sueddeutsche.de |
Ложная тревога: бюст, который французские археологи-подводники подняли из вод Роны возле Арля, — не портрет Юлия Цезаря.
Пауль Цанкер — специалист по археологии античного мира, до выхода на пенсию занимал пост директора Немецкого археологического института в Риме.
|
Несколько дней назад в мировой прессе поднялся шум. Причиной восторгов был хорошо сохранившийся бюст, поднятый французскими археологами-подводниками из вод Роны недалеко от Арля. Нашедший этот бюст Люк Лонг (Luc Long) был вне себя от счастья,
Люк Лонг придумал подходящий повод для создания бюста и был уверен, что Цезарь сам позировал скульптору в качестве модели. Жаль, но придется добавить дегтя в это море меда. Так как, к сожалению, речь идет об изображении не Цезаря, а его современника, у которого общими с диктатором были лишь худое лицо и плешь.
Единственные достоверные прижизненные портреты Цезаря — это портреты на монетах. В начале 44 г. до Р. Х. сенат, вместе с другими чрезмерными почестями, передал ему право чеканить свой портрет на монетах — честь, не достававшаяся до него ни одному римлянину.
На этих монетах изображен 56-летний Цезарь с худым лицом с заостренными, правильными чертами и с длинной морщинистой шеей с выпирающим кадыком.
Однако этим портретам на монетах во всех основных чертах соответствует давно известный портрет, найденный еще в XIX в. на бывшем форуме Тускула и находящийся сегодня в Археологическом музее Турина. В настоящее время известны шесть копий этого изображения, т.е. речь идет об устойчивом «портретном типе», что подкрепляет достоверность идентификации головы из Тускула в качестве портрета Цезаря.
К тому же, копии возникшего после смерти Цезаря портретного типа «Ватикан—
Длинная, морщинистая шея
Если теперь сравнить этот хорошо удостоверенный портрет из Тускула с выловленным из Роны, то почти невозможно усомниться в том, что перед нами два разных мужчины. Если не считать плеши, все основные признаки (форма черепа, рот и подбородок, глаза) отличаются друг от друга, не говоря уже о совершенно разных выражениях лица.
Нерешительному меланхоличному настроению нового портрета со слегка наклоненной головой противостоит лицо, полное энергии. Художник, которому мы обязаны прообразом головы в Турине, старался передать облик стареющего диктатора во всех деталях. Мы видим длинную морщинистую шею, очень сильно выступающий затылок, купол черепа с видным в профиль углублением. Худое сужающееся лицо характеризуют ярко выраженные складки, довольно впалые щеки, маленькие глаза и широкий череп с высоким лбом.
Но в этом изображении видны и кое-какие черты характера Цезаря. Чуть заметное движение слегка приподнятой головы и сосредоточенное выражение лба и рта — признаки наблюдательного и привыкшего повелевать человека. Во взгляде слегка прищуренных глаз можно прочесть как аристократическую отстраненность, так и легкую иронию.
Как ни проблематичны такие попытки прочесть характер человека по его бюстам или портретам, все же становится ясно, что лицо появившегося из Роны мужчины не может быть лицом Цезаря. Мнение людей, знакомых с портретным искусством императорского времени, дополнительно подтверждается тем, что новая голова никоим образом не совпадает с портретным типом Тускула, а копии ее самой неизвестны.
Впрочем, новая голова — лишь один из многочисленных портретов времен Цезаря и молодого Августа, напоминающих Цезаря своей худобой, формой лица, морщинами на лбу и глубокими впадинами над ним, но при всем том все они отличаются друг от друга индивидуальными особенностями физиономии. Такое лицо — явно «лицо эпохи», вероятно, вошедшее в моду как отклик на установленные повсюду статуи Цезаря.
Во всяком случае, мы впервые наблюдаем здесь в римском портретном искусстве этот феномен «лица эпохи», который снова и снова будет появляться позднее во времена более популярных императоров, феномен, который знаком сегодня и нам — на примере звезд шоу-бизнеса.
Итак, не Цезарь, а, вероятно, какой-то занимавший довольно важное положение мужчина, который был бы польщен, узнав, что он внешне похож на диктатора. Так как этот бюст был создан, предположительно, только в эпоху правления Августа.