Archaeology.org |
Голова императора Марка Аврелия была найдена в римских банях.
Статуи.
В конце июля 2007 г. моя команда археологов из Лёвенского католического университета (Бельгия) обнаружила в самой большой комнате римских бань в Сагалассе части колоссальной статуи императора Адриана (117—
В этом году, во вторник, 12 августа, та же самая археологическая группа обнаружила другую колоссальную голову (высота 0,76 м; ширина от уха до уха 0,48 м) примерно в 6 метрах от того места, где был обнаружен Адриан, хотя и выше в щебне. Эта голова, к которой потом нашли правую руку длиной 1,25 м и переднюю часть женских ног с сандалиями, украшенными листом плюща, как сандалии на ногах Сабины, занимала центральную нишу комнаты с восточной стороны. Когда мы перевернули голову, то смогли увидеть, что это была явно более взрослая женщина, чем обычный портретный тип Сабины, с большими миндалевидными глазами (изображены только слезные протоки, а не радужная оболочка или зрачки, что стало обычным во время правления Адриана) и мясистыми толстыми губами. Волосы впереди разделены посередине и уложены волнами вокруг ушей и под ними назад. Волосы были выполнены с очень легким использованием сверла — что характерно для портретов императриц этой династии, династии Антонинов, в противоположность бородам, а позднее — и вьющимся волосам их мужей. На голове у нее ободок — деталь, типичная для большинства портретов Сабины; на портретах Фаустины Старшей его обычно заменяли гораздо более густой, но и меньшей по размеру косой. Кроме того, в нашем случае вся физиогномика лица указывает на то, что это Фаустина Старшая. За исключением ободка, лучшая (и еще более колоссальная) параллель — это портрет Фаустины Старшей (с таким же исполнением глаз), высотой 1,45 м, из Сард, являющийся частью постоянной коллекции Британского музея. Портрет также представляет императрицу в более молодом возрасте, т. е. моложе, чем на портрете из Сард.
После этого открытия мы сочли, что в западных нишах помещения находились колоссальные статуи императоров династии Антонинов, начиная с Адриана, а в восточных нишах были статуи, изображающие их супруг. В следующие дни мы действительно обнаружили в нише, противоположной Фаустине, переднюю часть пары мужских ног в сандалиях с кожаными ремнями, закрепленными на лодыжках. Хотя мы и не нашли там никаких других фрагментов статуи, эти ноги, — поскольку в нише напротив стоит Фаустина Старшая, — могут принадлежать только ее супругу, императору Антонину Пию. В отличие от Адриана, недавно найденный Марк Аврелий был изображен как togatus (носящим римскую тогу) вместо доспехов полководца. (Статуи Адриана и Марка Аврелия изображают их в роскошно украшенной военной обуви). Это легко можно объяснить тем фактом, что, в отличие от Адриана, который провел большую часть жизни путешествуя и сражаясь, Антонин Пий никогда не поднимал оружие и даже никогда не покидал Италию.
После этой находки мы ожидали что в северо-западной нише комнаты будет находиться колоссальная статуя преемника Антонина Пия, Марка Аврелия, который пережил своего соправителя Луция Вера, женатого на его дочери Луцилле.
В среду, 20 августа, наша гипотеза подтвердилась: рано утром пара колоссальных ног (высотой чуть выше колена — около 1,70 м) была обнаружена в груде камней, содержавшей в себе правую ладонь статуи и руку. Эта рука (длиной 1,55 м) держала земной шар, который, возможно, когда-то был украшен позолоченной бронзовой Викторией. В то время как другие своды, видимо, сохранились после землетрясения 590 г. н. э., так что статуи в них все еще были доступны и могли быть демонтированы, северо-западная ниша, по-видимому, разрушилась. Статуя императора была составной, то есть его торс, несомненно, был сделан из бронзовых доспехов с терракотовым или деревянным наполнением. Мы считаем, что когда ниша разрушилась, торс отбросило в сторону, тогда как все тяжелые мраморные части упали на своем месте. Торс мог остаться доступным, и позже был переработан.
Колоссальная голова (высота 0,90 м) представляет молодого императора Марка Аврелия (бо́льшая часть его волос, за исключением некоторых частей волнистой бороды, выполнена долотом и только некоторые части — сверлом). Император носил изящно вырезанную военную обувь, покрытую львиной шкурой и украшенную завитками и щитами амазонок. Его характерные глаза навыкате полуприкрыты тяжелыми веками, а чечевицеобразные зрачки, новшество его правления, смотрят вдаль, словно в глубокой задумчивости, и прекрасно подходят императору, который больше был философом, чем солдатом, хотя бо́льшую часть своей жизни провел, сражаясь с германцами вдоль австрийского Дуная, где в 180 г. н. э. он в конце концов и умер недалеко от Карнунта. Среди имеющихся портретов, изображающих императора в молодости, этот новый портрет — один из самых лучших. Вероятно, он был заказан и завершен около 165 г. н. э., во время строительства грандиозного банного комплекса, начатого Адрианом (около 120 г. н. э.) и посвященного Марку Аврелию, который тогда правил лишь четыре года (138—
Значение и первоначальное местонахождение статуй.
Похоже, что все статуи были изготовлены из красивого, изысканного и дорогого белого доцимианского мрамора (афионский «seker» или «bal»). Несмотря на то, что каменоломни находятся на расстоянии более 250 км от Сагаласса, город полон доцимианского мрамора. Использовавшийся для скульптур или облицовки стен, он указывает на огромное богатство Сагаласса, который, как и вся империя, во времена от Адриана до Марка Аврелия находился на пике процветания. Спрос на этот белый доцимианский мрамор был так велик, что имеются подписи династии доцимианских скульпторов, живших и работавших в течение нескольких поколений в Сагалассе. Также поразительно и то, что, как и в случае со статуей Марка Аврелия, все сохранившиеся портретные головы, обоих императоров и одной императрицы, изображают их в первые годы правления. Чтобы понять причину этого, необходимо определить первоначальное местоположение статуй. В действительности, их присутствие в шести южных нишах того, что, возможно, было большой комнатой с холодной водой, или фригидарием комплекса, — это, конечно, вторичное их использование, на что указывает отсутствие в нишах настоящих баз для статуй. Должно быть, сначала они занимали непрерывный пьедестал, поднимающий их даже выше, чем сам их размер, в центральной части комплекса, где найдена посвятительная надпись 165 г. н. э. длиной в шесть метров. Такие помещения, представляющие императорскую семью, были характерны для больших банных комплексов Анатолии (как известно из Эфеса, Сард, Азан и т. д.), и их называют «Kaisersaal» (зал императоров) или «Marmorsaal» (мраморный зал, из-за богатых мраморных стен и полов).
Первым объектом культа в этой комнате должна была стать пара молодого Адриана и Вибии Сабины. У Адриана были особые отношения с городом, которому он помог стать официальным центром культа императоров в этом регионе (Писидия), которому он дал титул «первого города Писидии, друга и союзника римлян», что дало городу все дополнительные преимущества из-за ежегодных фестивалей, привлекавших тысячи писидийцев в Сагаласс. Кроме того, где-то в середине своего правления он также перевел Сагаласс из провинции Азии (со столицей в Эфесе), с которой у него не было особых экономических связей, в провинцию Ликия и Памфилия, к которой была присоединена Писидия. Это гораздо лучше отражало экономические реалии, так как весь импорт и экспорт в Сагаласс и из него проходил через порты Памфилии, особенно через Пергу, на южном побережье Средиземного моря, с которой Сагаласс был связан Себастийской дорогой, главной южной дорогой, построенной Августом в 6 г. до н. э. Это объясняет, почему в Сагалассе находятся памятники и общественные здания, превосходящие потребности местного населения: они служили всей Писидии в периоды императорских празднеств. Они включали одеон (на 2000 мест), римские бани (одни из самых больших в Анатолии), театр (на 9000 мест) и монументальные нимфеи (фонтаны), один из которых был посвящен Адриану в 129—
Испанская династия, правившая римской империей.
Во времена династии Юлиев-Клавдиев (от Августа до Нерона, 27 г. до н. э. — 68 г. н. э.) императоры и их супруги принадлежали к самым именитым аристократическим римским родам. Их преемники Флавии (Веспасиан, Тит и Домициан, правившие с 69 по 96 гг. н. э.) происходили из италийского рода. После убийства Домициана пришла новая династия, преимущественно испанского провинциального происхождения, начиная с Нервы (96—
Несмотря на то, что Адриан был гомосексуалистом, его заставили жениться на Вибии Сабине, дочери Салоны Матидии, которая, в свою очередь, была дочерью сестры Траяна Ульпии Марцианы. (Сабине было всего 14 лет и брачные отношения, вероятно, так никогда и не состоялись; она умерла в 136—
Признав Антонина Пия сыном и наследником, Адриан постарался обеспечить будущее династии, принудив последнего усыновить двоих сыновей. Одним был сын брата Фаустины М. Анний Вер, который правил под именем Марка Аврелия и женился на дочери Фаустины, Фаустине Младшей. Вторым был сын Элия Цезаря, Л. Цейоний Коммод, более известный как Луций Вер, который женился на дочери Марка Аврелия Луцилле.
Несмотря на тот факт, что «приемные сыновья» в нескольких случаях принадлежали к женской линии рода, императрицы и женщины этой династии не вмешивались в политику, как происходило в династии Юлиев-Клавдиев, женщины которой принадлежали к старым и могущественным римским родам, или позже с императрицами династии Северов, большинство из которых были матерями императоров и сами принадлежали к могущественному жреческому роду из Эмесы (Хомс в Сирии). Эта более скромная позиция императриц династии Антонинов может быть отражением их провинциального, преимущественно испанского происхождения, так же как и того факта, что в этой семье «усыновленных императоров» ни одна из них не стала матерью императора (единственное исключение — Фаустина Младшая, сын которой, Коммод, станет извергом и будет убит в 193 г. н. э., открыв дорогу другой провинциальной династии, Северов из Северной Африки).
Новости о раскопках см. «City in the Clouds», интерактивные раскопки Сагаласса на Археологическом веб-сайте и веб-сайте «Sagalassos Archaeological Research Project».
1 Правильно: 161—