25.11.2008 г.
Русский антиквариат
Кливлендский музей ответил за покупки «на скорую руку»

Ста­туя Апол­ло­на Сау­р­ок­тон­ско­го. Пра­к­си­тель. IV в. до н. э. Брон­за. Клив­ленд­ский музей, США.

В резуль­та­те про­дол­жи­тель­ных пере­го­во­ров Клив­ленд­ский музей (Огайо, США) усту­пил тре­бо­ва­ни­ям мини­стер­ства куль­ту­ры Ита­лии и согла­сил­ся вер­нуть в стра­ну 14 экс­по­на­тов — 13 релик­вий антич­но­го мира и цен­ный золо­той крест, дати­ру­е­мый эпо­хой Ран­не­го Воз­рож­де­ния. Это реше­ние ста­ло пятой победой Ита­лии за три года дей­ст­вия про­грам­мы по воз­вра­ще­нию в стра­ну куль­тур­ных цен­но­стей, выве­зен­ных из нее неза­кон­ным путем.

Все под­ле­жа­щие репа­три­а­ции цен­но­сти попа­ли в кол­лек­цию музея на закон­ных осно­ва­ни­ях, одна­ко име­ют сомни­тель­ное или кри­ми­наль­ное про­ис­хож­де­ние. Так, цен­ный цере­мо­ни­аль­ный крест, создан­ный око­ло 1350 г., явля­ет­ся соб­ст­вен­но­стью церк­ви, рас­по­ло­жен­ной неда­ле­ко от Сие­ны, где он хра­нил­ся до нача­ла 1970-х гг. В 1977 г. Клив­ленд­ский музей купил его у немец­ко­го диле­ра. То, как и когда крест попал в руки посред­ни­ка, неиз­вест­но либо не раз­гла­ша­ет­ся.

Поми­мо кре­ста, Клив­ленд­ский музей согла­сил­ся вер­нуть в Ита­лию 13 антич­ных арте­фак­тов, вклю­чая дати­ро­ван­ный IV в. до н. э. кра­тер из Апу­лии и брон­зо­вую ста­тую вои­на с ост­ро­ва Сар­ди­ния. Все эти пред­ме­ты были при­об­ре­те­ны в 1970-х — 1980-х гг., неко­то­рые из них попа­ли в музей в каче­стве подар­ков. Все 14 экс­по­на­тов будут отправ­ле­ны на роди­ну в тече­ние трех бли­жай­ших меся­цев. Вза­мен мини­стер­ство куль­ту­ры Ита­лии обе­ща­ет пре­до­ста­вить Клив­ленд­ско­му музею ана­ло­гич­ные пред­ме­ты и содей­ст­во­вать в орга­ни­за­ции обмен­ных выста­вок и куль­тур­ных про­ек­тов.

Несмот­ря на то, что Ита­лия достиг­ла зна­чи­тель­ных успе­хов в деле по воз­вра­ще­нию куль­тур­ных цен­но­стей, диа­лог с Клив­ленд­ским музе­ем оста­ет­ся откры­тым. В бли­жай­шее вре­мя сто­ро­ны пла­ни­ру­ют обсудить вопрос о воз­вра­ще­нии еще двух экс­по­на­тов — колес­ни­цы с изо­бра­же­ни­ем боги­ни победы Ники и брон­зо­вой ста­туи Апол­ло­на, автор­ство кото­рой при­пи­сы­ва­ют вели­ко­му древ­не­гре­че­ско­му скуль­п­то­ру Пра­к­си­те­лю.

Ста­туя Апол­ло­на была при­об­ре­те­на музе­ем в 2004 г. в одной из швей­цар­ских гале­рей. По мне­нию экс­пер­тов, в про­ве­нан­се это­го про­из­веде­ния так­же при­сут­ст­ву­ют тем­ные пят­на. В про­шлом году музей не смог отпра­вить скульп­ту­ру на выстав­ку в Лувр в свя­зи с вме­ша­тель­ст­вом пра­ви­тель­ства Гре­ции, кото­рое объ­яви­ло, что скульп­ту­ра была най­де­на в ней­траль­ных водах Ита­лии, а ее про­да­жа совер­ши­лась неза­кон­но. С точ­ки зре­ния гре­че­ской сто­ро­ны, при­сут­ст­вие Апол­ло­на на выстав­ке в Лув­ре мог­ло уза­ко­нить пра­во аме­ри­кан­ско­го музея на обла­да­ние цен­ным про­из­веде­ни­ем.

«Гре­ки про­сто све­ли с Лув­ром свои соб­ст­вен­ные сче­ты», — гово­рит дирек­тор Клив­ленд­ско­го музея Тимо­ти Руб (Timothy Rub). «Скульп­ту­ра будет под­верг­ну­та тща­тель­но­му иссле­до­ва­нию, и лишь заклю­че­ние экс­пер­тов поста­вит точ­ку в вопро­се о ее про­ис­хож­де­нии», — добав­ля­ет он.

Напом­ним, что начи­ная с 2006 г. Ита­лия доби­лась воз­вра­ще­ния целой серии куль­тур­ных цен­но­стей из собра­ний круп­ней­ших музеев США, сре­ди кото­рых ока­за­лись Metropolitan Museum и Getty Museum.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА