Два крупных американских музея — частный Фонд Гетти и государственный Метрополитен — оказались в центре международного скандала. Власти Италии и Греции обвиняют руководство этих институтов в покупке произведений античного искусства у находящегося под следствием арт-дилера Джакомо Медичи. Тем самым, музеи способствовали варварскому расхищению национального достояния этих стран. В сущности, история оспариваемых сейчас в римском суде приобретений свидетельствует о пренебрежении музеями профессиональной этикой и о плачевном состоянии охраны памятников в средиземноморских странах.
История эта началась в 1995 году, когда крупный антиквар Джакомо Медичи был арестован в Швейцарии по обвинению в незаконном вывозе из Италии археологических находок. При обыске на складе Медичи в Женеве были обнаружены четыре тысячи предметов, в основном, античная скульптура и керамика. Также полицейские нашли огромный архив, в котором содержалась многолетняя переписка Медичи с кураторами нескольких американских музеев и известными коллекционерами.
Бумаги и фотографии из архива Медичи свидетельствовали о том, что антиквар работал посредником между «черными археологами» Греции и Италии и частными и государственными собраниями США. Спустя десять лет после начала расследования в центре скандала оказались калифорнийский Фонд Гетти и нью-йоркский Метрополитен-музей, но, скорее всего, это только верхушка айсберга.
Охота и собирательство
Соединенные Штаты сотрудничают с Италией, Грецией, Турцией и некоторыми другими средиземноморскими странами на ниве археологии больше ста лет. Однако ведущие европейские археологические школы работали в этом регионе гораздо дольше и успели собрать очень представительные коллекции предметов античности. Американцы оказались в заведомо проигрышной ситуации, если говорить не о чистой науке, а о формировании собственных музейных экспозиций.
|
В начале XX века в большинстве этих стран существовали писаные и неписаные правила, по которым участники совместных экспедиций делили найденное и развозили затем по своим музеям. Однако уже в 1932 году правительство Греции, а в 1939 — Италии, приняли законы, запрещавшие вывоз из этих стран любых произведений искусства без санкции государства. После Второй мировой войны это законодательство было значительно ужесточено. В 1970 году была принята специальная конвенция ЮНЕСКО об охране памятников, к которой США присоединились в 1983 году.
В принципе, законодательство по охране культурного наследия не запрещает вывоз археологических находок, если на то есть разрешение министерства культуры или аналогичного органа. На практике, разумеется, ни одному чиновнику не придет в голову разрешить вывоз ценного произведения искусства из страны. Легальное пополнение музейных коллекций, таким образом, может происходить через приобретение предметов у частных лиц или у других институтов на аукционах. Разумеется, широко применялись и применяются музейные займы, когда один институт передает другому артефакты во временное пользование.
Большинство музеев отнеслись к этой политике спокойно. Но были и исключения. Так, миллиардер Жан Поль Гетти, основатель Фонда Гетти, крупнейшего частного музея США, еще в
Цена вопроса
Финансовые возможности Фонда Гетти долгие годы были кошмаром для европейских музеев. Представители калифорнийского музея выкладывали на аукционах колоссальные суммы за античные скульптуры и керамику, за полотна старых мастеров и предметы средневекового декоративно-прикладного искусства. Благодаря их энергичной деятельности Фонд Гетти действительно превратился в выдающееся собрание.
Из показаний Джакомо Медичи выяснилось, что еще в начале
|
Механизм вывоза произведений искусства еще остается предметом расследования, но в общих чертах он прост: объект оформляется как покупка у частного лица. Бывший владелец предоставляет бумаги о том, что он или его семья владели скульптурой или статуей до 1939 года (в случае Италии). В целях безопасности и конфиденциальности сделку оформляют посредники на нейтральной территории, как правило, в Швейцарии.
В архиве Джакомо Медичи полиция обнаружила снимки, на которых скульптуры и вазы, находящиеся теперь в собраниях Гетти и Метрополитен-музея, сфотографированы еще в том виде, в котором их откопали, то есть покрытые слоем грязи и пыли. Для следствия они послужили доказательством, что эти предметы не принадлежали никаким частным владельцам до 1939 года, а были извлечены во время незаконных раскопок, ведущихся так называемыми черными археологами.
Provenance Unknown
Львиная доля античных экспонатов в музее Гетти снабжена табличками “Provenance Unknown”, то есть «происхождение неизвестно». Поскольку Фонд Гетти — музей сравнительно молодой, то обилие таких табличек свидетельствует о формировании коллекции из покупок недокументированных объектов. Само по себе это никоим образом не является преступлением, но наводит на размышления.
|
Проблема незаконных раскопок остро стоит не только в Греции и Италии, но и в России, Турции, Латинской Америке. Искатели сокровищ и прочих предметов, годных для продажи коллекционерам, наносят непоправимый ущерб памятникам культуры. Для искусствоведов знать точное происхождение предмета желательно, но необязательно. Для истории и археологии — необходимо. Вырванный из контекста предмет, например, изъятая из погребения ваза, навсегда теряет ценность для науки.
Судя по размаху, с которым вел бизнес Медичи, греческие и итальянские власти были бессильны перед кладоискателями. Так, часть спорных предметов, оказавшихся в Метрополитен-музее, была извлечена в начале
Серые кардиналы
В работе многих западных музеев важную роль играют советы попечителей. Очень часто ими становятся крупные бизнесмены-меценаты. В их задачу входит контроль над музейными приобретениями. Содействовать пополнению коллекций можно двумя способами: либо выделить деньги музею, либо приобрести интересующий предмет самостоятельно и затем передать его в собрание в виде займа или дара. В обоих случаях попечители руководствуются благородным принципом «Искусство должно принадлежать народу» и не забывают о рекламе своего имени.
Как показывает история с Метрополитен-музеем, серые кардиналы не всегда действуют законными способами. Так, несколько проблемных объектов итальянские власти обнаружили в коллекции попечительницы «Мета» Шелби Уайт. Она и ее покойный муж были причастны к покупке нескольких очень ценных керамических сосудов на черном рынке в
Примечательно, что в середине
Чего хочет Италия
Между арестом Джакомо Медичи и первым судом над американскими музейщиками прошло десять лет. За это время итальянские власти расследовали обстоятельства незаконного оборота произведений искусства, подписали договор с США о возвращении произведений, нелегально ввезенных в Америку после 2001 года, и получили принципиальные доказательства причастности к нему крупных музеев.
|
В Фонде Гетти уже произошел ряд отставок, куратор отдела античности Марион Тру предстала перед судом в Риме, а три спорных предмета из собрания Гетти отправлены в Италию как знак доброй воли. То есть можно говорить о том, что музей признал свою вину.
Неназванный источник газеты “The New York Times” сообщил, что руководство музея Метрополитен тоже готовится к уступкам. Речь идет о кладе из 15 серебряных предметов III века до нашей эры из сицилийской Моргантины. В начале
Греческие власти расследуют деятельность Медичи на своей территории. Они, так же как и итальянцы, располагают доказательствами покупки Фондом Гетти через Джакомо Медичи произведений искусства, имеющих незаконное происхождение. Правительство Греции рассчитывает на досудебное урегулирование проблемы, которое включает в себя возвращение четырех предметов без каких-либо условий.
Очередное слушание по делу Марион Тру и Роберта Хехта состоится в Риме 5 декабря 2005 года. Скорее всего, оно не будет последним, поскольку продолжают появляться новые обстоятельства. Тем не менее, нельзя исключить, что после суда скандал будет замят дипломатическими средствами.
|
Последствия произошедшего будут еще долго ощущаться в музейном мире. Так, инцидент вокруг Гетти и Метрополитен наверняка обострит в очередной раз давно тлеющий конфликт между Грецией и Британским музеем или Турцией и музеем Пергамон в Берлине. Хотя случай американских музеев не имеет прямого отношения к проблеме перемещенных ценностей, важен прецедент пересмотра состава коллекций в судебном порядке. Произведения искусства могут оказаться заложниками политических и экономических игр. Именно этого больше всего опасается директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова. Вверенное ей собрание едва не оказалось разменной картой в многолетней судебной тяжбе между частной компанией и государством.