтаря. Исходя из соображений медицинской безопасности, было решено не вскрывать гроб немедленно. Гроб будет доставлен в лондонский музей для последующего изучения.
Рядом с саркофагом найден римский мавзолей, который содержит по меньшей мере одно детское захоронение. Мавзолей сильно пострадал от времени, но по большому числу известняковых фрагментов можно предположить, что первоначально внутри мавзолея находился второй каменный саркофаг. Также около мавзолея найдены семь стеклянных сосудов.
Кроме того, при раскопках кладбища было найдено 21 римское захоронение. Большинство из них было на линии восток—
Предметы, найденные внутри саркофага.
В каменном саркофаге были найдены несколько весьма редких и интригующих предметов. Возможно, что это были самые ценные вещи умершей женщины. Также существует версия, что это могли быть предметы, предназначенные для подготовки тела к погребению или использовавшиеся в погребальной церемонии.
В состав найденных артефактов входят:
• Длинная цилиндрическая стеклянная бутылочка.
• Конусообразный стержень из черного янтаря с набалдашником в виде шара (отломан).
• Маленькая круглая шкатулка из черного янтаря (отсутствует на фотографии).
• Тяжелая булавка и плоское кольцо, сделанные из черного янтаря.
Стеклянная бутылочка, по-видимому не имеющая аналогов, датируется IV веком нашей эры и сделана в западной Европе, вероятно на территории современной Франции или Германии. Вероятно, в бутылочке хранилось очень дорогое парфюмерное масло. Стержень из черного янтаря, по-видимому, является лопаткой, которая использовалась вместе с бутылочкой. Круглый набалдашник мог служить одновременно рукояткой стержня и крышкой для бутылочки.
Предназначение остальных предметов неизвестно. Сломанная булавка могла быть частью головного украшения, хотя по размерам она больше обычной булавки для волос. Плоское кольцо могло быть сережкой или частью головного украшения.
В римские времена предметы из черного янтаря обычно клали в могилы при погребении, так как полагали, что они служат защитой от злых духов и гарантируют безопасное путешествие в царство мертвых.
14 апреля 1999 г. Вскрытие свинцового гроба.
На саркофаге отсутствуют какие-либо украшения, но крышка гроба имеет весьма богатый орнамент. Орнамент разбивает крышку на ромбы и треугольники, а также на прямоугольники у одной из сторон. Внутри сегментов изображены морские раковины, как правило, группами по три или четыре. Такие изображения раковин присутствуют и на других свинцовых гробах, ранее найденных в окрестностях Лондона. Они, как полагают, символизируют путешествие умерших на Блаженные Острова.
При вскрытии гроба был найден скелет, покрытый 3 см слоем праха. Под прахом были найдены также фрагменты ткани и золотая нить, которые вероятно являются сохранившимися остатками ткани, на которую было положено тело. Под головой умершей найдены лавровые листья, возможно, составлявшие подушку или головной убор.
Останки молодой женщины внутри гроба. |
Изображение раковин на крышке гроба. |
Лавровые листья внутри гроба. |
Декабрь 1999 г. Реконструкция облика умершей женщины.
В течение последующих месяцев была произведена реконструкция облика умершей на основе современных научных методов. Точный портрет умершей был воссоздан Каролиной Уилкинсон (Caroline Wilkinson) на медицинском факультете университета г. Манчестер.
Практически нет сомнений, что среди людей, живших в Лондинии 1600 лет тому назад, нашлись бы те, которые по этому портрету узнали бы свою родственницу или возлюбленную.
Подобный процесс реконструкции требует времени. Сначала выполняется слепок с черепа, затем моделируются в глине основные лицевые мышцы, контуры носа и глаз. Затем из глины лепят мягкие ткани поверх лицевых мускулов, таким образом завершая формирование головы.
Наконец, с этой модели делается восковой слепок. Затем из коричневого стекла создаются глаза, раскрашиваются волосы и кожа. Цвет выбирается из предположения о возможном происхождении умершей с территорий современных Испании, Франции или Италии.