24.09.2008 г.
Известия Науки
Сенсационное открытие: ученые разгадали секрет древнегреческих гончаров

Уче­ные из Чер­но­го­лов­ки — сотруд­ни­ки Инсти­ту­та экс­пе­ри­мен­таль­ной мине­ра­ло­гии РАН и Инсти­ту­та про­блем хими­че­ской физи­ки РАН сде­ла­ли откры­тие, кото­рое по пра­ву мож­но счи­тать сен­са­ци­он­ным. Изу­чив вме­сте с кол­ле­га­ми из Харь­ков­ско­го нацио­наль­но­го уни­вер­си­те­та им. В. Н. Карам­зи­на образ­цы древ­не­гре­че­ской чер­но­ла­ко­вой кера­ми­ки IV—II веков до н. э., они выяс­ни­ли, что «чер­ный лак» на оскол­ках кера­ми­че­ских сосудов — это вооб­ще не лак, как дума­ли до сих пор исто­ри­ки. Ока­за­лось, что чер­ные рисун­ки нане­се­ны сло­ем тон­ко­го стек­ла или эма­ли тол­щи­ной 14—25 мик­рон. Опре­де­лить это уда­лось с помо­щью двух мето­дов мик­ро­ана­ли­за — элек­трон­но-зон­до­во­го и рент­ге­но­спек­траль­но­го.

Надо ска­зать, что в исто­рии и архео­ло­гии поня­тие чер­но­ла­ко­вой (или чер­но­фи­гур­ной) кера­ми­ки рас­про­стра­не­но очень широ­ко. То есть счи­та­ет­ся, что при­бли­зи­тель­но в VI веке до нашей эры древ­ние гре­ки научи­лись делать раз­но­об­раз­ные кера­ми­че­ские пред­ме­ты (в основ­ном, конеч­но, вазы — амфо­ры, кра­те­ры и т. д.), рису­нок на кото­рых нано­си­ли чер­ным лаком. Полу­ча­лись укра­шен­ные чер­ным орна­мен­том вазы — те самые, вос­пе­тые Кит­сом, а поз­же — более нам близ­ким Куш­не­ром, помни­те — «…на антич­ной вазе высту­па­ет чело­веч­ков див­ный хоро­вод…». Но вот состав это­го лака до сих пор точ­но не был изве­стен. Боль­ше того, тех­но­ло­гия вооб­ще счи­та­лась уте­рян­ной, а сек­рет нане­се­ния чер­но­го лака до кон­ца не раз­га­дан. Но назва­ние — было. Лак так лак. То есть, по опре­де­ле­нию, высох­шая тон­кая плен­ка рас­т­во­ра чего-то в каком-то рас­т­во­ри­те­ле. Про­вер­ка пока­за­ла, что это заблуж­де­ние.

Итак, уче­ные взя­ли шесть, попро­сту гово­ря, древ­не­гре­че­ских череп­ков (образ­цов чер­но­ла­ко­вой кера­ми­ки), най­ден­ных при рас­коп­ках Хер­со­не­са, а так­же один обра­зец из рас­ко­пок Бель­ско­го горо­ди­ща (это скиф­ское посе­ле­ние при­мер­но того же вре­ме­ни, VI—I века до н. э. на Укра­ине, непо­да­ле­ку от села Бельск в Пол­тав­ской обла­сти). Взя­ли и изу­чи­ли, во-пер­вых, тол­щи­ну чер­но­го слоя на кера­ми­че­ской осно­ве, а во-вто­рых, состав как соб­ст­вен­но кера­ми­ки, так и это­го чер­но­го слоя. Для обсче­та полу­чен­ных дан­ных авто­ры исполь­зо­ва­ли пакет про­грамм, раз­ра­ботан­ных в ИЭМ РАН. Кста­ти, сле­ду­ет упо­мя­нуть, что оба мето­да — прак­ти­че­ски нераз­ру­шаю­щие, то есть при­год­ные для изу­че­ния архео­ло­ги­че­ских нахо­док.

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния не оста­ви­ли места сомне­ни­ям. «Чер­ный лак» — это стек­ло или эмаль с высо­ким содер­жа­ни­ем желе­за и натрия. По мне­нию уче­ных, веро­ят­нее все­го древ­не­гре­че­ские масте­ра (рука не под­ни­ма­ет­ся назвать их гон­ча­ра­ми — это были худож­ни­ки!) исполь­зо­ва­ли для полу­че­ния чер­ной эма­ли ших­ту, в состав кото­рой вхо­дил маг­не­тит (кра­си­тель) и сода либо зола, а может, еще и као­лин. Ших­ту древ­ние масте­ра, по мне­нию совре­мен­ных физи­ков, нано­си­ли мето­дом «ангоб» — это когда на поверх­ность кера­ми­ки до обжи­га нано­сят тон­кий слой гли­ни­стой сус­пен­зии. В прин­ци­пе извест­но, что этот метод был весь­ма рас­про­стра­нен в антич­ном кера­ми­че­ском про­из­вод­стве.

Итак, мож­но ли счи­тать, что сек­рет древ­не­гре­че­ской «чер­но­ла­ко­вой кера­ми­ки» рас­крыт? Очень слож­но отве­тить на этот вопрос одно­знач­но: иссле­до­ва­ния энту­зи­а­стов толь­ко в самом нача­ле. Но кое-какие выво­ды все же мож­но сде­лать. Конеч­но, шесть кусоч­ков — это не все антич­ные вазы, одна­ко для иссле­до­ван­ных образ­цов мож­но счи­тать дока­зан­ным — изо­бра­же­ния на кера­ми­ке сде­ла­ны не лаком, а эма­лью. Для исто­ри­ков это очень важ­ные сведе­ния, поз­во­ля­ю­щие луч­ше понять тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти масте­ров антич­но­сти. А для всех любо­зна­тель­ных это про­сто инте­рес­но. Не хочет­ся ведь быть Ива­на­ми, не пом­ня­щи­ми род­ства. Об этом сооб­ща­ет агент­ство «Информ­на­у­ка».

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА