08.07.2009 г.
The New York Times
Полировка затерянной жемчужины для ослепления туристов

Чинов­ни­ки в Лоде наде­ют­ся, что наполь­ная рим­ская моза­и­ка помо­жет воз­ро­дить былую сла­ву горо­да (Rina Castelnuovo для «The New York Times»).

Кра­сота пре­крас­но сохра­нив­шей­ся моза­и­ки, кажет­ся, толь­ко под­черк­ну­ла несоот­вет­ст­вие ее среды.

Позд­не­рим­ская наполь­ная моза­и­ка, одна из самых боль­ших и пре­крас­ных в Изра­и­ле, на про­шлой неде­ле была пред­став­ле­на вла­стя­ми все­го вто­рой раз после того, как она была най­де­на 13 лет назад в обвет­ша­лой восточ­ной части это­го бед­но­го город­ка воз­ле меж­ду­на­род­но­го аэро­пор­та, к югу от Тель-Ави­ва.

Этот вели­ко­леп­ный моза­ич­ный пол, воз­рас­том при­бли­зи­тель­но 1700 лет, зани­ма­ет пло­щадь почти 185 кв. мет­ров, при­кры­тый от зной­но­го лет­не­го солн­ца тон­ким тен­том и окру­жен­ный бре­зен­то­вым ограж­де­ни­ем. Бога­тая кра­соч­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми птиц, рыб, экзо­ти­че­ских живот­ных и тор­го­вых судов, моза­и­ка вызы­ва­ет в вооб­ра­же­нии интри­гу­ю­щее напо­ми­на­ние о более бли­ста­тель­ном про­шлом Лода.

Архео­ло­ги из изра­иль­ско­го Управ­ле­ния древ­но­стей счи­та­ют, что моза­и­ка, на кото­рой нет ника­ких над­пи­сей, была зака­за­на бога­тым чело­ве­ком, кото­ро­му здесь при­над­ле­жа­ла боль­шая вил­ла. Лод, упо­мя­ну­тый в Биб­лии, в древ­ние вре­ме­на был важ­ным цен­тром, и эта его часть, как извест­но, была рай­о­ном бога­чей.

Сего­дня на этом месте воз­вы­ша­ют­ся одно­об­раз­ные блоч­ные квар­ти­ры с бельем, выве­шен­ным на верев­ках из окон, окру­жен­ные дво­ра­ми, зава­лен­ны­ми мусо­ром.

Сме­шан­ный город еврей­ских имми­гран­тов и мусуль­ман­ских и хри­сти­ан­ских ара­бов, совре­мен­ный Лод обыч­но ассо­ци­и­ру­ет­ся с лише­ни­я­ми, его раз­но­об­раз­ное насе­ле­ние в боль­шин­стве сво­ем име­ет низ­кое соци­аль­но-эко­но­ми­че­ское поло­же­ние и часто опи­сы­ва­ет­ся чинов­ни­ка­ми как про­блем­ное.

Одна­ко теперь вла­сти наде­ют­ся ожи­вить Лод и пре­вра­тить его (поду­мать толь­ко!) в важ­ный тури­сти­че­ский пункт бла­го­да­ря сокро­ви­щам, скры­ваю­щим­ся под более совре­мен­ны­ми сло­я­ми зем­ли.

«Это не самый луч­ший город в Изра­и­ле», — при­зна­ет Илан Хара­ри (Ilan Harari), мэр горо­да, посе­тив­ший ред­кое откры­тие моза­ич­но­го участ­ка. Но в буду­щем, гово­рит он, это будет «уди­ви­тель­ный тури­сти­че­ский центр. Мы дума­ем, что при­едут тыся­чи тури­стов».

Лод­ская моза­и­ка была обна­ру­же­на в 1996 г., когда Мири­ам Авис­сар (Miriam Avissar), архео­лог из изра­иль­ско­го Управ­ле­ния древ­но­стей, была направ­ле­на для выпол­не­ния обыч­ных в таких слу­ча­ях рас­ко­пок, посколь­ку мест­ный совет пла­ни­ро­вал рас­ши­рить доро­гу. Этот рай­он ста­ро­го Лода, как уже было извест­но, богат моза­и­ка­ми, но боль­шин­ство из них или ужас­но повреж­де­ны или нахо­дят­ся под зда­ни­я­ми.

«Я увиде­ла белую рам­ку, потом тиг­ра, — гово­рит М. Авис­сар, недав­но вышед­шая на пен­сию, вспо­ми­ная свое пер­вое зна­ком­ство с моза­и­кой. — Она была целой и в изу­ми­тель­ном состо­я­нии».

Еди­но­жды про­де­мон­стри­ро­ван­ная, моза­и­ка была пре­до­став­ле­на для про­смот­ра в тече­ние един­ст­вен­ных выход­ных, за вре­мя кото­рых посмот­реть ее при­шли око­ло 30 тысяч изра­иль­тян. Тогда же она была сно­ва укры­та, пока Управ­ле­ние древ­но­стей иска­ло сред­ства для выпол­не­ния необ­хо­ди­мых работ по кон­сер­ва­ции и стро­и­тель­ства на участ­ке соот­вет­ст­ву­ю­щих объ­ек­тов.

Теперь пожерт­во­ва­ния най­де­ны и про­ект воз­рож­да­ет­ся. В про­шлую среду моза­и­ка была нена­дол­го про­де­мон­стри­ро­ва­на служ­бам ново­стей и на три дня долж­на открыть­ся для пуб­ли­ки, начи­ная с чет­вер­га. Затем она будет пере­ве­зе­на в лабо­ра­то­рию в Иеру­са­ли­ме для тща­тель­ной кон­сер­ва­ции. В 2010 г. часть моза­и­ки отпра­вят в США для демон­стра­ции в музее Мет­ро­по­ли­тен в Нью-Йор­ке.

Через два года после это­го, как пред­по­ла­га­ет­ся, вся моза­и­ка будет воз­вра­ще­на на свое место в восточ­ном Лоде и выстав­ле­на на посто­ян­ную демон­стра­цию в защи­щен­ных усло­ви­ях.

Для жите­лей, живу­щих рядом с участ­ком, моза­и­ка — ред­кая жем­чу­жи­на на фоне убо­го­го пей­за­жа.

«Это пре­крас­но, — гово­рит 40-лет­ний Амал Амин (Amal Amin), родив­ший­ся в сосед­нем с участ­ком камен­ном доме араб­ско­го сти­ля. — Они гово­рят, что под домом моих роди­те­лей тоже есть моза­и­ка».

Татья­на Зай­це­ва (Tatiana Zeitsef), еврей­ская имми­грант­ка из Таш­кен­та (Узбе­ки­стан), живу­щая через ули­цу в блоч­ной квар­ти­ре для бед­ных, гово­рит, что она слы­ша­ла о моза­и­ке, но не виде­ла ее. Вме­сто это­го она, как и мно­гие дру­гие в этой бед­ной ста­рой части горо­да, жало­ва­лась на мусор, гово­ря, что «нико­гда ниче­го не дела­ет­ся».

Совре­мен­ный Лод — мно­го­об­раз­ный город, отли­чаю­щий­ся нуж­дой.

75 тысяч жите­лей Лода — в основ­ном евреи, с ара­ба­ми, состав­ля­ю­щи­ми чет­верть или более насе­ле­ния. Преж­де араб­ский город, извест­ный как Лид­да, он был заво­е­ван изра­иль­ской арми­ей в июле 1948 г. Боль­шин­ство араб­ских жите­лей было высла­но — соглас­но неко­то­рым исто­ри­че­ским сведе­ни­ям, по лич­но­му при­ка­зу Давида Бен-Гури­о­на (David Ben-Gurion), лиде­ра ново­го изра­иль­ско­го государ­ства, — и пре­вра­ти­лось в бежен­цев. По мень­шей мере 250 муж­чин, жен­щин и детей были уби­ты в столк­но­ве­ни­ях; еще боль­ше умер­ло от голо­да и жаж­ды по доро­ге на восток в лет­нюю жару.

Новые еврей­ские имми­гран­ты, при­бы­вав­шие вол­на­ми — сна­ча­ла из Марок­ко и Туни­са, а затем из Эфи­о­пии и Совет­ско­го Сою­за, — сфор­ми­ро­ва­ли мик­ро­мир совре­мен­но­го Изра­и­ля и его слож­но­го обще­ства.

Впер­вые Лод был упо­мя­нут в спис­ке горо­дов Хана­а­на, кото­рый, как сооб­ща­ет­ся, был состав­лен еги­пет­ским фара­о­ном в 1465 г. до н. э. Его цен­траль­ное поло­же­ние на при­бреж­ной рав­нине сде­ла­ло его важ­ным цен­тром древ­не­ев­рей­ской уче­но­сти и тор­гов­ли. Поз­же Лод дал свое назва­ние меж­ду­на­род­но­му аэро­пор­ту Изра­и­ля, пока тот не был пере­име­но­ван в честь Бен-Гури­о­на.

В послед­ние деся­ти­ле­тия жизнь здесь была глав­ным обра­зом мир­ной, хотя жите­ли ука­зы­ва­ют на скры­тое напря­же­ние. Неко­то­рые еврей­ские жите­ли гово­рят, что моло­дое араб­ское поко­ле­ние озлоб­ле­но и все более и более враж­деб­но, в то вре­мя как шейх Адель (Adel), муэд­зин мече­ти в цен­тре горо­да, ука­зал на недав­ний наплыв рели­ги­оз­ных еврей­ских нацио­на­ли­стов, кото­рые, заявил он, при­бы­ли в город «для под­стре­ка­тель­ства».

Авра­ам Атия (Avraham Atia), управ­ля­ю­щий мастер­ской по ремон­ту вело­си­пе­дов неда­ле­ко от моза­и­ки, в цен­тре ста­ро­го горо­да, с руга­тель­ст­вом поды­то­жил свою жизнь в Лоде. «Посмот­ри­те вокруг себя, — доба­вил он, когда сухо­вей с бли­жай­ше­го пусты­ря под­нял пыль на ули­це. — Все раз­ру­ше­но».

Неко­то­рое раз­ви­тие было, но не здесь, а на новой окра­ине горо­да, на юге. Атия ска­зал, что он отча­ян­но пыта­ет­ся вырвать­ся.

В бро­шю­ре, рас­про­стра­ня­е­мой вла­стя­ми, город­ской совет гово­рит, что рас­смат­ри­ва­ет моза­и­ку и воз­мож­но­сти для туриз­ма как рычаг для рез­ко­го изме­не­ния обра­за Лода не толь­ко в гла­зах дру­гих изра­иль­тян и тури­стов, при­зем­ля­ю­щих­ся в аэро­пор­ту, но преж­де все­го непо­сред­ст­вен­но в умах мест­ных жите­лей.

Isabel Kershner

© 2009 г. The New York Times.
© 2009 г. Перевод с англ.: Сосновский С. И.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА