Chicago Tribune |
МОРГАНТИНА, Италия. Валерио Салерно, коренастый загорелый человек, жил среди руин в течение всех своих шестидесяти лет. Как полуофициальный руководитель гидов, он знает каждый квадратный дюйм в этом 2700-летнем греческом городе в холмистой местности восточной Сицилии.
Он может взять вас на прогулку по древней агоре Моргантины, показать, что осталось от святилищ Персефоны и Деметры и объяснить, как строители возвели великолепно сохранившийся амфитеатр. Еще он может показать вам полдюжины недавно вырытых ям — около двух метров в диаметре, 1—
«Они приходят по ночам. Иногда они работают с бульдозерами, иногда — только с металлоискателями, но никто ничего не видит, никто ничего не слышит, никто ничего не знает», — говорит он с презрительным видом.
«Конечно, нет охраны», добавляет он, двигаясь к одноэтажному кирпичному зданию, где охрана, возможно, контролирует участок с помощью камер и прожекторов.
В течение целых столетий грабеж археологических участков был прибыльным делом в сельских районах Италии. Но за последние два десятилетия теневой оборот вырос до 50—
По выгоде и размаху в ряду мафиозных дел, торговля ворованными древностями уступает лишь торговле наркотиками, оружием и отмыванию денег.
Едва ли известно туристам, но археологи давно предположили, что Моргантина один из наиболее важных древних районов Сицилии, острова, напичканного археологическими чудесами. Сначала, в VI в. до н. э., здесь поселились греки и процветали 300 лет в составе Сиракузского царства до завоевания римлянами в 211 г. до н. э.
В наши дни Моргантина — центр ожесточенной культурной войны, которую ведут археологи и правительства Италии и США против странного союза знаменитых музеев, богатых коллекционеров, международных аукционов и мафии.
Путь для награбленных древностей начинается с местных томбароли и идет через сеть управляемых мафией посредников и контрабандистов, поставляющих товары «законным» дилерам в Швейцарии, Англии и США.
С их истинным или состряпанным дилерами происхождением, ворованные древности появляются в каталогах знаменитых аукционов в Лондоне и Нью-Йорке или в витринах некоторых из самых уважаемых музеев Америки.
Торговля через Интернет.
Совсем недавно Интернет и онлайн-аукционы стали приводить на незаконный рынок древностей новое поколение потенциальных покупателей.
Многолетняя борьба Италии по обузданию торговли античностью сосредоточилась на трех сокровищах, два из которых предположительно, украдены из Моргантины, а третье, 900-грамовая фиала из чистого золота, было похищено со строительного участка.
Золотая фиала была возвращена Италии в прошлом феврале после пятилетнего юридического мытарства, вплоть до обращения в Американский Верховный Суд.
Путь фиалы из подпольной квартиры теневого скупщика монет в центре Сицилии до манхэттенской гостиной видного уолл-стритского финансиста — яркий пример тому, как американский рынок антиквариата закрывает глаза на то, что кто угодно другой немедленно признал бы как явную торговлю украденной собственностью.
Стоимость фиалы, известной как фиала Ахириса, повысилась, поскольку реликвия шла через границы и через руки контрабандистов и дилеров. Сначала
Несколькими неделями позже, после того, как хранители Нью-Йоркского Музея Метрополитен осмотрели фиалу и удостоверили ее подлинность, Стейнхардт гордо показывал свое новое сокровище, поставленное на рояль в его манхэттенской квартире.
Итальянская полиция еще в течение двух лет не искала фиалу, пока не стала изучать окружение и связи незаконных торгашей в Сицилии. Она узнала о существовании фиалы из фотографий. Когда же полиция проследила ее путь до Нью-Йорка, то запросила американское посольство о помощи.
Основываясь на информации, полученной из Италии, американские таможенные власти конфисковали фиалу из квартиры Стейнхардта в ноябре 1995 г. В Федеральном суде обвинители доказывали, что фиала должна быть возвращена Италии из-за подложных документов при прохождении таможни и, знаменательно, потому что это была украденная собственность, как определено в соответствии с Национальным Законом об украденной собственности. Судья американского Окружного суда Барбара Джонс согласилась по обоим пунктам.
Стейнхардт обратился с жалобой и был поддержан внушительным союзом музеев и дилеров, явно взволнованных тем, что строгая интерпретация Национального Закона об украденной собственности будет угрожать их традиционному подходу к делу: «не спрашивают — не сообщай». На стороне правительства были Археологический институт Америки (AIA) и другие, заинтересованные в сохранении археологических участков.
«Итальянцы получили свою фиалу назад, но некоторым людям жаль, что
Она заявила, что без определенного одобрения апелляционным Судом решение судьи Джонс о незаконном экспорте экспоната могло не рассматриваться, что украденная собственность являлась только «убедительным, но юридически не закрепленным решением судьи в пределах Южного района Нью-Йорка».
Южный район включает Манхэттен, сердце искусства и торговли антиквариатом в США, и опасения итальянцев, требования которых базируются на слабом юридическом основании, вполне понятны. И несмотря на их усилия вернуть два моргантинских сокровища — те все еще в Манхэттене, но вместо предъявления иска, итальянцы пытаются использовать дружественное убеждение.
Рассматриваемые изделия — серебряный сервиз из 15 частей в античной коллекции Музея Искусства Метрополитен и комплект мраморных голов, вероятно, Персефоны и Деметры, в настоящее время в собрании финансиста Мориса Темплесмана, давнего знакомого покойной Жаклин Кеннеди Онассис.
«М-р Темплесман ненавидит прессу. Он не терпит видеть свое имя в газете», говорит Марио Бондиоли Осио, глава межминистерского комитета итальянского правительства по возвращению украденных и награбленных предметов искусства.
«Я обменивался с ним письмами в течение двух лет. Думаю, что мы находимся на заключительной стадии наших обсуждений. Он всегда очень учтивый, очень правильный, истинный джентльмен», говорит Бондиоли Осио, желая избежать суда с нью-йоркцем с хорошими связями…
«Его позиция — что эти изделия были импортированы юридически правильно и он не совсем убежден, что они — из Италии, и я предполагаю, что это понятно, так как он весьма много за них заплатил», говорит Бондиоли Осио.
Темплесман может быть не уверен относительно происхождения двух его мраморных скульптур, но профессионалы-археологи и итальянская полиция говорят, что им известно точное место, откуда они были взяты.
В конце
Головы Темплесмана называются акролифами, открытые части которых — голова, руки, ноги — сделаны из мрамора, в то время как вся остальная часть тела сделана из дерева, терракоты или какого-нибудь другого дешевого материала и задрапирована тканью.
«Мы нашли терракотовые части тела. Они находятся в нашем музее. Это доказывает вне всякого сомнения, что акролифы происходят с этого участка», заявляет Лорензо Гуззарди, руководитель старины района Энна, в который входит Моргантина.
Без сомнения, это воровство.
Малком Белл III, археолог из университета Вирджинии, бывший директором археологических раскопок участка в Моргантине начиная с 1980 года, не очень уверен, что головы принадлежат именно тем терракотовым туловищам, но говорит, что акролифы, несомненно, происходят из святилища Моргантины.
Белл, впервые начавший копать в Моргантине еще на практике в университете в 1968 г., выдвинул предположение относительно серебряного сервиза, продемонстрированного Музеем Метрополитен еще в 1984 г.
За несколько лет до этого до Белла дошли слухи, что грабители могил наткнулись на удивительную находку в Моргантине — тайник из серебряных вещей, в числе которых были чаши, ковши, питьевые кубки и миниатюрный алтарь. Примерно в то же самое время он видел копателя, работающего неподалеку от участка.
Когда Белл решил выяснить у копателя, что он делает, тот пожал плечами и сказал, что готовит площадку.
Когда Белл в 1987 г. увидел в Музее Метрополитен серебряный сервиз, то был уверен, что эта вещь — из Моргантины. То что он увидел, совпадало с описанием того, что, по слухам, было найдено кладоискателями.
Он написал запрос относительно происхождения серебра, но музей не смог ответить ничего определенного. Что он смог сообщить — это только то, что сервиз изготовлен где-то в южной Италии или восточной Сицилии в III в. до н. э.
Оказалось, что сервиз приобретен двумя партиями, в 1981 и 1982 гг. за
Хечт — человек с репутацией в мире антикваров. Он был обвинен полициями Италии и Турции в контрабанде. И хотя он никогда не осуждался, тем не менее был объявлен персоной нон-грата в обеих странах.
«Почти все, что продает Хечт, было недавно вырыто из земли», говорит Томас Ховинг, бывший директор Музея Метрополитен в интервью, данном два года назад. Ховинг подтвердил, что во время своего срока пребывания директором музея с 1967 по 1977 гг., он имел свою долю в сделках с Хечтом и ему подобными, но с момента отставки Ховинг стал откровенным критиком этих методов.
В 1993 году Белл запросил разрешение исследовать серебряный сервиз. В частности, он хотел исследовать надписи на серебре, надеясь найти ключи к его происхождению. Обычно музеи дают доступ к своим собраниям серьезным ученым, случай отказа — почти неслыханное дело, но в этом случае был получен отказ.
В это же время итальянская полиция проводила расследование связи мафии с незаконной торговлей стариной. В конечном итоге они арестовали 80-летнего Джузеппе Маскару, лидера моргантинских томбароли. В обмен на смягчение наказания, Маскара детально описал полиции серебряный сервиз и подробности его находки.
Имея эти данные, генерал Роберто Конфорти, командир карабинеров, ведущий расследование хищения предметов итальянского искусства, написал просьбу о возвращении серебряного сервиза. Музей отказался, заявив, что едва ли можно полагаться на показания осужденного грабителя.
Летом 1997 г. итальянские власти попросили Белла исследовать участок, который Маскара описывал как место находки сервиза — тот самый участок, на котором Белл видел копателя.
То, что нашел американец — возможно, лучшая иллюстрация того, почему музеи не должны заниматься скупкой награбленных древностей.
Белл сразу же раскопал древнегреческий дом и все признаки современного грабежа — окурки, обертки конфет и итальянскую монету 1978 года, подтверждающие показания Маскары о времени и месте грабежа.
Помимо этого, Белл нашел фрагменты терракотового алтаря, идентичные и дополняющие серебряные части метрополитеновского экземпляра.
Копая глубже, Белл дошел до пола, где обнаружил два отверстия. Это, очевидно, был тайник, где хозяин серебра спрятал свое сокровище. Наличие двух отверстий может объяснить причину того, почему Метрополитен приобрел сервиз двумя частями. В одном из отверстий Белл нашел монету, которую не заметили грабители.
«Эта монета была выпущена между 216 и 212 гг. до н. э. Это в точности совпадает со временем осады Моргантины в 211 г. до н. э.», сказал Белл.
Нападение римлян на город.
Нетрудно представить, как жители Моргантины в панике прятали свои ценности, когда римские легионы штурмовали городские стены.
«Это были дни бедствия, когда множество ценностей было зарыто в землю или спрятано в водоемах. Город был захвачен римлянами, а население продано в рабство», говорит Белл.
«Нам повезло, что мы нашли монету. Точность датировки клада просто удивительна. Это редкий случай», отметил он.
Когда грабители копают на участке, то перемешивают стратиграфические слои почвы, выбрасывают или уничтожают все виды полезной археологической информации и затем маскируют место, где нашли интересную вещь.
Археологи сравнивают это с вырыванием страниц из драгоценной книги. Отдельные страницы могут быть хороши, но смысл книги будет или неполным или совершенно утрачен.
Не так давно несколько музеев приняли принципиальный подход к приобретению древностей. Музей Гетти в Лос-Анджелесе часто приводится в качестве примера. В свое время один из наиболее активных скупщиков на рынке, Гетти теперь утверждает, что больше не будет покупать ничего с сомнительным происхождением.
Не было никаких официальных заявлений Музея Метрополитен, но представитель музея, Гарольд Холзер, сказал, что «климат и понимание изменились. Мы задаем теперь больше вопросов, чем 50 или даже 25 лет назад».
Метрополитен не принял решения о возвращении моргантинского серебра, но в прошлом году его позиция смягчилась и Беллу позволили исследовать части сервиза. Появилась дополнительная информация.
«Надписи на серебре неправильно читались музеем. Надпись указывает владельца, и мы знаем кое-что относительно него, так как его имя появляется в другом месте на участке», сказал Белл.
Имя владельца — Евполем (Eupolemos), и он, очевидно, жил в другом доме, неподалеку от дома, где спрятал свое сокровище. Его имя появляется в другом месте на этом участке — на свинцовой отливке, недавно найденной археологами.
Белл одобрительно отзывается о Метрополитене за изменение в подходе к делу, но другие настроены скептически.
«Я не вижу никаких изменений вообще. Метрополитен и некоторые другие музеи до сих пор пытаются защищать свою давнишнюю практику закупки недокументированных древностей», говорит Рик Элия (Rick Elia), археолог Бостонского университета и вице-президент Археологического Института Америки.
На слушании в Вашингтоне в прошлом году Элия представил изучение рынка по апулийским краснофигурным вазам, типу греческой вазы из Южной Италии и высоко ценимой коллекционерами, особенно американцами.
Согласно ему, из
Международный аукцион «Сотби», лидер по продажам апулийских ваз, делает на них примерно
«Понятно, что происходит. Это грабеж в огромном масштабе», говорит Элия.
Рена Мулопулос (Rena Moulopoulos), директор «Сотби», утверждает, что когда стоимость определенных предметов искусства возрастает, они начинают всплывать на поверхность из различных источников, включая легальные частные коллекции.
Американское правительство сочувствует жалобам Италии. Соединенные Штаты Америки, одна из главных стран, импортирующих произведения искусства, ратифицировали Соглашение ЮНЕСКО 1970 г. о культурной собственности, запрещающее торговлю крадеными экспонатами, и теоретически, законы США запрещают использование самых неблаговидных методов.
Американские сенаторы помогают дилерам.
Дилеры и музеи имеют сильного союзника в лице сенатора Дэниела Патрика Мойнихана, который при поддержке другого сенатора от демократов Нью-Йорка, Чарльза Шумера, представил в конце 1999 г. законопроект, позволяющий легко обходить Соглашение ЮНЕСКО.
Сообщество археологов возмущено. Дилеры утверждают, что это не их вина, что Италия не может защитить свои сокровища и говорят, что подвалы и склады итальянских музеев переполнены археологическими находками, которые вряд ли вообще когда-то увидят свет.
Эта критика, возможно, и была заслужена в прошлом, но в последнее время Италия серьезно модернизировала свои музеи и охрану археологических участков, причем охрана участков остается самой большой проблемой.
Археологические богатства Италии настолько огромны, что иногда кажется, что вся страна — сплошные раскопки. Существует по крайней мере 500 больших археологических участков и значительно больше — небольших. Каждый год открываются новые и новые.
Требуется несколько дивизий итальянской армии для охраны их всех.
«В прошлом году мы перехватили
«Я мог бы сказать, что удовлетворен своей работой. Но вся проблема в рынке, а рынок хочет эти ценности, и год от года все больше и больше», говорит он.
Археологи соглашаются с ним.