TIMES ONLINE |
Мэри Берд — кембриджский профессор-классицист и редактор классических статей «Times Online», — комментатор, который быстро развенчивает мифы на тему современного и древнего мира.
|
Что вы делаете, если вы археолог и нашли хороший римский портретный бюст на дне реки?
Ответ прост. Вы просматриваете каждую книгу с римскими портретами и монетами, пока не находите знаменитого человека в римской истории, который немного похож на ваш портрет. Это трудно и требует много сил. Но принципы просты — это как игра на захват.
Зачем такие хлопоты? Затем, что практически каждая газета в западном мире заинтересуется вашей находкой, если вы уверенно скажете, что это или Клеопатра, или Нерон, или Юлий Цезарь (и даже еще больше заинтересуется если вы скажете, что это древнейшая статуя или единственная прижизненная, — что полезно также для маскировки того факта, что ваша статуя не очень похожа на все остальные предполагаемые изображения этой знаменитости).
Какой бы красивой или важной ни была ваша находка, ни одна газета не станет вас разыскивать, если вы нашли всего лишь Марка Корнелия Неизвестного.
У этой игры долгая история. Генрих Шлиман пытался убедить мир, что он глядел в лицо Агамемнону. Почти каждое местное общество археологов в Англии было уверено, что крошечная римская вилла, которую они раскапывают, на самом деле была резиденцией наместника, — и они так и обозначали на планах: «Спальня жены наместника» и так далее.
Теперь мы имеем историю о единственной сохранившейся статуе Юлия Цезаря, изготовленной при его жизни, которую вытащили из реки в Арле. Верно? И это даже убедило великолепного Чарльза Бремнера.
Скульптура является, должна сказать, образцом прекрасной работы — и выглядит удивительно хорошо для предмета, пролежавшего на дне Роны пару тысячелетий. Существует, я полагаю, призрачный шанс, что она действительно изображает Юлия Цезаря, но нет никаких конкретных причин считать, что это так, — и еще меньше оснований думать, что она была сделана при жизни (как вы сравните нечто меньше сантиметра с бюстом высотой более полуметра?).
Игра в художественно-исторический захват — рискованное занятие и, честное слово, вы можете найти сотни римлян, очень похожих на этого, если смотреть оком веры. Кроме того, — несмотря на все, что вам рассказывают о стиле портрета, позволяющем датировать его интервалом в несколько лет,— этот стиль портретирования сохранялся в Риме веками. Нет никаких оснований считать бюст изготовленным в период
В данном случае отчаянный археолог, конечно, нашел хорошее основание для фантазий о том, как прижизненный портрет Юлия Цезаря мог закончить свой век на дне реки Роны. Он был брошен туда после того, как Цезарь был убит и, следовательно, лишился поддержки.
Разве он забыл, что именно в тот момент Цезарь был обожествлен?
Ну, он может ответить, что горожане южной Франции скептически отнеслись к этой болтовне. Хорошо, тогда зачем они выбросили в реку еще и ту прекрасную статую Нептуна, которая, видимо, была обнаружена в том же улове?
Боюсь, что объяснения для этого бюста пора начинать с начала.
Комментарии к этой заметке см. http://timesonline.typepad.com/dons_life/2008/05/the-face-of-jul.html