23.01.2008 г.
Русский Антиквариат
Италия торжествует

Евфро­ний. Кра­тер «Смерть Сар­пе­до­на». V в. до н. э. Нью-Йорк, музей Мет­ро­по­ли­тен.

Нью-йорк­ский музей Мет­ро­по­ли­тен (Metropolitan Museum in New York) и гос­по­жа Шел­би Уайт (Shelby White), извест­ная в США как кол­лек­ци­о­нер пред­ме­тов искус­ства Древ­не­го Рима и Древ­ней Гре­ции, реши­ли вер­нуть вла­стям Ита­лии антич­ные пред­ме­ты из сво­их собра­ний.

Музей Мет­ро­по­ли­тен уже пере­дал Ита­лии вазу (V в. до н. э.) с рисун­ка­ми на тему «Или­а­ды» и «Одис­сеи», атри­бу­ти­ро­ван­ную как про­из­веде­ние антич­но­го вазо­пис­ца и гон­ча­ра Евфро­ния. Мет­ро­по­ли­тен при­об­рел ее у арт-диле­ра Робер­та Хех­та (Robert Hecht), подо­зре­вае­мо­го пра­во­охра­ни­тель­ны­ми орга­на­ми Ита­лии в свя­зях с «чер­ны­ми архео­ло­га­ми», веду­щи­ми неле­галь­ные рас­коп­ки на терри­то­рии стра­ны. По заяв­ле­ни­ям италь­ян­ских вла­стей, дан­ный пред­мет был най­ден имен­но при таких неза­кон­ных рас­коп­ках. Досто­вер­но извест­но, что музей при­об­рел вазу в 1972 г. за $1000000.

Шел­би Уайт так­же заяви­ла о сво­ем наме­ре­нии отдать Ита­лии десять про­из­веде­ний антич­но­го искус­ства. В насто­я­щий момент девять из них уже пере­да­ны атта­ше по куль­ту­ре посоль­ства Ита­лии в США. Деся­тый экс­по­нат, ваза V в. до н. э., пред­по­ло­жи­тель­но, так­же работы Евфро­ния, будет отправ­ле­на в Ита­лию в 2010 г.

Эти пред­ме­ты Уайт вме­сте со сво­им ныне покой­ный супру­гом Лео­ном Леви (Leon Levy) при­об­ре­ла несколь­ко лет назад у бри­тан­ско­го арт-диле­ра (Robin Symes), отбы­ваю­ще­го тюрем­ный срок за тор­гов­лю кра­де­ным. Уайт и Леви все­гда весь­ма охот­но отда­ва­ли экс­по­на­ты из сво­ей кол­лек­ции в дол­го­сроч­ную арен­ду музе­ям. В част­но­сти, в Мет­ро­по­ли­тене есть спе­ци­аль­ный зал, где пока­зы­ва­ют­ся пред­ме­ты, при­над­ле­жа­щие им.

Уайт ста­ла пер­вой сре­ди вла­дель­цев круп­ных част­ных собра­ний антич­ных пред­ме­тов, решив­ших вер­нуть цен­ные экс­по­на­ты. Ранее рас­стать­ся с рари­те­та­ми из сво­их кол­лек­ций согла­си­лись несколь­ко круп­ных аме­ри­кан­ских музеев. В каче­стве ком­пен­са­ции за воз­вра­щен­ные пред­ме­ты они полу­чи­ли в дол­го­сроч­ную арен­ду рав­но­цен­ные экс­по­на­ты от италь­ян­ских кол­лег. Италь­ян­ские вла­сти назва­ли это «рево­лю­ци­он­ным про­ры­вом» в кам­па­нии за воз­вра­ще­ние в стра­ну неле­галь­но выве­зен­ных куль­тур­ных цен­но­стей.

Пра­ви­тель­ства Гре­ции (в 1932 г.) и Ита­лии (в 1939 г.) при­ня­ли зако­ны, запре­щав­шие вывоз из этих стран любых про­из­веде­ний искус­ства без санк­ции государ­ства. После Вто­рой миро­вой вой­ны это зако­но­да­тель­ство было уже­сто­че­но. В 1970 г. была при­ня­та спе­ци­аль­ная кон­вен­ция ЮНЕСКО об охране памят­ни­ков, к кото­рой США при­со­еди­ни­лись в 1983 г.

Зако­но­да­тель­ство по охране куль­тур­но­го наследия не запре­ща­ет вывоз архео­ло­ги­че­ских нахо­док, если на то есть раз­ре­ше­ние мини­стер­ства куль­ту­ры или ана­ло­гич­но­го орга­на, одна­ко на прак­ти­ке, разу­ме­ет­ся, чинов­ни­ки все­гда запре­ща­ют вывоз цен­но­го про­из­веде­ния искус­ства из стра­ны. Легаль­ное попол­не­ние музей­ных кол­лек­ций, таким обра­зом, может про­ис­хо­дить через при­об­ре­те­ние пред­ме­тов на аук­ци­о­нах, у част­ных лиц или у орга­ни­за­ций. Разу­ме­ет­ся, широ­ко при­ме­ня­лись и при­ме­ня­ют­ся музей­ные обме­ны, когда один инсти­тут пере­да­ет дру­го­му арте­фак­ты во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние.

© 2009 Русский Антиквариат.
http://www.antiq.info/news/news_and_announcements/10312.html
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА