12.08.2008 г.
Archaeology.org
Раскопана колоссальная голова римской императрицы

Архео­ло­ги под­дер­жи­ва­ют толь­ко что най­ден­ную голо­ву импе­ра­три­цы Фау­сти­ны Стар­шей.

Во втор­ник утром архео­ло­ги­че­ская груп­па Лёвен­ско­го като­ли­че­ско­го уни­вер­си­те­та (Бель­гия) под руко­вод­ст­вом Мар­ка Уил­кен­са (Marc Waelkens) рас­ко­па­ла колос­саль­ную порт­рет­ную голо­ву рим­ской импе­ра­три­цы Фау­сти­ны, жены импе­ра­то­ра Анто­ни­на Пия, пра­вив­ше­го со 138 по 161 гг. н. э. По сло­вам Уил­кен­са, коман­да архео­ло­гов была в вос­тор­ге от наход­ки.

Рас­коп­ки про­фес­со­ра Уил­кен­са в Сага­лас­се, антич­ной мет­ро­по­лии, были регу­ляр­ной темой в “ARCHAEOLOGY’s Interactive Digs”, и он послал нам этот отчет о новой наход­ке пря­мо с места — Марк Роуз (Mark Rose).


Вид сбо­ку на недав­но най­ден­ную голо­ву импе­ра­три­цы Фау­сти­ны Стар­шей, пока­зы­ваю­щий подроб­но­сти при­чес­ки и резь­бы.

Наход­ка


Откры­тие было сде­ла­но прак­ти­че­ски ров­но через год после того как мы обна­ру­жи­ли остат­ки колос­саль­ной (око­ло 5 м) ста­туи Адри­а­на (117—138 гг. н. э.) при­бли­зи­тель­но в 6 мет­рах от нее. Ста­туя Адри­а­на — от кото­рой оста­лись голо­ва, ниж­няя часть пра­вой ноги с при­мы­каю­щей ступ­ней — сей­час выстав­ле­на в ротон­де Бри­тан­ско­го музея, где явля­ет­ся цен­траль­ным экс­по­на­том выстав­ки «Импе­рия и вой­на», посвя­щен­ной Адри­а­ну.

И ста­туя Адри­а­на и голо­ва Фау­сти­ны нахо­ди­лись в самой боль­шой ком­на­те рим­ских бань в Сага­лас­се, рас­коп­ки кото­рых ведут­ся послед­ние 12 лет. Эта ком­на­та — кре­сто­об­раз­ная с моза­ич­ны­ми пола­ми и пло­ща­дью око­ло 1250 кв. м — ско­рее все­го, была холод­ной ком­на­той или фри­гида­ри­ем (frigidarium). Когда-то в этой ком­на­те сто­я­ли и дру­гие колос­саль­ные ста­туи, о чем свиде­тель­ст­ву­ет пере­д­няя часть двух жен­ских ступ­ней колос­саль­но­го раз­ме­ра, кото­рые мы обна­ру­жи­ли про­шлым летом сто­я­щи­ми на полу и окру­жен­ны­ми моза­и­кой, кото­рая до сих пор повто­ря­ет кон­тур длин­но­го пла­тья жен­ской ста­туи.

Про­шло­год­ние наход­ки поз­во­ля­ли пред­по­ло­жить, что там мож­но най­ти мно­же­ство ста­туй людей, при­над­ле­жав­ших к кру­гу Адри­а­на, таких как его жена Вибия Саби­на или его любов­ник Анти­ной. Мы даже сна­ча­ла поду­ма­ли, что наход­ка это­го года была голо­вой Вибии Саби­ны, кото­рой было все­го 14 лет, когда ее выда­ли замуж за Адри­а­на. Но как толь­ко голо­ва, лежав­шая лицом вниз, была пере­вер­ну­та, ста­ло понят­но, что это порт­рет жен­щи­ны более взрос­лой, чем обыч­но изо­бра­жа­ли Саби­ну.

Голо­ва раз­ме­ром 0,76 м в высоту. У нее боль­шие мин­дале­вид­ные гла­за (изо­бра­же­ны толь­ко слез­ные прото­ки, а не радуж­ная обо­лоч­ка или зрач­ки, как ста­ло обыч­ным во вре­мя прав­ле­ния Адри­а­на) и мяси­стые тол­стые губы. Воло­сы разде­ле­ны спе­ре­ди посе­редине и уло­же­ны вол­на­ми вокруг ушей и под ними назад. Воло­сы были выпол­не­ны с очень лег­ким исполь­зо­ва­ни­ем свер­ла — чер­та, харак­тер­ная для порт­ре­тов импе­ра­триц этой дина­стии, дина­стии Анто­ни­нов, в про­ти­во­по­лож­ность боро­дам и куд­ря­вым воло­сам их мужей. На голо­ве обо­док — осо­бен­ность, харак­тер­ная для боль­шин­ства порт­ре­тов Саби­ны, одна­ко в этом слу­чае все чер­ты лица ука­зы­ва­ют на то, что это импе­ра­три­ца Фау­сти­на Стар­шая, жена Анто­ни­на Пия, наслед­ни­ка Адри­а­на.

Если не счи­тать обо­док, то луч­шая парал­лель — колос­саль­ный порт­рет Фау­сти­ны Стар­шей (с такой же мане­рой изо­бра­же­ния глаз) из Сард (Тур­ция), кото­рый теперь явля­ет­ся частью посто­ян­ной кол­лек­ции Бри­тан­ско­го музея. Колос­саль­ные ста­туи, оче­вид­но, были весь­ма попу­ляр­ны в Сага­лас­се. Поми­мо четы­рех­мет­ро­во­го героя, зани­маю­ще­го севе­ро-запад­ный герой­он (свя­ти­ли­ще героя) и ста­туи Дио­ни­са в два чело­ве­че­ских роста из ним­фея (nymphaeum, поме­ще­ние с фон­та­ном) середи­ны пери­о­да Анто­ни­нов на Верх­ней аго­ре, суще­ст­ву­ет еще и пяти­мет­ро­вая ста­туя Апол­ло­на в ним­фее кон­ца пери­о­да Адри­а­на над Ниж­ней город­ской аго­рой.

Фраг­мен­ты ста­туй Адри­а­на и Фау­сти­ны были обна­ру­же­ны в забут­ках рим­ских бань. Радио­угле­род­ное дати­ро­ва­ние най­ден­ных там сови­ных пога­док (срыг­ну­тая шерсть и кости добы­чи) застав­ля­ет пред­по­ло­жить, что меж­ду 540 и 620 гг. н. э., — веро­ят­нее все­го, в 590 г. — стро­е­ние частич­но раз­ру­ши­лось во вре­мя силь­но­го зем­ле­тря­се­ния. Место обна­ру­же­ния — в южном кон­це боль­шой ком­на­ты, поверх тол­сто­го слоя изве­сти, упав­ше­го со свод­ча­то­го потол­ка, — ясно пока­зы­ва­ет, что эти фраг­мен­ты были пере­не­се­ны сюда с дру­го­го места. Воз­мож­но, они были убра­ны со сво­его пер­во­на­чаль­но­го места для того, чтобы снять позо­ло­чен­ные брон­зо­вые доспе­хи, кото­рые, веро­ят­но, укра­ша­ли ста­тую импе­ра­то­ра, или даже чтобы сжечь огром­ные кус­ки мра­мо­ра для изготов­ле­ния цемен­та в сосед­ней печи для обжи­га.

Длин­ная посвя­ти­тель­ная над­пись в огром­ных рим­ских банях, най­ден­ная в дру­гом месте ком­плек­са несколь­ко лет назад, была посвя­ще­на око­ло 165 г. н. э. сопра­ви­те­лям Луцию Веру и Мар­ку Авре­лию, пре­ем­ни­кам Анто­ни­на Пия. Это вес­кое ука­за­ние на то, что обе колос­саль­ные ста­туи, най­ден­ные на сего­дняш­ний день и изо­бра­жаю­щие Адри­а­на и Фау­сти­ну Стар­шую, изна­чаль­но сто­я­ли там вме­сте со ста­ту­я­ми дру­гих чле­нов дина­стии Анто­ни­нов.

Воз­мож­но, что в буду­щем мы най­дем боль­ше импе­ра­тор­ских колос­саль­ных голов в про­стор­ной ком­на­те, где сего­дня ведут­ся рас­коп­ки.


Дина­стия


Дина­стия Анто­ни­нов, пра­вив­шая в Риме в так назы­вае­мый сереб­ря­ный век II века н. э., про­ис­хо­дит из рим­ской ари­сто­кра­тии с нынеш­ней терри­то­рии Испа­нии и южной Фран­ции. Когда импе­ра­тор Нер­ва в 98 г. н. э. умер, его пре­ем­ни­ком стал М. Уль­пий Тра­ян, его при­ем­ный сын, родив­ший­ся в Ита­ли­ке (Севи­лья в Испа­нии) и женив­ший­ся на Пом­пее Пло­тил­ле, кото­рая при­над­ле­жа­ла к семье из Немау­са (Ним в Про­ван­се). Отсут­ст­вие наслед­ни­ка муж­ско­го пола вынуди­ло Тра­я­на к усы­нов­ле­нию, и он выбрал П. Элия Адри­а­на, чей отец так­же про­ис­хо­дил из Севи­льи и при­над­ле­жал к окру­жаю­ще­му его обще­ству испан­ских ари­сто­кра­тов. Мать Адри­а­на, Доми­ция Пау­ли­на, роди­лась в Гаде­се (Кадис).

Несмот­ря на то, что он был гомо­сек­су­а­ли­стом, Адри­а­на заста­ви­ли женить­ся на Вибии Сабине, доче­ри Сало­ны Мати­дии, кото­рая была доче­рью сест­ры Тра­я­на Уль­пии Мар­ци­а­ны. Воз­мож­но, они так и не всту­пи­ли в супру­же­ские отно­ше­ния, и в 136—137 гг. н. э. Саби­на умер­ла. Несмот­ря на то, что его брак с Саби­ной был напря­жен­ным, Адри­ан хоро­шо ладил с тещей, кото­рой даже был при­сво­ен титул Авгу­сты (импе­ра­три­цы). Будучи без­дет­ным, Адри­ан усы­но­вил Л. Цей­о­ния Ком­мо­да, с этих пор извест­но­го как Элий Цезарь, кото­рый, одна­ко, умер рань­ше сво­его при­ем­но­го отца. Затем он выбрал Анто­ни­на Пия, родив­ше­го­ся в Немау­се, родом из кото­ро­го была и Пло­ти­на, жена Тра­я­на.

Анто­нин Пий женил­ся на доче­ри дру­га семьи из Уку­би­са (Ucibe в Бети­ке, Испа­ния), Анния Вера, кото­рая через заму­же­ство (в воз­расте деся­ти лет!) ста­ла импе­ра­три­цей Анни­ей Гале­ри­ей Фау­сти­ной (Стар­шей). В отли­чие от амо­раль­но­го бра­ка Адри­а­на и Саби­ны, у Фау­сти­ны Стар­шей и Анто­ни­на Пия был счаст­ли­вый брак, про­дол­жав­ший­ся 31 год, до смер­ти Фау­сти­ны в 141 г. н. э. Усы­но­вив Анто­ни­на Пия как сына и наслед­ни­ка, Адри­ан поста­рал­ся обес­пе­чить буду­щее дина­стии и заста­вил его усы­но­вить двух сыно­вей. Это были сын бра­та Фау­сти­ны М. Анний Вер, кото­рый станет пра­вить как Марк Авре­лий и женит­ся на доче­ри Фау­сти­ны, Фау­стине Млад­шей, и сын Элия Цеза­ря, Л. Цей­о­ний Ком­мод, боль­ше извест­ный как Луций Вер, кото­рый женит­ся на доче­ри Мар­ка Авре­лия Луцил­ле.

Несмот­ря на то, что при­ем­ные сыно­вья в несколь­ких слу­ча­ях при­над­ле­жа­ли к жен­ской линии семьи, импе­ра­три­цы и жен­щи­ны дина­стии Анто­ни­нов мало участ­во­ва­ли в поли­ти­ке. Это было не похо­же на пра­вив­ших ранее Юли­ев-Клав­ди­ев, чьи жен­щи­ны при­над­ле­жа­ли к ста­рым и вли­я­тель­ным рим­ским родам, или на импе­ра­триц дина­стии Севе­ров, боль­шин­ство из кото­рых были мате­ря­ми импе­ра­то­ров и сами при­над­ле­жа­ли к могу­ще­ст­вен­но­му жре­че­ско­му роду из Эме­сы (Хомс в Сирии). Про­вин­ци­аль­ное (испан­ское или южно­фран­цуз­ское) про­ис­хож­де­ние импе­ра­триц дина­стии Анто­ни­нов, с одной сто­ро­ны, и тот факт, что в этой семье «усы­нов­лен­ных импе­ра­то­ров» ни одна из них не была мате­рью импе­ра­то­ра, — может объ­яс­нить эту более скром­ную пози­цию Фау­сти­ны и дру­гих импе­ра­триц этой дина­стии. Един­ст­вен­ным исклю­че­ни­ем была Фау­сти­на Млад­шая: дес­по­ти­че­ское прав­ле­ние ее сына Ком­мо­да при­ве­ло к его убий­ству и кон­цу дина­стии.



В про­шлом году архео­ло­ги нашли фраг­мен­ты колос­саль­ной ста­туи Адри­а­на, а так­же паль­цы ног дру­гой ста­туи.


Про­цесс выка­пы­ва­ния Фау­сти­ны.


Транс­пор­ти­ров­ка Фау­сти­ны.
Марк Уил­кенс (Marc Waelkens),
дирек­тор Архео­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­тель­ско­го про­ек­та Сага­лас­са

© 2008 г. Archaeology.org.
© 2008 г. Фото: Sagalassos Archaeological Research Project.
© 2009 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА