theepochtimes.com |
В Израиле найдена древняя и необычная фигурка из мрамора, изображающая миниатюрную голову бородатого мужчины. Фигурка, возраст которой определяют в 1800 лет, была обнаружена в ходе раскопок, которые ведет Управление древностей Израиля на территории автопарка Гивати в городе Давида, в стенах вокруг Иерусалимского национального парка.
По словам доктора Дорона Бен-Ами и Яны Чехановец, руководителей раскопок на этом участке, качество отделки фигурки необычайно высоко, и в ней тщательно переданы мельчайшие детали.
Изображенный мужчина имеет короткую вьющуюся бороду, а его голова слегка наклонена вправо. Обе эти детали указывают на греческое влияние и позволяют датировать работу приблизительно вторым или третьим веком, которые считаются эпохой расцвета римской скульптуры. А мрамор имеет светло-желтый оттенок, указывающий на сырье восточного происхождения. Точное происхождение материала исследуется.
Стилистические мотивы, очевидные в этом образе, такие, как короткая стрижка, крупные лобные доли и изгибы ушей, как и миндалевидные глаза, предполагают, что объект, вероятнее всего, изображает атлета, возможно, кулачного бойца. Кулачные бои были одним из самых популярных направлений тяжелой атлетики в римской культуре, и римские авторы не раз упоминают, как римская публика в целом, а особенно элита, требовала проведения кулачных поединков. Помимо престижа и крупных денежных сумм, которые получали победители соревнований по кулачным боям, они приобретали также поддержку самого императора, как в случае знаменитого Меланкома, который был любимым кулачным бойцом Тита.
Доктор Бен-Ами и Чехановец считают находку уникальной. По их словам, больше нигде в стране в ходе раскопок не обнаруживался подобный артефакт из мрамора (или любого другого камня) с таким изображением.
Несколько похожих артефактов из литой бронзы было найдено в разных областях страны, и они в больших количествах встречаются по всей Римской империи, причем подавляющее большинство из них датируется третьим веком (римский период).
По словам исследователей, две дырочки, просверленные в затылке статуэтки, в которых содержатся остатки введенного в них металла, указывают на то, что это была подвесная гиря, использовавшаяся в равновесных весах, характерных для римского периода. Миниатюрные бронзовые изображения атлетов, философов, сатиров и других персонажей очень часто встречаются на подвесных гирях, использовавшихся в областях, подконтрольных Римской империи — от Помпей до Сепфориса.
Как римское мраморное изображение попало в город Давида? Вероятно, мраморная гиря принадлежала семейству купцов, прибывших откуда-то из восточной части Римской империи. Будучи ценным предметом, гиря переходила в семье из поколения в поколение примерно до четвертого-пятого века нашей эры, когда неизвестный купец остановился в общественном здании, которое ныне раскапывается в автопарке Гивати в городе Давида. Сильнейшее землетрясение уничтожило это здание. В ходе раскопок здания в его руинах была обнаружена мраморная статуэтка, молчаливое свидетельство драмы, случившейся в этом впечатляющем сооружении перед его обрушением.
Недавно на этом месте был обнаружен один из крупнейших и самых впечатляющих монетных кладов, когда-либо найденных в Иерусалиме. Он состоит из 264 золотых монет и был найден почти одновременно с золотой серьгой, украшенной дорогими жемчужинами и замечательно сохранившейся, которая была откопана в этом же месте.