Известия Науки |
Ученые из Черноголовки — сотрудники Института экспериментальной минералогии РАН и Института проблем химической физики РАН сделали открытие, которое по праву можно считать сенсационным. Изучив вместе с коллегами из Харьковского национального университета им. В. Н. Карамзина образцы древнегреческой чернолаковой керамики IV—
Надо сказать, что в истории и археологии понятие чернолаковой (или чернофигурной) керамики распространено очень широко. То есть считается, что приблизительно в VI веке до нашей эры древние греки научились делать разнообразные керамические предметы (в основном, конечно, вазы — амфоры, кратеры и т. д.), рисунок на которых наносили черным лаком. Получались украшенные черным орнаментом вазы — те самые, воспетые Китсом, а позже — более нам близким Кушнером, помните — «…на античной вазе выступает человечков дивный хоровод…». Но вот состав этого лака до сих пор точно не был известен. Больше того, технология вообще считалась утерянной, а секрет нанесения черного лака до конца не разгадан. Но название — было. Лак так лак. То есть, по определению, высохшая тонкая пленка раствора чего-то в каком-то растворителе. Проверка показала, что это заблуждение.
Итак, ученые взяли шесть, попросту говоря, древнегреческих черепков (образцов чернолаковой керамики), найденных при раскопках Херсонеса, а также один образец из раскопок Бельского городища (это скифское поселение примерно того же времени, VI—
Результаты исследования не оставили места сомнениям. «Черный лак» — это стекло или эмаль с высоким содержанием железа и натрия. По мнению ученых, вероятнее всего древнегреческие мастера (рука не поднимается назвать их гончарами — это были художники!) использовали для получения черной эмали шихту, в состав которой входил магнетит (краситель) и сода либо зола, а может, еще и каолин. Шихту древние мастера, по мнению современных физиков, наносили методом «ангоб» — это когда на поверхность керамики до обжига наносят тонкий слой глинистой суспензии. В принципе известно, что этот метод был весьма распространен в античном керамическом производстве.
Итак, можно ли считать, что секрет древнегреческой «чернолаковой керамики» раскрыт? Очень сложно ответить на этот вопрос однозначно: исследования энтузиастов только в самом начале. Но кое-какие выводы все же можно сделать. Конечно, шесть кусочков — это не все античные вазы, однако для исследованных образцов можно считать доказанным — изображения на керамике сделаны не лаком, а эмалью. Для историков это очень важные сведения, позволяющие лучше понять технические возможности мастеров античности. А для всех любознательных это просто интересно. Не хочется ведь быть Иванами, не помнящими родства. Об этом сообщает агентство «Информнаука».