Archaeology.org |
Во вторник утром археологическая группа Лёвенского католического университета (Бельгия) под руководством Марка Уилкенса (Marc Waelkens) раскопала колоссальную портретную голову римской императрицы Фаустины, жены императора Антонина Пия, правившего со 138 по 161 гг. н. э. По словам Уилкенса, команда археологов была в восторге от находки.
Раскопки профессора Уилкенса в Сагалассе, античной метрополии, были регулярной темой в “ARCHAEOLOGY’s Interactive Digs”, и он послал нам этот отчет о новой находке прямо с места — Марк Роуз (Mark Rose).
Находка
Открытие было сделано практически ровно через год после того как мы обнаружили остатки колоссальной (около 5 м) статуи Адриана (117—
И статуя Адриана и голова Фаустины находились в самой большой комнате римских бань в Сагалассе, раскопки которых ведутся последние 12 лет. Эта комната — крестообразная с мозаичными полами и площадью около 1250 кв. м — скорее всего, была холодной комнатой или фригидарием (frigidarium). Когда-то в этой комнате стояли и другие колоссальные статуи, о чем свидетельствует передняя часть двух женских ступней колоссального размера, которые мы обнаружили прошлым летом стоящими на полу и окруженными мозаикой, которая до сих пор повторяет контур длинного платья женской статуи.
Прошлогодние находки позволяли предположить, что там можно найти множество статуй людей, принадлежавших к кругу Адриана, таких как его жена Вибия Сабина или его любовник Антиной. Мы даже сначала подумали, что находка этого года была головой Вибии Сабины, которой было всего 14 лет, когда ее выдали замуж за Адриана. Но как только голова, лежавшая лицом вниз, была перевернута, стало понятно, что это портрет женщины более взрослой, чем обычно изображали Сабину.
Голова размером 0,76 м в высоту. У нее большие миндалевидные глаза (изображены только слезные протоки, а не радужная оболочка или зрачки, как стало обычным во время правления Адриана) и мясистые толстые губы. Волосы разделены спереди посередине и уложены волнами вокруг ушей и под ними назад. Волосы были выполнены с очень легким использованием сверла — черта, характерная для портретов императриц этой династии, династии Антонинов, в противоположность бородам и кудрявым волосам их мужей. На голове ободок — особенность, характерная для большинства портретов Сабины, однако в этом случае все черты лица указывают на то, что это императрица Фаустина Старшая, жена Антонина Пия, наследника Адриана.
Если не считать ободок, то лучшая параллель — колоссальный портрет Фаустины Старшей (с такой же манерой изображения глаз) из Сард (Турция), который теперь является частью постоянной коллекции Британского музея. Колоссальные статуи, очевидно, были весьма популярны в Сагалассе. Помимо четырехметрового героя, занимающего северо-западный геройон (святилище героя) и статуи Диониса в два человеческих роста из нимфея (nymphaeum, помещение с фонтаном) середины периода Антонинов на Верхней агоре, существует еще и пятиметровая статуя Аполлона в нимфее конца периода Адриана над Нижней городской агорой.
Фрагменты статуй Адриана и Фаустины были обнаружены в забутках римских бань. Радиоуглеродное датирование найденных там совиных погадок (срыгнутая шерсть и кости добычи) заставляет предположить, что между 540 и 620 гг. н. э., — вероятнее всего, в 590 г. — строение частично разрушилось во время сильного землетрясения. Место обнаружения — в южном конце большой комнаты, поверх толстого слоя извести, упавшего со сводчатого потолка, — ясно показывает, что эти фрагменты были перенесены сюда с другого места. Возможно, они были убраны со своего первоначального места для того, чтобы снять позолоченные бронзовые доспехи, которые, вероятно, украшали статую императора, или даже чтобы сжечь огромные куски мрамора для изготовления цемента в соседней печи для обжига.
Длинная посвятительная надпись в огромных римских банях, найденная в другом месте комплекса несколько лет назад, была посвящена около 165 г. н. э. соправителям Луцию Веру и Марку Аврелию, преемникам Антонина Пия. Это веское указание на то, что обе колоссальные статуи, найденные на сегодняшний день и изображающие Адриана и Фаустину Старшую, изначально стояли там вместе со статуями других членов династии Антонинов.
Возможно, что в будущем мы найдем больше императорских колоссальных голов в просторной комнате, где сегодня ведутся раскопки.
Династия
Династия Антонинов, правившая в Риме в так называемый серебряный век II века н. э., происходит из римской аристократии с нынешней территории Испании и южной Франции. Когда император Нерва в 98 г. н. э. умер, его преемником стал М. Ульпий Траян, его приемный сын, родившийся в Италике (Севилья в Испании) и женившийся на Помпее Плотилле, которая принадлежала к семье из Немауса (Ним в Провансе). Отсутствие наследника мужского пола вынудило Траяна к усыновлению, и он выбрал П. Элия Адриана, чей отец также происходил из Севильи и принадлежал к окружающему его обществу испанских аристократов. Мать Адриана, Домиция Паулина, родилась в Гадесе (Кадис).
Несмотря на то, что он был гомосексуалистом, Адриана заставили жениться на Вибии Сабине, дочери Салоны Матидии, которая была дочерью сестры Траяна Ульпии Марцианы. Возможно, они так и не вступили в супружеские отношения, и в 136—
Антонин Пий женился на дочери друга семьи из Укубиса (Ucibe в Бетике, Испания), Анния Вера, которая через замужество (в возрасте десяти лет!) стала императрицей Аннией Галерией Фаустиной (Старшей). В отличие от аморального брака Адриана и Сабины, у Фаустины Старшей и Антонина Пия был счастливый брак, продолжавшийся 31 год, до смерти Фаустины в 141 г. н. э. Усыновив Антонина Пия как сына и наследника, Адриан постарался обеспечить будущее династии и заставил его усыновить двух сыновей. Это были сын брата Фаустины М. Анний Вер, который станет править как Марк Аврелий и женится на дочери Фаустины, Фаустине Младшей, и сын Элия Цезаря, Л. Цейоний Коммод, больше известный как Луций Вер, который женится на дочери Марка Аврелия Луцилле.
Несмотря на то, что приемные сыновья в нескольких случаях принадлежали к женской линии семьи, императрицы и женщины династии Антонинов мало участвовали в политике. Это было не похоже на правивших ранее Юлиев-Клавдиев, чьи женщины принадлежали к старым и влиятельным римским родам, или на императриц династии Северов, большинство из которых были матерями императоров и сами принадлежали к могущественному жреческому роду из Эмесы (Хомс в Сирии). Провинциальное (испанское или южнофранцузское) происхождение императриц династии Антонинов, с одной стороны, и тот факт, что в этой семье «усыновленных императоров» ни одна из них не была матерью императора, — может объяснить эту более скромную позицию Фаустины и других императриц этой династии. Единственным исключением была Фаустина Младшая: деспотическое правление ее сына Коммода привело к его убийству и концу династии.