22.11.2005 г.
Дело Медичи. Что стоит за музейными скандалами в США.

Вил­ла Гет­ти (собра­ние антич­но­го искус­ства). Фото с сай­та seeingstars.com.

Два круп­ных аме­ри­кан­ских музея — част­ный Фонд Гет­ти и государ­ст­вен­ный Мет­ро­по­ли­тен — ока­за­лись в цен­тре меж­ду­на­род­но­го скан­да­ла. Вла­сти Ита­лии и Гре­ции обви­ня­ют руко­вод­ство этих инсти­ту­тов в покуп­ке про­из­веде­ний антич­но­го искус­ства у нахо­дя­ще­го­ся под след­ст­ви­ем арт-диле­ра Джа­ко­мо Меди­чи. Тем самым, музеи спо­соб­ст­во­ва­ли вар­вар­ско­му рас­хи­ще­нию нацио­наль­но­го досто­я­ния этих стран. В сущ­но­сти, исто­рия оспа­ри­вае­мых сей­час в рим­ском суде при­об­ре­те­ний свиде­тель­ст­ву­ет о пре­не­бре­же­нии музе­я­ми про­фес­сио­наль­ной эти­кой и о пла­чев­ном состо­я­нии охра­ны памят­ни­ков в сре­ди­зем­но­мор­ских стра­нах.

Исто­рия эта нача­лась в 1995 году, когда круп­ный анти­квар Джа­ко­мо Меди­чи был аре­сто­ван в Швей­ца­рии по обви­не­нию в неза­кон­ном выво­зе из Ита­лии архео­ло­ги­че­ских нахо­док. При обыс­ке на скла­де Меди­чи в Жене­ве были обна­ру­же­ны четы­ре тыся­чи пред­ме­тов, в основ­ном, антич­ная скульп­ту­ра и кера­ми­ка. Так­же поли­цей­ские нашли огром­ный архив, в кото­ром содер­жа­лась мно­го­лет­няя пере­пис­ка Меди­чи с кура­то­ра­ми несколь­ких аме­ри­кан­ских музеев и извест­ны­ми кол­лек­ци­о­не­ра­ми.

Бума­ги и фото­гра­фии из архи­ва Меди­чи свиде­тель­ст­во­ва­ли о том, что анти­квар работал посред­ни­ком меж­ду «чер­ны­ми архео­ло­га­ми» Гре­ции и Ита­лии и част­ны­ми и государ­ст­вен­ны­ми собра­ни­я­ми США. Спу­стя десять лет после нача­ла рас­сле­до­ва­ния в цен­тре скан­да­ла ока­за­лись кали­фор­ний­ский Фонд Гет­ти и нью-йорк­ский Мет­ро­по­ли­тен-музей, но, ско­рее все­го, это толь­ко вер­хуш­ка айс­бер­га.


Охота и соби­ра­тель­ство


Соеди­нен­ные Шта­ты сотруд­ни­ча­ют с Ита­ли­ей, Гре­ци­ей, Тур­ци­ей и неко­то­ры­ми дру­ги­ми сре­ди­зем­но­мор­ски­ми стра­на­ми на ниве архео­ло­гии боль­ше ста лет. Одна­ко веду­щие евро­пей­ские архео­ло­ги­че­ские шко­лы работа­ли в этом реги­оне гораздо доль­ше и успе­ли собрать очень пред­ста­ви­тель­ные кол­лек­ции пред­ме­тов антич­но­сти. Аме­ри­кан­цы ока­за­лись в заве­до­мо про­иг­рыш­ной ситу­а­ции, если гово­рить не о чистой нау­ке, а о фор­ми­ро­ва­нии соб­ст­вен­ных музей­ных экс­по­зи­ций.

Кра­тер Евфро­ния из собра­ния Мет­ро­по­ли­тен. Фото с сай­та музея.

В нача­ле XX века в боль­шин­стве этих стран суще­ст­во­ва­ли писа­ные и непи­са­ные пра­ви­ла, по кото­рым участ­ни­ки сов­мест­ных экс­пе­ди­ций дели­ли най­ден­ное и раз­во­зи­ли затем по сво­им музе­ям. Одна­ко уже в 1932 году пра­ви­тель­ство Гре­ции, а в 1939 — Ита­лии, при­ня­ли зако­ны, запре­щав­шие вывоз из этих стран любых про­из­веде­ний искус­ства без санк­ции государ­ства. После Вто­рой миро­вой вой­ны это зако­но­да­тель­ство было зна­чи­тель­но уже­сто­че­но. В 1970 году была при­ня­та спе­ци­аль­ная кон­вен­ция ЮНЕСКО об охране памят­ни­ков, к кото­рой США при­со­еди­ни­лись в 1983 году.

В прин­ци­пе, зако­но­да­тель­ство по охране куль­тур­но­го наследия не запре­ща­ет вывоз архео­ло­ги­че­ских нахо­док, если на то есть раз­ре­ше­ние мини­стер­ства куль­ту­ры или ана­ло­гич­но­го орга­на. На прак­ти­ке, разу­ме­ет­ся, ни одно­му чинов­ни­ку не при­дет в голо­ву раз­ре­шить вывоз цен­но­го про­из­веде­ния искус­ства из стра­ны. Легаль­ное попол­не­ние музей­ных кол­лек­ций, таким обра­зом, может про­ис­хо­дить через при­об­ре­те­ние пред­ме­тов у част­ных лиц или у дру­гих инсти­ту­тов на аук­ци­о­нах. Разу­ме­ет­ся, широ­ко при­ме­ня­лись и при­ме­ня­ют­ся музей­ные зай­мы, когда один инсти­тут пере­да­ет дру­го­му арте­фак­ты во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние.

Боль­шин­ство музеев отнес­лись к этой поли­ти­ке спо­кой­но. Но были и исклю­че­ния. Так, мил­ли­ар­дер Жан Поль Гет­ти, осно­ва­тель Фон­да Гет­ти, круп­ней­ше­го част­но­го музея США, еще в 1950-х годах начал поку­пать пред­ме­ты для сво­его собра­ния на чер­ном рын­ке. Не будучи стес­нен в сред­ствах, он был готов пой­ти на мно­гое, чтобы сде­лать свою кол­лек­цию одной из луч­ших в Аме­ри­ке. Кура­то­ры его Фон­да полу­чи­ли неглас­ное раз­ре­ше­ние на покуп­ку инте­рес­ных и цен­ных про­из­веде­ний для музея у любых арт-диле­ров.


Цена вопро­са


Финан­со­вые воз­мож­но­сти Фон­да Гет­ти дол­гие годы были кош­ма­ром для евро­пей­ских музеев. Пред­ста­ви­те­ли кали­фор­ний­ско­го музея выкла­ды­ва­ли на аук­ци­о­нах колос­саль­ные сум­мы за антич­ные скульп­ту­ры и кера­ми­ку, за полот­на ста­рых масте­ров и пред­ме­ты сред­не­ве­ко­во­го деко­ра­тив­но-при­клад­но­го искус­ства. Бла­го­да­ря их энер­гич­ной дея­тель­но­сти Фонд Гет­ти дей­ст­ви­тель­но пре­вра­тил­ся в выдаю­ще­е­ся собра­ние.

Из пока­за­ний Джа­ко­мо Меди­чи выяс­ни­лось, что еще в нача­ле 70-х люди из Фон­да Гет­ти пла­ти­ли анти­ква­ру по мил­ли­о­ну дол­ла­ров за вазу или ста­тую. В середине 90-х за антич­ный золо­той погре­баль­ный венок посред­ник музея запла­тил на чер­ном рын­ке 1,15 мил­ли­о­на дол­ла­ров.

ДЛЯ СПРАВКИ
В музей­ных и част­ных собра­ни­ях мира нахо­дит­ся око­ло 14 тысяч антич­ных ваз из южно­и­таль­ян­ской обла­сти Апу­лия. Менее 800 были обна­ру­же­ны в ходе легаль­ных архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок. С 1965 по 2005 год через аук­ци­он Sotheby’s про­шло не менее 2000 кера­ми­че­ских сосудов из это­го реги­о­на. Про­ис­хож­де­ние 85 про­цен­тов из них неиз­вест­но.

Меха­низм выво­за про­из­веде­ний искус­ства еще оста­ет­ся пред­ме­том рас­сле­до­ва­ния, но в общих чер­тах он прост: объ­ект оформ­ля­ет­ся как покуп­ка у част­но­го лица. Быв­ший вла­де­лец пре­до­став­ля­ет бума­ги о том, что он или его семья вла­де­ли скульп­ту­рой или ста­ту­ей до 1939 года (в слу­чае Ита­лии). В целях без­опас­но­сти и кон­фиден­ци­аль­но­сти сдел­ку оформ­ля­ют посред­ни­ки на ней­траль­ной терри­то­рии, как пра­ви­ло, в Швей­ца­рии.

В архи­ве Джа­ко­мо Меди­чи поли­ция обна­ру­жи­ла сним­ки, на кото­рых скульп­ту­ры и вазы, нахо­дя­щи­е­ся теперь в собра­ни­ях Гет­ти и Мет­ро­по­ли­тен-музея, сфото­гра­фи­ро­ва­ны еще в том виде, в кото­ром их отко­па­ли, то есть покры­тые сло­ем гря­зи и пыли. Для след­ст­вия они послу­жи­ли дока­за­тель­ст­вом, что эти пред­ме­ты не при­над­ле­жа­ли ника­ким част­ным вла­дель­цам до 1939 года, а были извле­че­ны во вре­мя неза­кон­ных рас­ко­пок, веду­щих­ся так назы­вае­мы­ми чер­ны­ми архео­ло­га­ми.


Provenance Unknown


Льви­ная доля антич­ных экс­по­на­тов в музее Гет­ти снаб­же­на таб­лич­ка­ми “Provenance Unknown”, то есть «про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но». Посколь­ку Фонд Гет­ти — музей срав­ни­тель­но моло­дой, то оби­лие таких таб­ли­чек свиде­тель­ст­ву­ет о фор­ми­ро­ва­нии кол­лек­ции из поку­пок недо­ку­мен­ти­ро­ван­ных объ­ек­тов. Само по себе это нико­им обра­зом не явля­ет­ся пре­ступ­ле­ни­ем, но наво­дит на раз­мыш­ле­ния.

Рос­пись кра­те­ра Бер­лин­ско­го масте­ра из собра­ния Мет­ро­по­ли­тен. Фото с сай­та музея.

Про­бле­ма неза­кон­ных рас­ко­пок ост­ро сто­ит не толь­ко в Гре­ции и Ита­лии, но и в Рос­сии, Тур­ции, Латин­ской Аме­ри­ке. Иска­те­ли сокро­вищ и про­чих пред­ме­тов, год­ных для про­да­жи кол­лек­ци­о­не­рам, нано­сят непо­пра­ви­мый ущерб памят­ни­кам куль­ту­ры. Для искус­ст­во­ве­дов знать точ­ное про­ис­хож­де­ние пред­ме­та жела­тель­но, но необя­за­тель­но. Для исто­рии и архео­ло­гии — необ­хо­ди­мо. Вырван­ный из кон­тек­ста пред­мет, напри­мер, изъ­ятая из погре­бе­ния ваза, навсе­гда теря­ет цен­ность для нау­ки.

Судя по раз­ма­ху, с кото­рым вел биз­нес Меди­чи, гре­че­ские и италь­ян­ские вла­сти были бес­силь­ны перед кла­до­ис­ка­те­ля­ми. Так, часть спор­ных пред­ме­тов, ока­зав­ших­ся в Мет­ро­по­ли­тен-музее, была извле­че­на в нача­ле 1970-х из этрус­ской гроб­ни­цы в несколь­ких кило­мет­рах от Рима. В прес­се нигде явно не гово­рит­ся том, как подоб­ное ста­ло воз­мож­но, хотя тай­но рас­ко­пать круп­ное захо­ро­не­ние фак­ти­че­ски в архео­ло­ги­че­ском запо­вед­ни­ке — слож­ней­шая зада­ча. Ско­рее все­го, мест­ные чинов­ни­ки и поли­ция были под­куп­ле­ны, и, сле­до­ва­тель­но, речь идет о мас­штаб­ной корруп­ции.


Серые кар­ди­на­лы


В рабо­те мно­гих запад­ных музеев важ­ную роль игра­ют сове­ты попе­чи­те­лей. Очень часто ими ста­но­вят­ся круп­ные биз­нес­ме­ны-меце­на­ты. В их зада­чу вхо­дит кон­троль над музей­ны­ми при­об­ре­те­ни­я­ми. Содей­ст­во­вать попол­не­нию кол­лек­ций мож­но дву­мя спо­со­ба­ми: либо выде­лить день­ги музею, либо при­об­ре­сти инте­ре­су­ю­щий пред­мет само­сто­я­тель­но и затем пере­дать его в собра­ние в виде зай­ма или дара. В обо­их слу­ча­ях попе­чи­те­ли руко­вод­ст­ву­ют­ся бла­го­род­ным прин­ци­пом «Искус­ство долж­но при­над­ле­жать наро­ду» и не забы­ва­ют о рекла­ме сво­его име­ни.

Как пока­зы­ва­ет исто­рия с Мет­ро­по­ли­тен-музе­ем, серые кар­ди­на­лы не все­гда дей­ст­ву­ют закон­ны­ми спо­со­ба­ми. Так, несколь­ко про­блем­ных объ­ек­тов италь­ян­ские вла­сти обна­ру­жи­ли в кол­лек­ции попе­чи­тель­ни­цы «Мета» Шел­би Уайт. Она и ее покой­ный муж были при­част­ны к покуп­ке несколь­ких очень цен­ных кера­ми­че­ских сосудов на чер­ном рын­ке в 1980-е годы. Как мини­мум восемь из них нахо­дят­ся в посто­ян­ной экс­по­зи­ции Мет­ро­по­ли­тен. След­ст­вие рас­по­ла­га­ет инфор­ма­ци­ей, что меце­на­ты зна­ли о неза­кон­ном про­ис­хож­де­нии сво­их поку­пок.

При­ме­ча­тель­но, что в середине 1990-х Уайт и Леви осно­ва­ли спе­ци­аль­ный фонд, кото­рый абсо­лют­но закон­ным обра­зом финан­си­ру­ет рас­коп­ки Гар­вард­ско­го уни­вер­си­те­та в Месо­пота­мии и несколь­ких стра­нах Сре­ди­зем­но­мо­рья. Фонд Уайт-Леви выде­лил так­же десят­ки гран­тов на пуб­ли­ка­цию мате­ри­а­лов архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний. На эти цели уже истра­че­но более 6 мил­ли­о­нов дол­ла­ров.


Чего хочет Ита­лия


Меж­ду аре­стом Джа­ко­мо Меди­чи и пер­вым судом над аме­ри­кан­ски­ми музей­щи­ка­ми про­шло десять лет. За это вре­мя италь­ян­ские вла­сти рас­сле­до­ва­ли обсто­я­тель­ства неза­кон­но­го обо­рота про­из­веде­ний искус­ства, под­пи­са­ли дого­вор с США о воз­вра­ще­нии про­из­веде­ний, неле­галь­но вве­зен­ных в Аме­ри­ку после 2001 года, и полу­чи­ли прин­ци­пи­аль­ные дока­за­тель­ства при­част­но­сти к нему круп­ных музеев.

Брон­зо­вая голо­ва Дио­ни­са из собра­ния Гет­ти. Фото с сай­та музея.

В Фон­де Гет­ти уже про­изо­шел ряд отста­вок, кура­тор отде­ла антич­но­сти Мари­он Тру пред­ста­ла перед судом в Риме, а три спор­ных пред­ме­та из собра­ния Гет­ти отправ­ле­ны в Ита­лию как знак доб­рой воли. То есть мож­но гово­рить о том, что музей при­знал свою вину.

Нена­зван­ный источ­ник газе­ты “The New York Times” сооб­щил, что руко­вод­ство музея Мет­ро­по­ли­тен тоже гото­вит­ся к уступ­кам. Речь идет о кла­де из 15 сереб­ря­ных пред­ме­тов III века до нашей эры из сици­лий­ской Мор­ган­ти­ны. В нача­ле 1980-х его рас­ко­па­ли гра­би­те­ли, а несколь­ки­ми года­ми поз­же его купил у Меди­чи круп­ный анти­квар Роберт Хехт для Мет­ро­по­ли­тен, запла­тив­ший за клад 2,7 мил­ли­о­на дол­ла­ров. В обмен на при­зна­ние в при­об­ре­те­нии фак­ти­че­ски кра­де­ных пред­ме­тов музей смо­жет оста­вить их у себя на 25 лет в каче­стве музей­но­го зай­ма.

Гре­че­ские вла­сти рас­сле­ду­ют дея­тель­ность Меди­чи на сво­ей терри­то­рии. Они, так же как и италь­ян­цы, рас­по­ла­га­ют дока­за­тель­ства­ми покуп­ки Фон­дом Гет­ти через Джа­ко­мо Меди­чи про­из­веде­ний искус­ства, име­ю­щих неза­кон­ное про­ис­хож­де­ние. Пра­ви­тель­ство Гре­ции рас­счи­ты­ва­ет на досудеб­ное уре­гу­ли­ро­ва­ние про­бле­мы, кото­рое вклю­ча­ет в себя воз­вра­ще­ние четы­рех пред­ме­тов без каких-либо усло­вий.

Оче­ред­ное слу­ша­ние по делу Мари­он Тру и Робер­та Хех­та состо­ит­ся в Риме 5 декаб­ря 2005 года. Ско­рее все­го, оно не будет послед­ним, посколь­ку про­дол­жа­ют появ­лять­ся новые обсто­я­тель­ства. Тем не менее, нель­зя исклю­чить, что после суда скан­дал будет замят дипло­ма­ти­че­ски­ми сред­ства­ми.

Килик Бри­госа из собра­ния Гет­ти. Фото с сай­та музея.

Послед­ст­вия про­изо­шед­ше­го будут еще дол­го ощу­щать­ся в музей­ном мире. Так, инци­дент вокруг Гет­ти и Мет­ро­по­ли­тен навер­ня­ка обост­рит в оче­ред­ной раз дав­но тле­ю­щий кон­фликт меж­ду Гре­ци­ей и Бри­тан­ским музе­ем или Тур­ци­ей и музе­ем Пер­га­мон в Бер­лине. Хотя слу­чай аме­ри­кан­ских музеев не име­ет пря­мо­го отно­ше­ния к про­бле­ме пере­ме­щен­ных цен­но­стей, важен пре­цедент пере­смот­ра соста­ва кол­лек­ций в судеб­ном поряд­ке. Про­из­веде­ния искус­ства могут ока­зать­ся залож­ни­ка­ми поли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских игр. Имен­но это­го боль­ше все­го опа­са­ет­ся дирек­тор Музея изо­бра­зи­тель­ных искусств име­ни Пуш­ки­на Ири­на Анто­но­ва. Вве­рен­ное ей собра­ние едва не ока­за­лось раз­мен­ной кар­той в мно­го­лет­ней судеб­ной тяж­бе меж­ду част­ной ком­па­ни­ей и государ­ст­вом.


ЮЛИЯ ШТУТИНА

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА