02.07.2000 г.
Chicago Tribune
Грабители могил в Италии живут и припевают.

КАК МУЗЕИ, АУКЦИОНЫ И ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ ЗАКРЫВАЮТ ГЛАЗА НА ПРОЦВЕТАЮЩУЮ ТОРГОВЛЮ ВОРОВАННЫМИ ДРЕВНОСТЯМИ, А НЬЮ-ЙОРК ВЫСТУПАЕТ В КАЧЕСТВЕ ГЛАВНОГО ЦЕНТРА СКУПКИ СОКРОВИЩ

МОРГАНТИНА, Ита­лия. Вале­рио Салер­но, коре­на­стый заго­ре­лый чело­век, жил сре­ди руин в тече­ние всех сво­их шести­де­ся­ти лет. Как полу­офи­ци­аль­ный руко­во­ди­тель гидов, он зна­ет каж­дый квад­рат­ный дюйм в этом 2700-лет­нем гре­че­ском горо­де в хол­ми­стой мест­но­сти восточ­ной Сици­лии.

Он может взять вас на про­гул­ку по древ­ней аго­ре Мор­ган­ти­ны, пока­зать, что оста­лось от свя­ти­лищ Пер­се­фо­ны и Демет­ры и объ­яс­нить, как стро­и­те­ли воз­ве­ли вели­ко­леп­но сохра­нив­ший­ся амфи­те­атр. Еще он может пока­зать вам пол­дю­жи­ны недав­но выры­тых ям — око­ло двух мет­ров в диа­мет­ре, 1—1,5 м в глу­би­ну — где работа­ли том­ба­ро­ли, гра­би­те­ли могил.

«Они при­хо­дят по ночам. Ино­гда они работа­ют с буль­до­зе­ра­ми, ино­гда — толь­ко с метал­ло­ис­ка­те­ля­ми, но никто ниче­го не видит, никто ниче­го не слы­шит, никто ниче­го не зна­ет», — гово­рит он с пре­зри­тель­ным видом.

«Конеч­но, нет охра­ны», добав­ля­ет он, дви­га­ясь к одно­этаж­но­му кир­пич­но­му зда­нию, где охра­на, воз­мож­но, кон­тро­ли­ру­ет уча­сток с помо­щью камер и про­жек­то­ров.

В тече­ние целых сто­ле­тий гра­беж архео­ло­ги­че­ских участ­ков был при­быль­ным делом в сель­ских рай­о­нах Ита­лии. Но за послед­ние два деся­ти­ле­тия тене­вой обо­рот вырос до 50—100 мил­ли­о­нов дол­ла­ров в год.

По выго­де и раз­ма­ху в ряду мафи­оз­ных дел, тор­гов­ля воро­ван­ны­ми древ­но­стя­ми усту­па­ет лишь тор­гов­ле нар­ко­ти­ка­ми, ору­жи­ем и отмы­ва­нию денег.

Едва ли извест­но тури­стам, но архео­ло­ги дав­но пред­по­ло­жи­ли, что Мор­ган­ти­на один из наи­бо­лее важ­ных древ­них рай­о­нов Сици­лии, ост­ро­ва, напич­кан­но­го архео­ло­ги­че­ски­ми чуде­са­ми. Сна­ча­ла, в VI в. до н. э., здесь посе­ли­лись гре­ки и про­цве­та­ли 300 лет в соста­ве Сира­куз­ско­го цар­ства до заво­е­ва­ния рим­ля­на­ми в 211 г. до н. э.

В наши дни Мор­ган­ти­на — центр оже­сто­чен­ной куль­тур­ной вой­ны, кото­рую ведут архео­ло­ги и пра­ви­тель­ства Ита­лии и США про­тив стран­но­го сою­за зна­ме­ни­тых музеев, бога­тых кол­лек­ци­о­не­ров, меж­ду­на­род­ных аук­ци­о­нов и мафии.

Путь для награб­лен­ных древ­но­стей начи­на­ет­ся с мест­ных том­ба­ро­ли и идет через сеть управ­ля­е­мых мафи­ей посред­ни­ков и кон­тра­бан­ди­стов, постав­ля­ю­щих това­ры «закон­ным» диле­рам в Швей­ца­рии, Англии и США.

С их истин­ным или состря­пан­ным диле­ра­ми про­ис­хож­де­ни­ем, воро­ван­ные древ­но­сти появ­ля­ют­ся в ката­ло­гах зна­ме­ни­тых аук­ци­о­нов в Лон­доне и Нью-Йор­ке или в вит­ри­нах неко­то­рых из самых ува­жае­мых музеев Аме­ри­ки.


Тор­гов­ля через Интернет.


Совсем недав­но Интернет и онлайн-аук­ци­о­ны ста­ли при­во­дить на неза­кон­ный рынок древ­но­стей новое поко­ле­ние потен­ци­аль­ных поку­па­те­лей.

Мно­го­лет­няя борь­ба Ита­лии по обузда­нию тор­гов­ли антич­но­стью сосре­дото­чи­лась на трех сокро­ви­щах, два из кото­рых пред­по­ло­жи­тель­но, укра­де­ны из Мор­ган­ти­ны, а третье, 900-гра­мо­вая фиа­ла из чисто­го золота, было похи­ще­но со стро­и­тель­но­го участ­ка.

Золотая фиа­ла была воз­вра­ще­на Ита­лии в про­шлом фев­ра­ле после пяти­лет­не­го юриди­че­ско­го мытар­ства, вплоть до обра­ще­ния в Аме­ри­кан­ский Вер­хов­ный Суд.

Путь фиа­лы из под­поль­ной квар­ти­ры тене­во­го скуп­щи­ка монет в цен­тре Сици­лии до ман­х­эт­тен­ской гости­ной вид­но­го уолл-стрит­ско­го финан­си­ста — яркий при­мер тому, как аме­ри­кан­ский рынок анти­ква­ри­а­та закры­ва­ет гла­за на то, что кто угод­но дру­гой немед­лен­но при­знал бы как явную тор­гов­лю укра­ден­ной соб­ст­вен­но­стью.

Сто­и­мость фиа­лы, извест­ной как фиа­ла Ахи­ри­са, повы­си­лась, посколь­ку релик­вия шла через гра­ни­цы и через руки кон­тра­бан­ди­стов и диле­ров. Сна­ча­ла $20000, затем $90000 и, нако­нец, $1200000 к момен­ту покуп­ки ман­х­эт­тен­ским мене­дже­ром стра­хо­вой ком­па­нии анти­ква­ром Май­к­лом Стей­н­хард­том, в кон­це 1991 г.

Несколь­ки­ми неде­ля­ми поз­же, после того, как хра­ни­те­ли Нью-Йорк­ско­го Музея Мет­ро­по­ли­тен осмот­ре­ли фиа­лу и удо­сто­ве­ри­ли ее под­лин­ность, Стей­н­хардт гор­до пока­зы­вал свое новое сокро­ви­ще, постав­лен­ное на рояль в его ман­х­эт­тен­ской квар­ти­ре.

Италь­ян­ская поли­ция еще в тече­ние двух лет не иска­ла фиа­лу, пока не ста­ла изу­чать окру­же­ние и свя­зи неза­кон­ных тор­га­шей в Сици­лии. Она узна­ла о суще­ст­во­ва­нии фиа­лы из фото­гра­фий. Когда же поли­ция про­следи­ла ее путь до Нью-Йор­ка, то запро­си­ла аме­ри­кан­ское посоль­ство о помо­щи.

Осно­вы­ва­ясь на инфор­ма­ции, полу­чен­ной из Ита­лии, аме­ри­кан­ские тамо­жен­ные вла­сти кон­фис­ко­ва­ли фиа­лу из квар­ти­ры Стей­н­хард­та в нояб­ре 1995 г. В Феде­раль­ном суде обви­ни­те­ли дока­зы­ва­ли, что фиа­ла долж­на быть воз­вра­ще­на Ита­лии из-за под­лож­ных доку­мен­тов при про­хож­де­нии тамож­ни и, зна­ме­на­тель­но, пото­му что это была укра­ден­ная соб­ст­вен­ность, как опре­де­ле­но в соот­вет­ст­вии с Нацио­наль­ным Зако­ном об укра­ден­ной соб­ст­вен­но­сти. Судья аме­ри­кан­ско­го Окруж­но­го суда Бар­ба­ра Джонс согла­си­лась по обо­им пунк­там.

Стей­н­хардт обра­тил­ся с жало­бой и был под­дер­жан вну­ши­тель­ным сою­зом музеев и диле­ров, явно взвол­но­ван­ных тем, что стро­гая интер­пре­та­ция Нацио­наль­но­го Зако­на об укра­ден­ной соб­ст­вен­но­сти будет угро­жать их тра­ди­ци­он­но­му под­хо­ду к делу: «не спра­ши­ва­ют — не сооб­щай». На сто­роне пра­ви­тель­ства были Архео­ло­ги­че­ский инсти­тут Аме­ри­ки (AIA) и дру­гие, заин­те­ре­со­ван­ные в сохра­не­нии архео­ло­ги­че­ских участ­ков.

2-ой Окруж­ной апел­ля­ци­он­ный Суд под­дер­жал реше­ние низ­ше­го суда, но толь­ко по при­чине под­лож­ных тамо­жен­ных доку­мен­тов. Вопрос о том, долж­на ли фиа­ла счи­тать­ся укра­ден­ной соб­ст­вен­но­стью, обо­шли мол­ча­ни­ем. Когда в том же году Вер­хов­ный Суд отка­зал­ся рас­смат­ри­вать дело, фиа­ла вер­ну­лась назад в Ита­лию.

«Италь­ян­цы полу­чи­ли свою фиа­лу назад, но неко­то­рым людям жаль, что 2-ой Окруж­ной не пошел немно­го даль­ше», ска­за­ла Пэт­ти Гер­стен­блайф, про­фес­сор пра­ва де Пауль­ско­го уни­вер­си­те­та, кото­рая была заре­ги­ст­ри­ро­ва­на как защит­ник от име­ни Архео­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та Аме­ри­ки.

Она заяви­ла, что без опре­де­лен­но­го одоб­ре­ния апел­ля­ци­он­ным Судом реше­ние судьи Джонс о неза­кон­ном экс­пор­те экс­по­на­та мог­ло не рас­смат­ри­вать­ся, что укра­ден­ная соб­ст­вен­ность явля­лась толь­ко «убеди­тель­ным, но юриди­че­ски не закреп­лен­ным реше­ни­ем судьи в пре­де­лах Южно­го рай­о­на Нью-Йор­ка».

Южный рай­он вклю­ча­ет Ман­х­эт­тен, серд­це искус­ства и тор­гов­ли анти­ква­ри­а­том в США, и опа­се­ния италь­ян­цев, тре­бо­ва­ния кото­рых бази­ру­ют­ся на сла­бом юриди­че­ском осно­ва­нии, вполне понят­ны. И несмот­ря на их уси­лия вер­нуть два мор­ган­тин­ских сокро­ви­ща — те все еще в Ман­х­эт­тене, но вме­сто предъ­яв­ле­ния иска, италь­ян­цы пыта­ют­ся исполь­зо­вать дру­же­ст­вен­ное убеж­де­ние.

Рас­смат­ри­вае­мые изде­лия — сереб­ря­ный сер­виз из 15 частей в антич­ной кол­лек­ции Музея Искус­ства Мет­ро­по­ли­тен и ком­плект мра­мор­ных голов, веро­ят­но, Пер­се­фо­ны и Демет­ры, в насто­я­щее вре­мя в собра­нии финан­си­ста Мори­са Тем­пле­сма­на, дав­не­го зна­ко­мо­го покой­ной Жаклин Кен­неди Онас­сис.

«М-р Тем­пле­сман нена­видит прес­су. Он не тер­пит видеть свое имя в газе­те», гово­рит Марио Бон­дио­ли Осио, гла­ва межми­ни­стер­ско­го коми­те­та италь­ян­ско­го пра­ви­тель­ства по воз­вра­ще­нию укра­ден­ных и награб­лен­ных пред­ме­тов искус­ства.

«Я обме­ни­вал­ся с ним пись­ма­ми в тече­ние двух лет. Думаю, что мы нахо­дим­ся на заклю­чи­тель­ной ста­дии наших обсуж­де­ний. Он все­гда очень учти­вый, очень пра­виль­ный, истин­ный джентль­мен», гово­рит Бон­дио­ли Осио, желая избе­жать суда с нью-йорк­цем с хоро­ши­ми свя­зя­ми…

«Его пози­ция — что эти изде­лия были импор­ти­ро­ва­ны юриди­че­ски пра­виль­но и он не совсем убеж­ден, что они — из Ита­лии, и я пред­по­ла­гаю, что это понят­но, так как он весь­ма мно­го за них запла­тил», гово­рит Бон­дио­ли Осио.

Тем­пле­сман может быть не уве­рен отно­си­тель­но про­ис­хож­де­ния двух его мра­мор­ных скульп­тур, но про­фес­сио­на­лы-архео­ло­ги и италь­ян­ская поли­ция гово­рят, что им извест­но точ­ное место, откуда они были взя­ты.

В кон­це 1970-х годов пополз­ли слу­хи, что один том­ба­ро­ло сде­лал неве­ро­ят­ную наход­ку в Мор­ган­тине. Когда слу­хи дошли до италь­ян­ских вла­стей, они точ­но опре­де­ли­ли место и потре­бо­ва­ли про­из­ве­сти рас­коп­ки. Архео­ло­ги нашли свя­ти­ли­ще Пер­се­фо­ны и Демет­ры и следы недав­не­го рытья.

Голо­вы Тем­пле­сма­на назы­ва­ют­ся акро­ли­фа­ми, откры­тые части кото­рых — голо­ва, руки, ноги — сде­ла­ны из мра­мо­ра, в то вре­мя как вся осталь­ная часть тела сде­ла­на из дере­ва, терра­ко­ты или како­го-нибудь дру­го­го деше­во­го мате­ри­а­ла и задра­пи­ро­ва­на тка­нью.

«Мы нашли терра­ко­то­вые части тела. Они нахо­дят­ся в нашем музее. Это дока­зы­ва­ет вне вся­ко­го сомне­ния, что акро­ли­фы про­ис­хо­дят с это­го участ­ка», заяв­ля­ет Лорен­зо Гуз­за­рди, руко­во­ди­тель ста­ри­ны рай­о­на Энна, в кото­рый вхо­дит Мор­ган­ти­на.


Без сомне­ния, это воров­ство.


Мал­ком Белл III, архео­лог из уни­вер­си­те­та Вир­джи­нии, быв­ший дирек­то­ром архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок участ­ка в Мор­ган­тине начи­ная с 1980 года, не очень уве­рен, что голо­вы при­над­ле­жат имен­но тем терра­ко­то­вым туло­ви­щам, но гово­рит, что акро­ли­фы, несо­мнен­но, про­ис­хо­дят из свя­ти­ли­ща Мор­ган­ти­ны.

Белл, впер­вые начав­ший копать в Мор­ган­тине еще на прак­ти­ке в уни­вер­си­те­те в 1968 г., выдви­нул пред­по­ло­же­ние отно­си­тель­но сереб­ря­но­го сер­ви­за, про­де­мон­стри­ро­ван­но­го Музе­ем Мет­ро­по­ли­тен еще в 1984 г.

За несколь­ко лет до это­го до Бел­ла дошли слу­хи, что гра­би­те­ли могил наткну­лись на уди­ви­тель­ную наход­ку в Мор­ган­тине — тай­ник из сереб­ря­ных вещей, в чис­ле кото­рых были чаши, ков­ши, питье­вые куб­ки и мини­а­тюр­ный алтарь. При­мер­но в то же самое вре­мя он видел копа­те­ля, работаю­ще­го непо­да­ле­ку от участ­ка.

Когда Белл решил выяс­нить у копа­те­ля, что он дела­ет, тот пожал пле­ча­ми и ска­зал, что гото­вит пло­щад­ку.

Когда Белл в 1987 г. увидел в Музее Мет­ро­по­ли­тен сереб­ря­ный сер­виз, то был уве­рен, что эта вещь — из Мор­ган­ти­ны. То что он увидел, сов­па­да­ло с опи­са­ни­ем того, что, по слу­хам, было най­де­но кла­до­ис­ка­те­ля­ми.

Он напи­сал запрос отно­си­тель­но про­ис­хож­де­ния сереб­ра, но музей не смог отве­тить ниче­го опре­де­лен­но­го. Что он смог сооб­щить — это толь­ко то, что сер­виз изготов­лен где-то в южной Ита­лии или восточ­ной Сици­лии в III в. до н. э.

Ока­за­лось, что сер­виз при­об­ре­тен дву­мя пар­ти­я­ми, в 1981 и 1982 гг. за $2700000. Диле­ром музея был пари­жа­нин Роберт Хечт, купив­ший это в Швей­ца­рии у ливан­ско­го парт­не­ра. Лива­нец утвер­ждал, что это семей­ная релик­вия, достав­ша­я­ся от пред­ков.

Хечт — чело­век с репу­та­ци­ей в мире анти­ква­ров. Он был обви­нен поли­ци­я­ми Ита­лии и Тур­ции в кон­тра­бан­де. И хотя он нико­гда не осуж­дал­ся, тем не менее был объ­яв­лен пер­со­ной нон-гра­та в обе­их стра­нах.

«Почти все, что про­да­ет Хечт, было недав­но выры­то из зем­ли», гово­рит Томас Ховинг, быв­ший дирек­тор Музея Мет­ро­по­ли­тен в интер­вью, дан­ном два года назад. Ховинг под­твер­дил, что во вре­мя сво­его сро­ка пре­бы­ва­ния дирек­то­ром музея с 1967 по 1977 гг., он имел свою долю в сдел­ках с Хечтом и ему подоб­ны­ми, но с момен­та отстав­ки Ховинг стал откро­вен­ным кри­ти­ком этих мето­дов.

В 1993 году Белл запро­сил раз­ре­ше­ние иссле­до­вать сереб­ря­ный сер­виз. В част­но­сти, он хотел иссле­до­вать над­пи­си на сереб­ре, наде­ясь най­ти клю­чи к его про­ис­хож­де­нию. Обыч­но музеи дают доступ к сво­им собра­ни­ям серь­ез­ным уче­ным, слу­чай отка­за — почти неслы­хан­ное дело, но в этом слу­чае был полу­чен отказ.

В это же вре­мя италь­ян­ская поли­ция про­во­ди­ла рас­сле­до­ва­ние свя­зи мафии с неза­кон­ной тор­гов­лей ста­ри­ной. В конеч­ном ито­ге они аре­сто­ва­ли 80-лет­не­го Джу­зеп­пе Мас­ка­ру, лиде­ра мор­ган­тин­ских том­ба­ро­ли. В обмен на смяг­че­ние нака­за­ния, Мас­ка­ра деталь­но опи­сал поли­ции сереб­ря­ный сер­виз и подроб­но­сти его наход­ки.

Имея эти дан­ные, гене­рал Робер­то Кон­фор­ти, коман­дир кара­би­не­ров, веду­щий рас­сле­до­ва­ние хище­ния пред­ме­тов италь­ян­ско­го искус­ства, напи­сал прось­бу о воз­вра­ще­нии сереб­ря­но­го сер­ви­за. Музей отка­зал­ся, заявив, что едва ли мож­но пола­гать­ся на пока­за­ния осуж­ден­но­го гра­би­те­ля.

Летом 1997 г. италь­ян­ские вла­сти попро­си­ли Бел­ла иссле­до­вать уча­сток, кото­рый Мас­ка­ра опи­сы­вал как место наход­ки сер­ви­за — тот самый уча­сток, на кото­ром Белл видел копа­те­ля.

То, что нашел аме­ри­ка­нец — воз­мож­но, луч­шая иллю­ст­ра­ция того, поче­му музеи не долж­ны зани­мать­ся скуп­кой награб­лен­ных древ­но­стей.

Белл сра­зу же рас­ко­пал древ­не­гре­че­ский дом и все при­зна­ки совре­мен­но­го гра­бе­жа — окур­ки, оберт­ки кон­фет и италь­ян­скую моне­ту 1978 года, под­твер­ждаю­щие пока­за­ния Мас­ка­ры о вре­ме­ни и месте гра­бе­жа.

Поми­мо это­го, Белл нашел фраг­мен­ты терра­ко­то­во­го алта­ря, иден­тич­ные и допол­ня­ю­щие сереб­ря­ные части мет­ро­по­ли­те­нов­ско­го экзем­пля­ра.

Копая глуб­же, Белл дошел до пола, где обна­ру­жил два отвер­стия. Это, оче­вид­но, был тай­ник, где хозя­ин сереб­ра спря­тал свое сокро­ви­ще. Нали­чие двух отвер­стий может объ­яс­нить при­чи­ну того, поче­му Мет­ро­по­ли­тен при­об­рел сер­виз дву­мя частя­ми. В одном из отвер­стий Белл нашел моне­ту, кото­рую не заме­ти­ли гра­би­те­ли.

«Эта моне­та была выпу­ще­на меж­ду 216 и 212 гг. до н. э. Это в точ­но­сти сов­па­да­ет со вре­ме­нем оса­ды Мор­ган­ти­ны в 211 г. до н. э.», ска­зал Белл.


Напа­де­ние рим­лян на город.


Нетруд­но пред­ста­вить, как жите­ли Мор­ган­ти­ны в пани­ке пря­та­ли свои цен­но­сти, когда рим­ские леги­о­ны штур­мо­ва­ли город­ские сте­ны.

«Это были дни бед­ст­вия, когда мно­же­ство цен­но­стей было зары­то в зем­лю или спря­та­но в водо­е­мах. Город был захва­чен рим­ля­на­ми, а насе­ле­ние про­да­но в раб­ство», гово­рит Белл.

«Нам повез­ло, что мы нашли моне­ту. Точ­ность дати­ров­ки кла­да про­сто уди­ви­тель­на. Это ред­кий слу­чай», отме­тил он.

Когда гра­би­те­ли копа­ют на участ­ке, то пере­ме­ши­ва­ют стра­ти­гра­фи­че­ские слои поч­вы, выбра­сы­ва­ют или уни­что­жа­ют все виды полез­ной архео­ло­ги­че­ской инфор­ма­ции и затем мас­ки­ру­ют место, где нашли инте­рес­ную вещь.

Архео­ло­ги срав­ни­ва­ют это с выры­ва­ни­ем стра­ниц из дра­го­цен­ной кни­ги. Отдель­ные стра­ни­цы могут быть хоро­ши, но смысл кни­ги будет или непол­ным или совер­шен­но утра­чен.

Не так дав­но несколь­ко музеев при­ня­ли прин­ци­пи­аль­ный под­ход к при­об­ре­те­нию древ­но­стей. Музей Гет­ти в Лос-Андже­ле­се часто при­во­дит­ся в каче­стве при­ме­ра. В свое вре­мя один из наи­бо­лее актив­ных скуп­щи­ков на рын­ке, Гет­ти теперь утвер­жда­ет, что боль­ше не будет поку­пать ниче­го с сомни­тель­ным про­ис­хож­де­ни­ем.

Не было ника­ких офи­ци­аль­ных заяв­ле­ний Музея Мет­ро­по­ли­тен, но пред­ста­ви­тель музея, Гарольд Хол­зер, ска­зал, что «кли­мат и пони­ма­ние изме­ни­лись. Мы зада­ем теперь боль­ше вопро­сов, чем 50 или даже 25 лет назад».

Мет­ро­по­ли­тен не при­нял реше­ния о воз­вра­ще­нии мор­ган­тин­ско­го сереб­ра, но в про­шлом году его пози­ция смяг­чи­лась и Бел­лу поз­во­ли­ли иссле­до­вать части сер­ви­за. Появи­лась допол­ни­тель­ная инфор­ма­ция.

«Над­пи­си на сереб­ре непра­виль­но чита­лись музе­ем. Над­пись ука­зы­ва­ет вла­дель­ца, и мы зна­ем кое-что отно­си­тель­но него, так как его имя появ­ля­ет­ся в дру­гом месте на участ­ке», ска­зал Белл.

Имя вла­дель­ца — Евпо­лем (Eupolemos), и он, оче­вид­но, жил в дру­гом доме, непо­да­ле­ку от дома, где спря­тал свое сокро­ви­ще. Его имя появ­ля­ет­ся в дру­гом месте на этом участ­ке — на свин­цо­вой отлив­ке, недав­но най­ден­ной архео­ло­га­ми.

Белл одоб­ри­тель­но отзы­ва­ет­ся о Мет­ро­по­ли­тене за изме­не­ние в под­хо­де к делу, но дру­гие настро­е­ны скеп­ти­че­ски.

«Я не вижу ника­ких изме­не­ний вооб­ще. Мет­ро­по­ли­тен и неко­то­рые дру­гие музеи до сих пор пыта­ют­ся защи­щать свою дав­ниш­нюю прак­ти­ку закуп­ки недо­ку­мен­ти­ро­ван­ных древ­но­стей», гово­рит Рик Элия (Rick Elia), архео­лог Бостон­ско­го уни­вер­си­те­та и вице-пре­зи­дент Архео­ло­ги­че­ско­го Инсти­ту­та Аме­ри­ки.

На слу­ша­нии в Вашинг­тоне в про­шлом году Элия пред­ста­вил изу­че­ние рын­ка по апу­лий­ским крас­но­фи­гур­ным вазам, типу гре­че­ской вазы из Южной Ита­лии и высо­ко цени­мой кол­лек­ци­о­не­ра­ми, осо­бен­но аме­ри­кан­ца­ми.

Соглас­но ему, из 13718 извест­ных апу­лий­ских ваз, лишь 753 были най­де­ны на закон­ных рас­коп­ках. Хотя апу­лий­ские вазы соби­ра­лись в тече­ние более чем двух сто­ле­тий, третья часть ваз при­об­ре­те­на начи­ная с 1980 г. — прак­ти­че­ски все без доку­мен­тов.

Меж­ду­на­род­ный аук­ци­он «Сот­би», лидер по про­да­жам апу­лий­ских ваз, дела­ет на них при­мер­но 30 % от обо­рота всех про­даж начи­ная с 1980 г. Соглас­но Элии, ни одна из апу­лий­ских ваз, про­дан­ная «Сот­би» за послед­ние два­дцать лет, не име­ла заяв­лен­но­го места про­ис­хож­де­ния или откры­тия.

«Понят­но, что про­ис­хо­дит. Это гра­беж в огром­ном мас­шта­бе», гово­рит Элия.

Рена Муло­пу­лос (Rena Moulopoulos), дирек­тор «Сот­би», утвер­жда­ет, что когда сто­и­мость опре­де­лен­ных пред­ме­тов искус­ства воз­рас­та­ет, они начи­на­ют всплы­вать на поверх­ность из раз­лич­ных источ­ни­ков, вклю­чая легаль­ные част­ные кол­лек­ции.

Аме­ри­кан­ское пра­ви­тель­ство сочув­ст­ву­ет жало­бам Ита­лии. Соеди­нен­ные Шта­ты Аме­ри­ки, одна из глав­ных стран, импор­ти­ру­ю­щих про­из­веде­ния искус­ства, рати­фи­ци­ро­ва­ли Согла­ше­ние ЮНЕСКО 1970 г. о куль­тур­ной соб­ст­вен­но­сти, запре­щаю­щее тор­гов­лю кра­де­ны­ми экс­по­на­та­ми, и тео­ре­ти­че­ски, зако­ны США запре­ща­ют исполь­зо­ва­ние самых небла­го­вид­ных мето­дов.


Аме­ри­кан­ские сена­то­ры помо­га­ют диле­рам.


Диле­ры и музеи име­ют силь­но­го союз­ни­ка в лице сена­то­ра Дэни­е­ла Пат­ри­ка Мой­ни­ха­на, кото­рый при под­держ­ке дру­го­го сена­то­ра от демо­кра­тов Нью-Йор­ка, Чарль­за Шуме­ра, пред­ста­вил в кон­це 1999 г. зако­но­про­ект, поз­во­ля­ю­щий лег­ко обхо­дить Согла­ше­ние ЮНЕСКО.

Сооб­ще­ство архео­ло­гов воз­му­ще­но. Диле­ры утвер­жда­ют, что это не их вина, что Ита­лия не может защи­тить свои сокро­ви­ща и гово­рят, что под­ва­лы и скла­ды италь­ян­ских музеев пере­пол­не­ны архео­ло­ги­че­ски­ми наход­ка­ми, кото­рые вряд ли вооб­ще когда-то увидят свет.

Эта кри­ти­ка, воз­мож­но, и была заслу­же­на в про­шлом, но в послед­нее вре­мя Ита­лия серь­ез­но модер­ни­зи­ро­ва­ла свои музеи и охра­ну архео­ло­ги­че­ских участ­ков, при­чем охра­на участ­ков оста­ет­ся самой боль­шой про­бле­мой.

Архео­ло­ги­че­ские богат­ства Ита­лии настоль­ко огром­ны, что ино­гда кажет­ся, что вся стра­на — сплош­ные рас­коп­ки. Суще­ст­ву­ет по край­ней мере 500 боль­ших архео­ло­ги­че­ских участ­ков и зна­чи­тель­но боль­ше — неболь­ших. Каж­дый год откры­ва­ют­ся новые и новые.

Тре­бу­ет­ся несколь­ко диви­зий италь­ян­ской армии для охра­ны их всех.

«В про­шлом году мы пере­хва­ти­ли 27000 укра­ден­ных архео­ло­ги­че­ских пред­ме­тов», гово­рит гене­рал кара­би­не­ров Кон­фор­ти.

«Я мог бы ска­зать, что удо­вле­тво­рен сво­ей работой. Но вся про­бле­ма в рын­ке, а рынок хочет эти цен­но­сти, и год от года все боль­ше и боль­ше», гово­рит он.

Архео­ло­ги согла­ша­ют­ся с ним.


TOM HUNDLEY, ино­стран­ный корре­спон­дент «Три­бу­ны»

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА