06.07.2009 г.
The Independent
Старейшая в мире Библия полностью опубликована в сети

Синай­ская руко­пись.

Ста­рей­шая в мире Биб­лия впер­вые за 150 лет сего­дня была пред­став­ле­на пол­но­стью — после того, как иссле­до­ва­те­ли оциф­ро­ва­ли четы­ре ее части, хра­ня­щи­е­ся в раз­ных горо­дах, нахо­дя­щих­ся на боль­шом рас­сто­я­нии друг от дру­га, и раз­ме­сти­ли вос­со­еди­нен­ный текст в вир­ту­аль­ное про­стран­ство.

Синай­ский кодекс (Codex Sinaiticus), напи­сан­ный око­ло 1600 лет назад на более чем 800 пер­га­мент­ных стра­ни­цах, сде­лан­ных из шкур живот­ных, досту­пен на бес­плат­ном веб-сай­те в резуль­та­те сотруд­ни­че­ства четы­рех инсти­ту­тов из Гер­ма­нии, Рос­сии, Егип­та и Бри­та­нии, в кото­рых хра­ни­лись раз­ные части древ­ней кни­ги после того, как она была куп­ле­на от име­ни рус­ско­го царя в середине XIX века.

В Бри­тан­ской биб­лио­те­ке, руко­во­див­шей этим про­ек­том, хра­нит­ся основ­ная часть Биб­лии — око­ло 600 стра­ниц — посколь­ку она при­об­ре­ла у Совет­ско­го Сою­за в 1933 г. на обще­ст­вен­ные пожерт­во­ва­ния бо́льшую часть кни­ги за 100000 фун­тов, из стра­ха, что ком­му­ни­сти­че­ский режим уни­что­жит ее.

Четы­рех­лет­ний про­ект по ска­ни­ро­ва­нию Биб­лии, кото­рую уче­ные счи­та­ют одним из важ­ней­ших ран­них образ­цов свя­щен­ной кни­ги хри­сти­ан­ства, поз­во­лит зри­те­лям не толь­ко про­смат­ри­вать гре­че­ский текст, но и раз­глядеть фак­ту­ру пер­га­мен­та — настоль­ко деталь­но, что в неко­то­рых местах вид­ны руб­цы, остав­лен­ные на шку­рах неко­то­рых из при­бли­зи­тель­но 360 живот­ных, уби­тых с целью полу­че­ния сырья для ее изготов­ле­ния.

Появ­ле­ние в интер­не­те Биб­лии IV века, тща­тель­но напи­сан­ной от руки груп­пой пис­цов, — это послед­ний виток в необыч­ной исто­рии кни­ги. Пред­мет меч­та­ний уче­ных и пра­ви­те­лей на про­тя­же­нии веков, она, по всей види­мо­сти, явля­ет­ся един­ст­вен­ным сохра­нив­шим­ся экзем­пля­ром из при­бли­зи­тель­но 50 Биб­лий, зака­зан­ных рим­ским импе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном Вели­ким, и дли­тель­ное вре­мя хра­ни­лась в дале­ком мона­сты­ре Свя­той Ека­те­ри­ны в Синае. Оциф­ро­ван­ная Биб­лия вклю­ча­ет в себя и 24 стра­ни­цы, най­ден­ные в 1975 г. в заму­ро­ван­ной ком­на­те под капел­лой мона­сты­ря.

Док­тор Скот МакКендрик (Scot McKendrick), руко­во­ди­тель отде­ла запад­ных ману­скрип­тов Бри­тан­ской биб­лио­те­ки, сооб­щил: «Синай­ский кодекс явля­ет­ся одним из вели­чай­ших пись­мен­ных сокро­вищ мира. Этот 1600-лет­ний ману­скрипт про­ли­ва­ет свет на раз­ви­тие ран­не­го хри­сти­ан­ства и явля­ет­ся непо­сред­ст­вен­ным свиде­тель­ст­вом того, как текст Биб­лии пере­да­вал­ся из поко­ле­ния в поко­ле­ние».

О суще­ст­во­ва­нии древ­ней Биб­лии впер­вые ста­ло извест­но на Запа­де в кон­це XVIII века, когда италь­ян­ский посе­ти­тель Синая напи­сал о нахо­дя­щем­ся в мона­сты­ре «кра­си­вом гре­че­ском тек­сте, напи­сан­ном на золо­те».

В 1859 году немец­кий архео­лог Кон­стан­тин фон Тишен­дорф (Constantin von Tischendorf), наня­тый рус­ским царем Алек­сан­дром II для поис­ков ран­не­хри­сти­ан­ских руко­пи­сей, при­был в мона­стырь и сумел убедить мона­хов поз­во­лить ему взять Биб­лию на вре­мя, чтобы сде­лать с нее копию в Санкт-Петер­бур­ге.

Вла­сти мона­сты­ря про­дол­жа­ют оспа­ри­вать сдел­ку, утвер­ждая, что руко­пись была фак­ти­че­ски укра­де­на, — несмот­ря на недав­нюю пуб­ли­ка­цию сдел­ки даре­ния Тишен­дор­фу, под­пи­сан­ной синай­ским архи­епи­ско­пом.

Как бы там ни было с закон­но­стью сдел­ки, Биб­лия в ито­ге была разде­ле­на меж­ду мона­сты­рем, Бри­тан­ской биб­лио­те­кой, Лейп­циг­ским уни­вер­си­те­том и Рос­сий­ской нацио­наль­ной биб­лио­те­кой, а полу­чить доступ ко всей рабо­те для тща­тель­но­го изу­че­ния мож­но было, лишь пре­одолев тыся­чи кило­мет­ров меж­ду места­ми ее хра­не­ния.

Веб-сайт — http://www.codexsinaiticus.org — поз­во­лит уче­ным изу­чать гре­че­ский текст, кото­рый содер­жит фра­зы и вари­ан­ты, кото­рые отсут­ст­ву­ют в совре­мен­ной Биб­лии, а так­же подроб­но­сти ее созда­ния. Изу­чая руко­пись, иссле­до­ва­те­ли уже обна­ру­жи­ли, что она была напи­са­на четырь­мя пис­ца­ми, а не тре­мя, как пред­по­ла­га­лось ранее.

Док­тор МакКендрик гово­рит: «Доступ­ность вир­ту­аль­но­го ману­скрип­та для изу­че­ния во всем мире созда­ет пред­по­сыл­ки для сов­мест­ных иссле­до­ва­ний, кото­рые были бы невоз­мож­ны все­го лишь несколь­ко лет назад».

Каал Мил­мо (Cahal Milmo)

© 2009 г. The Independent.
© 2009 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА