The New York Times |
Красота прекрасно сохранившейся мозаики, кажется, только подчеркнула несоответствие ее среды.
Позднеримская напольная мозаика, одна из самых больших и прекрасных в Израиле, на прошлой неделе была представлена властями всего второй раз после того, как она была найдена 13 лет назад в обветшалой восточной части этого бедного городка возле международного аэропорта, к югу от Тель-Авива.
Этот великолепный мозаичный пол, возрастом приблизительно 1700 лет, занимает площадь почти 185 кв. метров, прикрытый от знойного летнего солнца тонким тентом и окруженный брезентовым ограждением. Богатая красочными изображениями птиц, рыб, экзотических животных и торговых судов, мозаика вызывает в воображении интригующее напоминание о более блистательном прошлом Лода.
Археологи из израильского Управления древностей считают, что мозаика, на которой нет никаких надписей, была заказана богатым человеком, которому здесь принадлежала большая вилла. Лод, упомянутый в Библии, в древние времена был важным центром, и эта его часть, как известно, была районом богачей.
Сегодня на этом месте возвышаются однообразные блочные квартиры с бельем, вывешенным на веревках из окон, окруженные дворами, заваленными мусором.
Смешанный город еврейских иммигрантов и мусульманских и христианских арабов, современный Лод обычно ассоциируется с лишениями, его разнообразное население в большинстве своем имеет низкое социально-экономическое положение и часто описывается чиновниками как проблемное.
Однако теперь власти надеются оживить Лод и превратить его (подумать только!) в важный туристический пункт благодаря сокровищам, скрывающимся под более современными слоями земли.
«Это не самый лучший город в Израиле», — признает Илан Харари (Ilan Harari), мэр города, посетивший редкое открытие мозаичного участка. Но в будущем, говорит он, это будет «удивительный туристический центр. Мы думаем, что приедут тысячи туристов».
Лодская мозаика была обнаружена в 1996 г., когда Мириам Ависсар (Miriam Avissar), археолог из израильского Управления древностей, была направлена для выполнения обычных в таких случаях раскопок, поскольку местный совет планировал расширить дорогу. Этот район старого Лода, как уже было известно, богат мозаиками, но большинство из них или ужасно повреждены или находятся под зданиями.
«Я увидела белую рамку, потом тигра, — говорит М. Ависсар, недавно вышедшая на пенсию, вспоминая свое первое знакомство с мозаикой. — Она была целой и в изумительном состоянии».
Единожды продемонстрированная, мозаика была предоставлена для просмотра в течение единственных выходных, за время которых посмотреть ее пришли около 30 тысяч израильтян. Тогда же она была снова укрыта, пока Управление древностей искало средства для выполнения необходимых работ по консервации и строительства на участке соответствующих объектов.
Теперь пожертвования найдены и проект возрождается. В прошлую среду мозаика была ненадолго продемонстрирована службам новостей и на три дня должна открыться для публики, начиная с четверга. Затем она будет перевезена в лабораторию в Иерусалиме для тщательной консервации. В 2010 г. часть мозаики отправят в США для демонстрации в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Через два года после этого, как предполагается, вся мозаика будет возвращена на свое место в восточном Лоде и выставлена на постоянную демонстрацию в защищенных условиях.
Для жителей, живущих рядом с участком, мозаика — редкая жемчужина на фоне убогого пейзажа.
«Это прекрасно, — говорит 40-летний Амал Амин (Amal Amin), родившийся в соседнем с участком каменном доме арабского стиля. — Они говорят, что под домом моих родителей тоже есть мозаика».
Татьяна Зайцева (Tatiana Zeitsef), еврейская иммигрантка из Ташкента (Узбекистан), живущая через улицу в блочной квартире для бедных, говорит, что она слышала о мозаике, но не видела ее. Вместо этого она, как и многие другие в этой бедной старой части города, жаловалась на мусор, говоря, что «никогда ничего не делается».
Современный Лод — многообразный город, отличающийся нуждой. |
75 тысяч жителей Лода — в основном евреи, с арабами, составляющими четверть или более населения. Прежде арабский город, известный как Лидда, он был завоеван израильской армией в июле 1948 г. Большинство арабских жителей было выслано — согласно некоторым историческим сведениям, по личному приказу Давида Бен-Гуриона (David Ben-Gurion), лидера нового израильского государства, — и превратилось в беженцев. По меньшей мере 250 мужчин, женщин и детей были убиты в столкновениях; еще больше умерло от голода и жажды по дороге на восток в летнюю жару.
Новые еврейские иммигранты, прибывавшие волнами — сначала из Марокко и Туниса, а затем из Эфиопии и Советского Союза, — сформировали микромир современного Израиля и его сложного общества.
Впервые Лод был упомянут в списке городов Ханаана, который, как сообщается, был составлен египетским фараоном в 1465 г. до н. э. Его центральное положение на прибрежной равнине сделало его важным центром древнееврейской учености и торговли. Позже Лод дал свое название международному аэропорту Израиля, пока тот не был переименован в честь Бен-Гуриона.
В последние десятилетия жизнь здесь была главным образом мирной, хотя жители указывают на скрытое напряжение. Некоторые еврейские жители говорят, что молодое арабское поколение озлоблено и все более и более враждебно, в то время как шейх Адель (Adel), муэдзин мечети в центре города, указал на недавний наплыв религиозных еврейских националистов, которые, заявил он, прибыли в город «для подстрекательства».
Авраам Атия (Avraham Atia), управляющий мастерской по ремонту велосипедов недалеко от мозаики, в центре старого города, с ругательством подытожил свою жизнь в Лоде. «Посмотрите вокруг себя, — добавил он, когда суховей с ближайшего пустыря поднял пыль на улице. — Все разрушено».
Некоторое развитие было, но не здесь, а на новой окраине города, на юге. Атия сказал, что он отчаянно пытается вырваться.
В брошюре, распространяемой властями, городской совет говорит, что рассматривает мозаику и возможности для туризма как рычаг для резкого изменения образа Лода не только в глазах других израильтян и туристов, приземляющихся в аэропорту, но прежде всего непосредственно в умах местных жителей.