Спасенные фрески.
Хранители музея работают в подвале римского госпиталя Аддолората, чтобы спасти фрески и мозаики, датируемые 50—30 гг. до н. э. Новое сооружение открыло доселе неизвестную часть богатой виллы, украшенную редкими образцами натуралистического искусства императорского времени, включая поразительное лицо женщины, приведенное ниже (фотографии Паскуале Соррентино).
Археологи нашли картины и мозаики в ранее неизвестной части дворца Валериев, одного из великолепнейших домов древнего Рима. Открытая во время строительства нового ускорителя заряженных частиц для радиационной терапии в госпитале Аддолората, это первая значимая находка античных фресок в Вечном городе за три десятилетия. Живые изображения императорского периода включают театральные маски, священные ниши и театральные сцены, животных, канделябры, так же как растения и цветы. Все рисунки выполнены в весьма натуралистическом стиле, редко встречающемся в Риме.
«Не предполагалось, что мы найдем что-либо, принадлежащее дворцу Валериев, — говорит Мария Розария Барбера (Maria Rosaria Barbera) из Главного археологического управления Рима, научный руководитель раскопок. — Но мы нашли часть дворца, о которой вообще не знали — фрески, лепнина и коридор с мозаичным полом и виридарий (своего рода внутренний сад), относящиеся ко второму веку новой эры».
Вилла принадлежала Валериям, крупному роду землевладельцев, который мог возвести свои корни к самому началу римской истории. Всегда являясь важными игроками на римской политической сцене, Валерии веками процветали, имея земельные владения в Италии, Сицилии, Африке и Испании и владея целыми 24000 рабов. Между 50 и 30 г. до н. э. этот род построил большой дом на престижном Целиевом холме, возвышающемся над городом, и с течением времени украсил его прекраснейшими фресками и мозаиками.
Дом был заселен в течение веков и постоянно перестраивался и реконструировался, пока в VII в. н. э. в Риме не наступило темное время, после чего он лежал забытым под городским ландшафтом, пока не был построен первоначальный госпиталь Аддолората в 1902 г. То, что было раскопано тогда, явно принадлежало позднему периоду реконструкции дома в V в. н. э. В «Житии Святой Мелании», истории V или VI в. н. э., рассказывается о предпринятой в конце IV в. попытке некоторых из последних потомков рода Валериев, Валерия Пиниана и Мелании Юниоры, продать дом, попытке, которая провалилась, так как запрошенная цена была слишком высокой. Дом был сильно поврежден во время захвата Рима варварами в V в. н. э. и наконец был продан за гроши Римской католической церкви, которая сделала из него убежище для паломников и стариков под названием Странноприимный дом Валериев, сохраняя хотя бы имя, если не великолепие императорского времени. В конце концов, убежище было заброшено и исчезло из истории.
Дополнительные фотографии этих фресок имеются в выпуске журнала “Archaeology” за май/июнь 2006 г.
MARCO MEROLA, научный репортер из Неаполя.