20.11.2006 г.
Огромный улов «рыбного» сокровища римского затонувшего корабля.

Фото­гра­фия из пресс-рели­за регио­наль­но­го пра­ви­тель­ства Вален­сии в Испа­нии пред­став­ля­ет неко­то­рые из сотен хоро­шо сохра­нив­ших­ся гли­ня­ных амфор, или дву­руч­ных кув­ши­нов, най­ден­ных в боль­шом рим­ском кораб­ле, потер­пев­шем кру­ше­ние, кото­рый был обна­ру­жен у испан­ско­го побе­ре­жья. В кув­ши­нах был рыб­ный соус, счи­тав­ший­ся у бога­тых рим­лян доро­гим дели­ка­те­сом (фото: AP / Valencia Regional Government).

Зато­нув­шее сокро­ви­ще с рез­ким рыб­ным аро­ма­том было най­де­но сре­ди остат­ков рим­ско­го кораб­ле­кру­ше­ния в Сре­ди­зем­ном море.

2000-лет­нее суд­но, обна­ру­жен­ное у испан­ско­го побе­ре­жья, было опи­са­но мор­ски­ми архео­ло­га­ми на про­шлой неде­ле как «дра­го­цен­ный камень Ста­ро­го Све­та».

Одна­ко корабль пере­во­зил не золо­то и не сереб­ро, а лишь сот­ни кув­ши­нов зло­вон­но­го рыб­но­го соуса.

Древ­ний дели­ка­тес, извест­ный под назва­ни­ем garum, изготав­ли­вал­ся обыч­но из забро­див­ших рыб­ных кишок и кро­ви. Бога­тым рим­ля­нам, гово­рят экс­пер­ты, не хва­та­ло это­го про­дук­та.

Парус­ное суд­но, дати­ру­е­мое I в. н. э., лежит на дне в 1,6 км от Али­кан­те в юго-восточ­ной Испа­нии, где оно было обна­ру­же­но водо­ла­за­ми в 2000 г.

Суд­но было при­бли­зи­тель­но 30 мет­ров в дли­ну и пере­во­зи­ло до 400 тонн гру­за, что дела­ет его одним из круп­ней­ших зато­нув­ших рим­ских кораб­лей, най­ден­ных за всю исто­рию, заяви­ли архео­ло­ги на кон­фе­рен­ции воз­ле испан­ско­го горо­да Вален­сия в нача­ле меся­ца.

Кар­лос де Хуан (Carlos de Juan), один из руко­во­ди­те­лей под­вод­ной архео­ло­ги­че­ской коман­ды, гово­рит, что на судне нахо­дит­ся око­ло 1200 хоро­шо сохра­нив­ших­ся дву­руч­ных кув­ши­нов, назы­вае­мых амфо­ра­ми.

Извест­ко­во-кера­ми­че­ские печа­ти на кув­ши­нах с соусом были изъ­еде­ны мор­ской водой или сорва­ны слу­чай­ным любо­пыт­ным ось­ми­но­гом, сооб­ща­ют архео­ло­ги, но следы рыб­но­го соуса внут­ри сохра­ни­лись.

«Мы зна­ли, что зато­нув­ший корабль — это важ­ная наход­ка, но до сих пор не име­ли о нем реаль­но­го пред­став­ле­ния», — заявил в интер­вью «Ассо­ши­эй­тед Пресс» де Хуан, кото­рый работа­ет на пра­ви­тель­ство вален­сий­ской про­вин­ции.


Застиг­ну­тый штор­мом


Коман­да гово­рит, что, веро­ят­но, суд­но зато­ну­ло во вре­мя штор­ма, на пути из испан­ско­го пор­та Кадис в Рим, что дает важ­ную инфор­ма­цию о древ­них тор­го­вых путях.

Дере­вян­ное суд­но, сохра­нив­ше­е­ся в иле на мор­ском дне, дати­ру­ет­ся при­мер­но 50 г. н. э., вре­ме­нем рим­ских импе­ра­то­ров Клав­дия и Неро­на.

Как гово­рят, место кру­ше­ния необыч­но пото­му, что нахо­дит­ся на мел­ко­во­дье воз­ле побе­ре­жья.

Такие кораб­ли обыч­но тону­ли дале­ко в море, где их почти невоз­мож­но обна­ру­жить, гово­рит де Хуан.

Соглас­но Хавье­ру Ние­то При­е­то (Xavier Nieto Prieto), дирек­то­ру Испан­ско­го под­вод­но­го архео­ло­ги­че­ско­го цен­тра Ката­ло­нии, наход­ка так­же важ­на из-за пре­крас­ной сохран­но­сти ее гру­за. «Для архео­ло­гов зато­нув­шее суд­но — исто­ри­че­ский доку­мент, кото­рый рас­ска­зы­ва­ет нам о древ­ней исто­рии, и о том, как работа­ла ее эко­но­ми­ка», — ска­зал он в интер­вью «Ассо­ши­эй­тед Пресс».

После пер­вых сооб­ще­ний об обна­ру­же­нии, суд­но, кото­рое лежит на глу­бине 25 мет­ров, при­влек­ло к себе «чер­ных дай­ве­ров», что вынуди­ло вла­сти постро­ить вокруг него метал­ли­че­скую клет­ку.

По име­ю­щим­ся сведе­ни­ям, было похи­ще­но око­ло 70 амфор.

Такое воров­ство — рас­про­стра­нен­ная про­бле­ма, гово­рит экс­перт по рим­ским амфо­рам Эли­за­бет Лидинг Уилл (Elizabeth Lyding Will), из Мас­са­чу­сет­ско­го уни­вер­си­те­та в Амхер­сте.

Каж­дая амфо­ра сто­ит при­бли­зи­тель­но тыся­чу дол­ла­ров, гово­рит Уилл. «Люди веша­ют их на сте­ны и укра­ша­ют ими свои дома», — добав­ля­ет она.


Что такое гарум?


Уилл гово­рит, что гли­ня­ные кув­ши­ны — навер­ное, самый рас­про­стра­нен­ный груз, кото­рый нахо­дят на зато­нув­ших рим­ских кораб­лях.

«Они были чрез­вы­чай­но удоб­ны для тор­гов­ли, — гово­рит она. — По их фор­ме вы може­те опре­де­лить, пред­на­зна­ча­лись ли они для вина, олив­ко­во­го мас­ла или гару­ма».

Она гово­рит, что в амфо­рах хра­ни­лись и дру­гие соусы, вклю­чая сде­лан­ный из сер­дец тун­ца, но гарум был самым рас­про­стра­нен­ным типом.

Сна­ча­ла рыб­ный соус делал­ся в италь­ян­ской Козе — до того вре­ме­ни, пока Испа­ния не ста­ла глав­ным экс­пор­те­ром, в боль­ших коли­че­ствах про­из­во­дя из кишок мак­ре­ли поль­зу­ю­щу­ю­ся спро­сом про­дук­цию.

Пли­ний Стар­ший, рим­ский уче­ный I в., опи­сал этот соус: «Едва ли какая-либо жид­кость, кро­ме мазей [целеб­ных при­ти­рок], ценит­ся выше, при­но­ся даже извест­ность наро­дам, делаю­щим ее».

Уилл гово­рит, что «рим­ля­нам испан­ский соус понра­вил­ся боль­ше дру­гих», добав­ляя, что меж­ду Испа­ни­ей и Ита­ли­ей велась ожив­лен­ная тор­гов­ля в тот пери­од, кото­рым дати­ру­ет­ся кораб­ле­кру­ше­ние. Гарум фигу­ри­ро­вал во мно­гих рим­ских рецеп­тах, добав­ля­ет Уилл. «Гарум был очень доро­гой при­пра­вой, а так­же очень пита­тель­ной, но делал­ся из рыбьих потро­хов, — гово­рит она. — «Мне гово­рят, что он был очень зло­вон­ным, но рим­ляне в самом деле люби­ли его».


JAMES OWEN для “National Geographic News”

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА