27.08.2008 г.
Archaeology.org
Галерея династии Антонинов в Сагалассе

Голо­ва импе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия была най­де­на в рим­ских банях.


Голо­ва ста­туи Адри­а­на, обна­ру­жен­ная в 2007 г.

Ста­туи.


В кон­це июля 2007 г. моя коман­да архео­ло­гов из Лёвен­ско­го като­ли­че­ско­го уни­вер­си­те­та (Бель­гия) обна­ру­жи­ла в самой боль­шой ком­на­те рим­ских бань в Сага­лас­се части колос­саль­ной ста­туи импе­ра­то­ра Адри­а­на (117—138 гг. н. э.), при­мер­но 5 мв высоту, вклю­чая голо­ву высотой 0,7 м, ниж­нюю часть пра­вой ноги и при­мы­каю­щую к ней ступ­ню дли­ной в 0,8 м. Эти фраг­мен­ты сей­час выстав­ле­ны в ротон­де Бри­тан­ско­го музея, где явля­ют­ся цен­траль­ны­ми экс­по­на­та­ми выстав­ки «Импе­рия и вой­на». Мы обна­ру­жи­ли эти фраг­мен­ты сре­ди кам­ней, частич­но запол­ня­ю­щих боль­шую (1250 кв. м) кре­сто­об­раз­ную ком­на­ту с моза­ич­ным полом, веро­ят­нее все­го слу­жив­шей фри­гида­ри­ем или холод­ной баней. В этой ком­на­те по три боль­ших ниши с запад­ной и восточ­ной сто­ро­ны. Радио­угле­род­ный ана­лиз пога­док (отрыг­ну­тых остат­ков пищи) несколь­ких сов, живу­щих в руи­нах, ука­зы­ва­ет, что частич­ное раз­ру­ше­ние зда­ния во вре­мя силь­но­го зем­ле­тря­се­ния про­изо­шло меж­ду 540 и 620 гг. н. э., ско­рее все­го, око­ло 590 г. н. э. Место­на­хож­де­ние ста­туи Адри­а­на — в юго-запад­ной нише ком­на­ты, поверх тол­сто­го слоя изве­сти, обва­лив­ше­го­ся со свод­ча­тых потол­ков — по-види­мо­му, ука­зы­ва­ет на то, что фраг­мен­ты были пере­не­се­ны туда для того, чтобы снять веро­ят­но позо­ло­чен­ные брон­зо­вые доспе­хи импе­ра­то­ра или даже чтобы сжечь эти огром­ные мра­мор­ные кус­ки в близ­ле­жа­щей печи для обжи­га, чтобы полу­чить цемент, либо — и то, и дру­гое. Одна­ко когда-то в этой ком­на­те были и дру­гие остат­ки колос­саль­ных ста­туй, остав­ши­е­ся, воз­мож­но, после пере­ра­бот­ки, о чем свиде­тель­ст­ву­ют пере­д­ние части двух жен­ских ног, сто­я­щих на полу и окру­жен­ных моза­и­ка­ми, кото­рые до сих пор сохра­ня­ют кон­ту­ры длин­но­го пла­тья жен­ской ста­туи. Эти ноги были най­де­ны в юго-восточ­ной нише ком­на­ты, что пред­по­ла­га­ет какую-то связь этой ста­туи с Адри­а­ном, нахо­див­шим­ся в юго-запад­ной нише. Поэто­му теперь мы счи­та­ем, что жен­ские ноги неко­гда при­над­ле­жа­ли ста­туе жены Адри­а­на, импе­ра­три­цы Вибии Саби­ны.


Голо­ва импе­ра­три­цы Фау­сти­ны Стар­шей.

Ступ­ни Саби­ны.

В этом году, во втор­ник, 12 авгу­ста, та же самая архео­ло­ги­че­ская груп­па обна­ру­жи­ла дру­гую колос­саль­ную голо­ву (высота 0,76 м; шири­на от уха до уха 0,48 м) при­мер­но в 6 мет­рах от того места, где был обна­ру­жен Адри­ан, хотя и выше в щебне. Эта голо­ва, к кото­рой потом нашли пра­вую руку дли­ной 1,25 м и пере­д­нюю часть жен­ских ног с сан­да­ли­я­ми, укра­шен­ны­ми листом плю­ща, как сан­да­лии на ногах Саби­ны, зани­ма­ла цен­траль­ную нишу ком­на­ты с восточ­ной сто­ро­ны. Когда мы пере­вер­ну­ли голо­ву, то смог­ли увидеть, что это была явно более взрос­лая жен­щи­на, чем обыч­ный порт­рет­ный тип Саби­ны, с боль­ши­ми мин­дале­вид­ны­ми гла­за­ми (изо­бра­же­ны толь­ко слез­ные прото­ки, а не радуж­ная обо­лоч­ка или зрач­ки, что ста­ло обыч­ным во вре­мя прав­ле­ния Адри­а­на) и мяси­сты­ми тол­сты­ми губа­ми. Воло­сы впе­ре­ди разде­ле­ны посе­редине и уло­же­ны вол­на­ми вокруг ушей и под ними назад. Воло­сы были выпол­не­ны с очень лег­ким исполь­зо­ва­ни­ем свер­ла — что харак­тер­но для порт­ре­тов импе­ра­триц этой дина­стии, дина­стии Анто­ни­нов, в про­ти­во­по­лож­ность боро­дам, а позд­нее — и вью­щим­ся воло­сам их мужей. На голо­ве у нее обо­док — деталь, типич­ная для боль­шин­ства порт­ре­тов Саби­ны; на порт­ре­тах Фау­сти­ны Стар­шей его обыч­но заме­ня­ли гораздо более густой, но и мень­шей по раз­ме­ру косой. Кро­ме того, в нашем слу­чае вся физио­гно­ми­ка лица ука­зы­ва­ет на то, что это Фау­сти­на Стар­шая. За исклю­че­ни­ем обод­ка, луч­шая (и еще более колос­саль­ная) парал­лель — это порт­рет Фау­сти­ны Стар­шей (с таким же испол­не­ни­ем глаз), высотой 1,45 м, из Сард, явля­ю­щий­ся частью посто­ян­ной кол­лек­ции Бри­тан­ско­го музея. Порт­рет так­же пред­став­ля­ет импе­ра­три­цу в более моло­дом воз­расте, т. е. моло­же, чем на порт­ре­те из Сард.

После это­го откры­тия мы сочли, что в запад­ных нишах поме­ще­ния нахо­ди­лись колос­саль­ные ста­туи импе­ра­то­ров дина­стии Анто­ни­нов, начи­ная с Адри­а­на, а в восточ­ных нишах были ста­туи, изо­бра­жаю­щие их супруг. В сле­дую­щие дни мы дей­ст­ви­тель­но обна­ру­жи­ли в нише, про­ти­во­по­лож­ной Фау­стине, пере­д­нюю часть пары муж­ских ног в сан­да­ли­ях с кожа­ны­ми рем­ня­ми, закреп­лен­ны­ми на лодыж­ках. Хотя мы и не нашли там ника­ких дру­гих фраг­мен­тов ста­туи, эти ноги, — посколь­ку в нише напро­тив сто­ит Фау­сти­на Стар­шая, — могут при­над­ле­жать толь­ко ее супру­гу, импе­ра­то­ру Анто­ни­ну Пию. В отли­чие от Адри­а­на, недав­но най­ден­ный Марк Авре­лий был изо­бра­жен как togatus (нося­щим рим­скую тогу) вме­сто доспе­хов пол­ко­во­д­ца. (Ста­туи Адри­а­на и Мар­ка Авре­лия изо­бра­жа­ют их в рос­кош­но укра­шен­ной воен­ной обу­ви). Это лег­ко мож­но объ­яс­нить тем фак­том, что, в отли­чие от Адри­а­на, кото­рый про­вел боль­шую часть жиз­ни путе­ше­ст­вуя и сра­жа­ясь, Анто­нин Пий нико­гда не под­ни­мал ору­жие и даже нико­гда не покидал Ита­лию.


Недав­но най­ден­ная голо­ва Мар­ка Авре­лия.

После этой наход­ки мы ожи­да­ли что в севе­ро-запад­ной нише ком­на­ты будет нахо­дить­ся колос­саль­ная ста­туя пре­ем­ни­ка Анто­ни­на Пия, Мар­ка Авре­лия, кото­рый пере­жил сво­его сопра­ви­те­ля Луция Вера, жена­то­го на его доче­ри Луцил­ле.

В среду, 20 авгу­ста, наша гипо­те­за под­твер­ди­лась: рано утром пара колос­саль­ных ног (высотой чуть выше коле­на — око­ло 1,70 м) была обна­ру­же­на в груде кам­ней, содер­жав­шей в себе пра­вую ладонь ста­туи и руку. Эта рука (дли­ной 1,55 м) дер­жа­ла зем­ной шар, кото­рый, воз­мож­но, когда-то был укра­шен позо­ло­чен­ной брон­зо­вой Вик­то­ри­ей. В то вре­мя как дру­гие сво­ды, види­мо, сохра­ни­лись после зем­ле­тря­се­ния 590 г. н. э., так что ста­туи в них все еще были доступ­ны и мог­ли быть демон­ти­ро­ва­ны, севе­ро-запад­ная ниша, по-види­мо­му, раз­ру­ши­лась. Ста­туя импе­ра­то­ра была состав­ной, то есть его торс, несо­мнен­но, был сде­лан из брон­зо­вых доспе­хов с терра­ко­то­вым или дере­вян­ным напол­не­ни­ем. Мы счи­та­ем, что когда ниша раз­ру­ши­лась, торс отбро­си­ло в сто­ро­ну, тогда как все тяже­лые мра­мор­ные части упа­ли на сво­ем месте. Торс мог остать­ся доступ­ным, и поз­же был пере­ра­ботан.

Колос­саль­ная голо­ва (высота 0,90 м) пред­став­ля­ет моло­до­го импе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия (бо́льшая часть его волос, за исклю­че­ни­ем неко­то­рых частей вол­ни­стой боро­ды, выпол­не­на доло­том и толь­ко неко­то­рые части — свер­лом). Импе­ра­тор носил изящ­но выре­зан­ную воен­ную обувь, покры­тую льви­ной шку­рой и укра­шен­ную завит­ка­ми и щита­ми ама­зо­нок. Его харак­тер­ные гла­за навы­ка­те полу­при­кры­ты тяже­лы­ми века­ми, а чече­ви­це­об­раз­ные зрач­ки, нов­ше­ство его прав­ле­ния, смот­рят вдаль, слов­но в глу­бо­кой задум­чи­во­сти, и пре­крас­но под­хо­дят импе­ра­то­ру, кото­рый боль­ше был фило­со­фом, чем сол­да­том, хотя бо́льшую часть сво­ей жиз­ни про­вел, сра­жа­ясь с гер­ман­ца­ми вдоль австрий­ско­го Дуная, где в 180 г. н. э. он в кон­це кон­цов и умер неда­ле­ко от Кар­нун­та. Сре­ди име­ю­щих­ся порт­ре­тов, изо­бра­жаю­щих импе­ра­то­ра в моло­до­сти, этот новый порт­рет — один из самых луч­ших. Веро­ят­но, он был зака­зан и завер­шен око­ло 165 г. н. э., во вре­мя стро­и­тель­ства гран­ди­оз­но­го бан­но­го ком­плек­са, нача­то­го Адри­а­ном (око­ло 120 г. н. э.) и посвя­щен­но­го Мар­ку Авре­лию, кото­рый тогда пра­вил лишь четы­ре года (138—161 гг. н. э.)1. Таким обра­зом, в неис­сле­до­ван­ной пока севе­ро-восточ­ной нише ком­на­ты, кото­рую будем рас­ка­пы­вать в сле­дую­щем году, почти навер­ня­ка обна­ру­жат­ся остат­ки ста­туи Фау­сти­ны Млад­шей, жены Мар­ка Авре­лия.




Рука, ноги и ступ­ни Мар­ка Авре­лия были най­де­ны в камен­ной клад­ке.

Зна­че­ние и пер­во­на­чаль­ное место­на­хож­де­ние ста­туй.


Похо­же, что все ста­туи были изготов­ле­ны из кра­си­во­го, изыс­кан­но­го и доро­го­го бело­го доци­ми­ан­ско­го мра­мо­ра (афи­он­ский «seker» или «bal»). Несмот­ря на то, что каме­но­лом­ни нахо­дят­ся на рас­сто­я­нии более 250 км от Сага­лас­са, город полон доци­ми­ан­ско­го мра­мо­ра. Исполь­зо­вав­ший­ся для скульп­тур или обли­цов­ки стен, он ука­зы­ва­ет на огром­ное богат­ство Сага­лас­са, кото­рый, как и вся импе­рия, во вре­ме­на от Адри­а­на до Мар­ка Авре­лия нахо­дил­ся на пике про­цве­та­ния. Спрос на этот белый доци­ми­ан­ский мра­мор был так велик, что име­ют­ся под­пи­си дина­стии доци­ми­ан­ских скуль­п­то­ров, жив­ших и работав­ших в тече­ние несколь­ких поко­ле­ний в Сага­лас­се. Так­же пора­зи­тель­но и то, что, как и в слу­чае со ста­ту­ей Мар­ка Авре­лия, все сохра­нив­ши­е­ся порт­рет­ные голо­вы, обо­их импе­ра­то­ров и одной импе­ра­три­цы, изо­бра­жа­ют их в пер­вые годы прав­ле­ния. Чтобы понять при­чи­ну это­го, необ­хо­ди­мо опре­де­лить пер­во­на­чаль­ное место­по­ло­же­ние ста­туй. В дей­ст­ви­тель­но­сти, их при­сут­ст­вие в шести южных нишах того, что, воз­мож­но, было боль­шой ком­на­той с холод­ной водой, или фри­гида­ри­ем ком­плек­са, — это, конеч­но, вто­рич­ное их исполь­зо­ва­ние, на что ука­зы­ва­ет отсут­ст­вие в нишах насто­я­щих баз для ста­туй. Долж­но быть, сна­ча­ла они зани­ма­ли непре­рыв­ный пьеде­стал, под­ни­маю­щий их даже выше, чем сам их раз­мер, в цен­траль­ной части ком­плек­са, где най­де­на посвя­ти­тель­ная над­пись 165 г. н. э. дли­ной в шесть мет­ров. Такие поме­ще­ния, пред­став­ля­ю­щие импе­ра­тор­скую семью, были харак­тер­ны для боль­ших бан­ных ком­плек­сов Ана­то­лии (как извест­но из Эфе­са, Сард, Азан и т. д.), и их назы­ва­ют «Kaisersaal» (зал импе­ра­то­ров) или «Marmorsaal» (мра­мор­ный зал, из-за бога­тых мра­мор­ных стен и полов).

Пер­вым объ­ек­том куль­та в этой ком­на­те долж­на была стать пара моло­до­го Адри­а­на и Вибии Саби­ны. У Адри­а­на были осо­бые отно­ше­ния с горо­дом, кото­ро­му он помог стать офи­ци­аль­ным цен­тром куль­та импе­ра­то­ров в этом реги­оне (Писидия), кото­ро­му он дал титул «пер­во­го горо­да Писидии, дру­га и союз­ни­ка рим­лян», что дало горо­ду все допол­ни­тель­ные пре­иму­ще­ства из-за еже­год­ных фести­ва­лей, при­вле­кав­ших тыся­чи писидий­цев в Сага­ласс. Кро­ме того, где-то в середине сво­его прав­ле­ния он так­же пере­вел Сага­ласс из про­вин­ции Азии (со сто­ли­цей в Эфе­се), с кото­рой у него не было осо­бых эко­но­ми­че­ских свя­зей, в про­вин­цию Ликия и Пам­фи­лия, к кото­рой была при­со­еди­не­на Писидия. Это гораздо луч­ше отра­жа­ло эко­но­ми­че­ские реа­лии, так как весь импорт и экс­порт в Сага­ласс и из него про­хо­дил через пор­ты Пам­фи­лии, осо­бен­но через Пер­гу, на южном побе­ре­жье Сре­ди­зем­но­го моря, с кото­рой Сага­ласс был свя­зан Себастий­ской доро­гой, глав­ной южной доро­гой, постро­ен­ной Авгу­стом в 6 г. до н. э. Это объ­яс­ня­ет, поче­му в Сага­лас­се нахо­дят­ся памят­ни­ки и обще­ст­вен­ные зда­ния, пре­вос­хо­дя­щие потреб­но­сти мест­но­го насе­ле­ния: они слу­жи­ли всей Писидии в пери­о­ды импе­ра­тор­ских празд­неств. Они вклю­ча­ли оде­он (на 2000 мест), рим­ские бани (одни из самых боль­ших в Ана­то­лии), театр (на 9000 мест) и мону­мен­таль­ные ним­феи (фон­та­ны), один из кото­рых был посвя­щен Адри­а­ну в 129—132 гг. н. э. Тот факт, что огром­ный бан­ный ком­плекс был постро­ен при­мер­но все­го лишь за 45 лет, поз­во­ля­ет даже пред­по­ло­жить, что импе­ра­тор был патро­ном. После смер­ти Адри­а­на ста­туи его при­ем­но­го сына Анто­ни­на Пия и его жены Фау­сти­ны Стар­шей мог­ли быть при­со­еди­не­ны к ста­ту­ям Адри­а­на и Вибии Саби­ны в «Kaisersaal». Нако­нец, при посвя­ще­нии бань в 165 г. н. э., долж­но быть, Мар­ка Авре­лия и Фау­сти­ну Млад­шую при­со­еди­ни­ли к груп­пе ста­туй. Дру­гие чле­ны семьи, такие как Элий Цезарь, пер­вый при­ем­ный сын Адри­а­на, кото­рый умер ранее при­ем­но­го отца, так же, как Луций Вер и его жена Луцил­ла, кото­рым так­же были посвя­ще­ны бани в 165 г. н. э., ско­рее все­го, нахо­ди­лись в той же ком­на­те, но не были пере­не­се­ны в ниши фри­гида­рия ком­плек­са, куда поста­ви­ли толь­ко самых дол­го жив­ших и могу­ще­ст­вен­ных импе­ра­то­ров. Пере­ме­ще­ние ста­туй из «зала импе­ра­то­ров» в шесть ниш фри­гида­рия, воз­мож­но, про­изо­шло в кон­це IV века н. э., когда импе­ра­тор­ский культ был упразд­нен и «зал импе­ра­то­ров» транс­фор­ми­ро­вал­ся в третью горя­чую ком­на­ту или каль­да­рий.


Испан­ская дина­стия, пра­вив­шая рим­ской импе­ри­ей.


Во вре­ме­на дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев (от Авгу­ста до Неро­на, 27 г. до н. э. — 68 г. н. э.) импе­ра­то­ры и их супру­ги при­над­ле­жа­ли к самым име­ни­тым ари­сто­кра­ти­че­ским рим­ским родам. Их пре­ем­ни­ки Фла­вии (Вес­па­си­ан, Тит и Доми­ци­ан, пра­вив­шие с 69 по 96 гг. н. э.) про­ис­хо­ди­ли из ита­лий­ско­го рода. После убий­ства Доми­ци­а­на при­шла новая дина­стия, пре­иму­ще­ст­вен­но испан­ско­го про­вин­ци­аль­но­го про­ис­хож­де­ния, начи­ная с Нер­вы (96—98 гг. н. э.). Нер­ва, избран­ный пре­ем­ни­ком Доми­ци­а­на уже в пожи­лом воз­расте, сде­лал Тра­я­на, потом­ка рим­ских коло­ни­стов из южной Испа­нии, наслед­ни­ком и при­ем­ным сыном. М. Уль­пий Тра­ян родил­ся в Ита­ли­ке (Севи­лья в Испа­нии) и женил­ся на Пом­пее Пло­тине, кото­рая, по одним сведе­ни­ям при­над­ле­жа­ла к семье из Немау­са (Ним в Про­ван­се), а по дру­гим — была род­ной пле­мян­ни­цей Тра­я­на и так­же име­ла испан­ское про­ис­хож­де­ние. Отсут­ст­вие наслед­ни­ка муж­ско­го пола вынуди­ло Тра­я­на при­бег­нуть к усы­нов­ле­нию, и при­ем­ным сыном он выбрал П. Элия Адри­а­на или Адри­а­на, сына Элия Адри­а­на Афра, кото­рый так­же про­ис­хо­дил из Севи­льи и при­над­ле­жал к кру­гу испан­ской зна­ти при Тра­яне. Мать Адри­а­на, Доми­ция Пау­ли­на, тоже была испан­ско­го про­ис­хож­де­ния, так как роди­лась в Кади­се.


Марк Авре­лий

Несмот­ря на то, что Адри­ан был гомо­сек­су­а­ли­стом, его заста­ви­ли женить­ся на Вибии Сабине, доче­ри Сало­ны Мати­дии, кото­рая, в свою оче­редь, была доче­рью сест­ры Тра­я­на Уль­пии Мар­ци­а­ны. (Сабине было все­го 14 лет и брач­ные отно­ше­ния, веро­ят­но, так нико­гда и не состо­я­лись; она умер­ла в 136—137 гг. н. э.). Несмот­ря на то, что его брак с Саби­ной был неесте­ствен­ным, Адри­ан очень сбли­зил­ся со сво­ей тещей, кото­рая даже была про­воз­гла­ше­на Авгу­стой (импе­ра­три­цей). Будучи без­дет­ным, Адри­ан сна­ча­ла усы­но­вил Л. Цей­о­ния Ком­мо­да, отныне извест­но­го под име­нем Элия Цеза­ря, кото­рый, одна­ко, умер рань­ше сво­его при­ем­но­го отца. Тогда в каче­стве вто­ро­го «сына» он выбрал Анто­ни­на Пия, веро­ят­но, уро­жен­ца Нима, кото­рый женил­ся на доче­ри Анния Вера, дру­га семьи из Уки­бы (Бети­ка, Испа­ния). Через брак (в воз­расте деся­ти лет!) она ста­ла импе­ра­три­цей Анни­ей Гале­ри­ей Фау­сти­ной (Стар­шей). В отли­чие от амо­раль­но­го бра­ка Адри­а­на и Саби­ны, брак Анто­ни­на Пия и Фау­сти­ны Стар­шей был счаст­ли­вым и про­дол­жал­ся 31 год вплоть до смер­ти Фау­сти­ны в 141 г. н. э., и после ее смер­ти за остав­ши­е­ся 20 лет сво­его прав­ле­ния импе­ра­тор боль­ше уже нико­гда не женил­ся.

При­знав Анто­ни­на Пия сыном и наслед­ни­ком, Адри­ан поста­рал­ся обес­пе­чить буду­щее дина­стии, при­нудив послед­не­го усы­но­вить дво­их сыно­вей. Одним был сын бра­та Фау­сти­ны М. Анний Вер, кото­рый пра­вил под име­нем Мар­ка Авре­лия и женил­ся на доче­ри Фау­сти­ны, Фау­стине Млад­шей. Вто­рым был сын Элия Цеза­ря, Л. Цей­о­ний Ком­мод, более извест­ный как Луций Вер, кото­рый женил­ся на доче­ри Мар­ка Авре­лия Луцил­ле.

Несмот­ря на тот факт, что «при­ем­ные сыно­вья» в несколь­ких слу­ча­ях при­над­ле­жа­ли к жен­ской линии рода, импе­ра­три­цы и жен­щи­ны этой дина­стии не вме­ши­ва­лись в поли­ти­ку, как про­ис­хо­ди­ло в дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев, жен­щи­ны кото­рой при­над­ле­жа­ли к ста­рым и могу­ще­ст­вен­ным рим­ским родам, или поз­же с импе­ра­три­ца­ми дина­стии Севе­ров, боль­шин­ство из кото­рых были мате­ря­ми импе­ра­то­ров и сами при­над­ле­жа­ли к могу­ще­ст­вен­но­му жре­че­ско­му роду из Эме­сы (Хомс в Сирии). Эта более скром­ная пози­ция импе­ра­триц дина­стии Анто­ни­нов может быть отра­же­ни­ем их про­вин­ци­аль­но­го, пре­иму­ще­ст­вен­но испан­ско­го про­ис­хож­де­ния, так же как и того фак­та, что в этой семье «усы­нов­лен­ных импе­ра­то­ров» ни одна из них не ста­ла мате­рью импе­ра­то­ра (един­ст­вен­ное исклю­че­ние — Фау­сти­на Млад­шая, сын кото­рой, Ком­мод, станет извер­гом и будет убит в 193 г. н. э., открыв доро­гу дру­гой про­вин­ци­аль­ной дина­стии, Севе­ров из Север­ной Афри­ки).


Ново­сти о рас­коп­ках см. «City in the Clouds», интер­ак­тив­ные рас­коп­ки Сага­лас­са на Архео­ло­ги­че­ском веб-сай­те и веб-сай­те «Sagalassos Archaeological Research Project».


Марк Уил­кенс (Marc Waelkens),
дирек­тор Архео­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­тель­ско­го про­ек­та Сага­лас­са


1 Пра­виль­но: 161—180 гг. н. э. — Прим. ред. сай­та.

© 2008 г. Archaeology.org.
© 2008 г. Фото: Sagalassos Archaeological Research Project.
© 2009 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА