30.06.2006 г.
Спасенные фрески.

Хра­ни­те­ли музея работа­ют в под­ва­ле рим­ско­го гос­пи­та­ля Аддо­ло­ра­та, чтобы спа­сти фрес­ки и моза­и­ки, дати­ру­е­мые 50—30 гг. до н. э. Новое соору­же­ние откры­ло досе­ле неиз­вест­ную часть бога­той вил­лы, укра­шен­ную ред­ки­ми образ­ца­ми нату­ра­ли­сти­че­ско­го искус­ства импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни, вклю­чая пора­зи­тель­ное лицо жен­щи­ны, при­веден­ное ниже (фото­гра­фии Пас­куа­ле Соррен­ти­но).

Архео­ло­ги нашли кар­ти­ны и моза­и­ки в ранее неиз­вест­ной части двор­ца Вале­ри­ев, одно­го из вели­ко­леп­ней­ших домов древ­не­го Рима. Откры­тая во вре­мя стро­и­тель­ства ново­го уско­ри­те­ля заря­жен­ных частиц для ради­а­ци­он­ной тера­пии в гос­пи­та­ле Аддо­ло­ра­та, это пер­вая зна­чи­мая наход­ка антич­ных фре­сок в Веч­ном горо­де за три деся­ти­ле­тия. Живые изо­бра­же­ния импе­ра­тор­ско­го пери­о­да вклю­ча­ют теат­раль­ные мас­ки, свя­щен­ные ниши и теат­раль­ные сце­ны, живот­ных, кан­де­ляб­ры, так же как рас­те­ния и цве­ты. Все рисун­ки выпол­не­ны в весь­ма нату­ра­ли­сти­че­ском сти­ле, ред­ко встре­чаю­щем­ся в Риме.

«Не пред­по­ла­га­лось, что мы най­дем что-либо, при­над­ле­жа­щее двор­цу Вале­ри­ев, — гово­рит Мария Роза­рия Бар­бе­ра (Maria Rosaria Barbera) из Глав­но­го архео­ло­ги­че­ско­го управ­ле­ния Рима, науч­ный руко­во­ди­тель рас­ко­пок. — Но мы нашли часть двор­ца, о кото­рой вооб­ще не зна­ли — фрес­ки, леп­ни­на и коридор с моза­ич­ным полом и вирида­рий (сво­его рода внут­рен­ний сад), отно­ся­щи­е­ся ко вто­ро­му веку новой эры».

Вил­ла при­над­ле­жа­ла Вале­ри­ям, круп­но­му роду земле­вла­дель­цев, кото­рый мог воз­ве­сти свои кор­ни к само­му нача­лу рим­ской исто­рии. Все­гда явля­ясь важ­ны­ми игро­ка­ми на рим­ской поли­ти­че­ской сцене, Вале­рии века­ми про­цве­та­ли, имея земель­ные вла­де­ния в Ита­лии, Сици­лии, Афри­ке и Испа­нии и вла­дея целы­ми 24000 рабов. Меж­ду 50 и 30 г. до н. э. этот род постро­ил боль­шой дом на пре­стиж­ном Цели­е­вом хол­ме, воз­вы­шаю­щем­ся над горо­дом, и с тече­ни­ем вре­ме­ни укра­сил его пре­крас­ней­ши­ми фрес­ка­ми и моза­и­ка­ми.

Дом был засе­лен в тече­ние веков и посто­ян­но пере­стра­и­вал­ся и рекон­струи­ро­вал­ся, пока в VII в. н. э. в Риме не насту­пи­ло тем­ное вре­мя, после чего он лежал забы­тым под город­ским ланд­шаф­том, пока не был постро­ен пер­во­на­чаль­ный гос­пи­таль Аддо­ло­ра­та в 1902 г. То, что было рас­ко­па­но тогда, явно при­над­ле­жа­ло позд­не­му пери­о­ду рекон­струк­ции дома в V в. н. э. В «Житии Свя­той Мела­нии», исто­рии V или VI в. н. э., рас­ска­зы­ва­ет­ся о пред­при­ня­той в кон­це IV в. попыт­ке неко­то­рых из послед­них потом­ков рода Вале­ри­ев, Вале­рия Пини­а­на и Мела­нии Юни­о­ры, про­дать дом, попыт­ке, кото­рая про­ва­ли­лась, так как запро­шен­ная цена была слиш­ком высо­кой. Дом был силь­но повреж­ден во вре­мя захва­та Рима вар­ва­ра­ми в V в. н. э. и нако­нец был про­дан за гро­ши Рим­ской като­ли­че­ской церк­ви, кото­рая сде­ла­ла из него убе­жи­ще для палом­ни­ков и ста­ри­ков под назва­ни­ем Стран­но­при­им­ный дом Вале­ри­ев, сохра­няя хотя бы имя, если не вели­ко­ле­пие импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни. В кон­це кон­цов, убе­жи­ще было забро­ше­но и исчез­ло из исто­рии.

Допол­ни­тель­ные фото­гра­фии этих фре­сок име­ют­ся в выпус­ке жур­на­ла “Archaeology” за май/июнь 2006 г.

MARCO MEROLA, науч­ный репор­тер из Неа­по­ля.

© 2006 Archaeological Institute of America
Volume 59 Number 3, May/June 2006
http://www.archaeology.org/0605/abstracts/villa.html
© 2006 Photo: Pasquale Sorrentino.
© 2009 Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА