14.03.2008 г.
Discovery Channel
Дом Августа открыт для посетителей

Эта малень­кая ком­на­та без окон была когда-то каби­не­том и местом уеди­не­ния пер­во­го рим­ско­го импе­ра­то­ра, Авгу­ста. (Ministero per i Beni e le Attivita Culturali).

На этой неде­ле впер­вые был открыт для посе­ти­те­лей дом Авгу­ста, где он жил до того, как стал импе­ра­то­ром.

Архео­ло­ги обна­ру­жи­ли его око­ло пяти­де­ся­ти лет назад. Дом нахо­дит­ся на Пала­тин­ском хол­ме пря­мо над пеще­рой, слу­жив­шей местом покло­не­ния осно­ва­те­лям горо­да — Рому­лу и Рему. Сте­ны ком­нат укра­ше­ны вели­ко­леп­ны­ми фрес­ка­ми с глу­бо­ки­ми и насы­щен­ны­ми оттен­ка­ми крас­но­го, жел­то­го, зеле­но­го и голу­бо­го цве­тов.

Август про­вел здесь свою моло­дость, а потом пере­брал­ся в импе­ра­тор­ский дво­рец, нахо­див­ший­ся выше на хол­ме.

Гай Окта­вий, буду­щий рим­ский импе­ра­тор Август, родил­ся в 63 г. до н. э., и когда ему испол­ни­лось 18 лет, двою­род­ный дед Юлий Цезарь усы­но­вил его и сде­лал сво­им наслед­ни­ком. По окон­ча­нии пери­о­да граж­дан­ских войн, после­до­вав­ших вслед за убий­ст­вом Цеза­ря, Гай Окта­вий в 29 г. до н. э. стал импе­ра­то­ром и взял имя Авгу­ста.

После смер­ти в 14 г. н. э. он был обо­жест­влен, и в его честь был пере­име­но­ван шестой месяц года — секс­ти­лий, кото­рый с тех пор стал име­но­вать­ся авгу­стом.

Август был изве­стен тем, что боял­ся гро­ма и мол­ний и отри­ца­тель­но отно­сил­ся к хва­стов­ству и изли­ше­ствам. Имен­но с его прав­ле­ния нача­лась эпо­ха, извест­ная нам под назва­ни­ем «Pax Romana» («Рим­ский мир»), 200-лет­ний пери­од мира и бла­го­ден­ст­вия после дол­гих лет граж­дан­ских войн.

«Спал он боль­ше соро­ка лет в одной и той же спальне зимой и летом… Если он хотел зани­мать­ся тай­но или без поме­хи, для это­го у него была [осо­бая] верх­няя ком­нат­ка», — писал в «Жиз­не­опи­са­нии Авгу­ста» рим­ский исто­рик и био­граф Све­то­ний.

Рас­ска­зы­вая про дом Авгу­ста на Пала­тин­ском хол­ме, Све­то­ний отме­чал, что он «был скром­ный, не при­ме­ча­тель­ный ни раз­ме­ром, ни убран­ст­вом, — даже пор­ти­ки были корот­кие, с колон­на­ми из аль­бан­ско­го кам­ня, а в ком­на­тах не было ни мра­мо­ра, ни штуч­ных полов».

Дей­ст­ви­тель­но, хотя в доме есть свод­ча­тые потол­ки и рас­кра­шен­ные фрес­ка­ми ком­на­ты, он не бле­щет рос­ко­шью. Посе­ти­те­лям пока­зы­ва­ют четы­ре ком­на­ты — при­хо­жую, ком­на­ту масок, ком­на­ту сосен и неболь­шое поме­ще­ние на верх­нем эта­же — кабинет Авгу­ста. Все они выглядят доволь­но скром­но, окон в них нет.

Дом Авгу­ста обна­ру­жил архео­лог Джан­фи­лип­по Карет­то­ни (Gianfilippo Carettoni) в нача­ле 1960-х гг. На то, чтобы собрать фраг­мен­ты фре­сок, най­ден­ных при рас­коп­ках, пона­до­би­лось два­дцать лет и почти два мил­ли­о­на евро.

«Это все рав­но, что скла­ды­вать огром­ный пазл», — ска­зал министр куль­ту­ры Ита­лии Фран­че­ско Рутел­ли (Francesco Rutelli) на цере­мо­нии откры­тия.

На сте­нах ком­нат изо­бра­же­ны коми­че­ские мас­ки, цве­ты, мифи­че­ские живот­ные, пар­ко­вые аллеи с жел­ты­ми колон­на­ми, бла­го­да­ря чему посе­ти­те­ли буд­то бы попа­да­ют в некую вир­ту­аль­ную реаль­ность.

В самом деле, объ­ек­ты на фрес­ках изо­бра­же­ны в трех­мер­ном изме­ре­нии. Кабинет Авгу­ста укра­шен нари­со­ван­ны­ми окна­ми и колон­на­ми, а в дру­гой ком­на­те пред­став­ле­ны сце­ны из теат­раль­ной жиз­ни. Там на стене изо­бра­же­на сце­на с узки­ми боко­вы­ми две­ря­ми и коми­че­ски­ми мас­ка­ми, выгляды­ваю­щи­ми из малень­ких окон.

«Несо­мнен­но, наи­боль­ший инте­рес пред­став­ля­ет кабинет Авгу­ста. Здесь, в сво­ей малень­кой ком­нат­ке, он уеди­нял­ся для того, чтобы при­ни­мать важ­ней­шие реше­ния», — рас­ска­за­ла Дани­е­ла Ска­лья­ри­ни Кор­лай­та (Daniela Scagliarini Corlaita), про­фес­сор рим­ской архео­ло­гии в Болон­ском уни­вер­си­те­те.

В сотруд­ни­че­стве с создан­ной при Кали­фор­ний­ском уни­вер­си­те­те студи­ей «Cultural Virtual Reality Lab» и Бер­нар­дом Фри­ше­ром (Bernard Frischer), веду­щим экс­пер­том по вир­ту­аль­ной рекон­струк­ции, Ска­лья­ри­ни созда­ла ком­пью­тер­ную модель, в кото­рой кабинет Авгу­ста был вос­со­здан в его пер­во­на­чаль­ном состо­я­нии.

«Мы смог­ли реста­ври­ро­вать в циф­ро­вом виде все утра­чен­ные участ­ки настен­ной живо­пи­си. Наша рекон­струк­ция поз­во­ля­ет запол­нить име­ю­щи­е­ся про­бе­лы наи­бо­лее веро­ят­ны­ми сце­на­ми и оттен­ка­ми кра­сок. Про­веден­ная нами работа име­ет очень важ­ное зна­че­ние. Нель­зя забы­вать, что эта малень­кая ком­нат­ка дол­гие годы была цен­тром мира», — отме­ти­ла Ска­лья­ри­ни.

В ком­на­ты про­пус­ка­ют толь­ко по пять чело­век из-за их вет­хо­сти и неболь­шо­го раз­ме­ра.


Мно­гие ком­на­ты в доме Авгу­ста на Пала­тин­ском хол­ме укра­ше­ны слож­ны­ми моза­и­ка­ми со сце­на­ми при­ро­ды, напо­до­бие чер­но­го дрозда, изо­бра­жен­но­го здесь. Ком­на­ты без окон так­же укра­ше­ны коми­че­ски­ми мас­ка­ми, цве­та­ми, мифи­че­ски­ми живот­ны­ми и пер­спек­ти­ва­ми сада, кото­рые созда­ют потря­саю­щую глу­би­ну в этой, каза­лось бы, при­ми­тив­ной фор­ме вир­ту­аль­ной реаль­но­сти. (Ministero per i Beni e le Attivita Culturali).
Рос­сел­ла Лорен­ци

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА