17.09.2009 г.
Discovery News
В новом портрете увидели Александра Сексуального

В ходе рас­ко­пок в Изра­и­ле обна­ру­жен дра­го­цен­ный камень, на кото­ром выгра­ви­ро­ван порт­рет Алек­сандра Вели­ко­го. Порт­рет изо­бра­жа­ет Алек­сандра моло­дым, с при­вле­ка­тель­ны­ми чер­та­ми лица (Уни­вер­си­тет Хай­фы).

Бес­при­мер­ный мини­а­тюр­ный порт­рет моло­до­го, реши­тель­но­го, сек­су­аль­но­го Алек­сандра Вели­ко­го обна­ру­жен в ходе рас­ко­пок в Изра­и­ле, — объ­яви­ли архео­ло­ги на этой неде­ле.

Воз­раст это­го малень­ко­го порт­ре­та, искус­но выре­зан­но­го на ярко-крас­ном дра­го­цен­ном камне, оце­ни­ва­ет­ся в 2300 лет; воз­мож­но, он дати­ру­ет­ся пери­о­дом после смер­ти македон­ско­го царя в 323 г. до н. э.

Дра­го­цен­ный камень дли­ной менее полу­дюй­ма был най­ден студен­том Вашинг­тон­ско­го уни­вер­си­те­та в руи­нах боль­шо­го обще­ст­вен­но­го зда­ния элли­ни­сти­че­ско­го пери­о­да в Тель-Доре, на архео­ло­ги­че­ском участ­ке, кото­рый неко­гда был круп­ней­шим пор­том сре­ди­зем­но­мор­ско­го побе­ре­жья Изра­и­ля.

Дерев­ня, рас­по­ло­жен­ная при­мер­но в 30 кило­мет­рах южнее Хай­фы, дей­ст­ви­тель­но была извест­на Алек­сан­дру Вели­ко­му, кото­рый про­шел через нее в 332 г. до н. э. по пути в Еги­пет. Жите­ли Дора без сопро­тив­ле­ния поко­ри­лись Алек­сан­дру, и город оста­вал­ся цен­тром гре­че­ской куль­ту­ры в Изра­и­ле в тече­ние при­мер­но двух сто­ле­тий, пока не был заво­е­ван иудей­ским царем Алек­сан­дром Янна­ем в 100 г. до н. э.

Гем­ма, неоспо­ри­мое свиде­тель­ство изыс­кан­но­го элли­ни­сти­че­ско­го искус­ства мини­а­тю­ры, изо­бра­жа­ет левый про­филь голо­вы с доволь­но сек­су­аль­ны­ми чер­та­ми: вью­щи­е­ся куд­ри, огром­ные, глу­бо­ко поса­жен­ные гла­за с при­сталь­ным взглядом, высо­кие бро­ви и пре­крас­но очер­чен­ная шея.

«Гра­вер изо­бра­зил Алек­сандра, не упу­стив ни одной чер­ты пра­ви­те­ля. Импе­ра­тор изо­бра­жен юным и могу­ще­ст­вен­ным, с силь­ным под­бо­род­ком, пря­мым носом и длин­ны­ми вью­щи­ми­ся воло­са­ми», — рас­ска­за­ла Discovery News Айе­лет Гиль­боа, пред­седа­тель депар­та­мен­та архео­ло­гии Изра­иль­ско­го уни­вер­си­те­та Хай­фы.

Отчет­ли­вые чер­ты лица в этой рабо­те поз­во­ли­ли иссле­до­ва­те­лям иден­ти­фи­ци­ро­вать изо­бра­жен­но­го как леген­дар­но­го заво­е­ва­те­ля и импе­ра­то­ра. Но это не все.

«Име­ет­ся диа­де­ма — белая лен­та, повя­зан­ная вокруг голо­вы, — кото­рая чет­ко опре­де­ля­ет порт­рет как элли­ни­сти­че­ско­го пра­ви­те­ля. Кро­ме того, в ниж­нем пра­вом углу, под ско­лом, мож­но увидеть следы луче­вой коро­ны», — ска­за­ла Джес­си­ка Нич­ке, про­фес­сор клас­си­че­ской архео­ло­гии Джордж­ста­ун­ско­го уни­вер­си­те­та в Вашинг­тоне, округ Колум­бия, кото­рая иден­ти­фи­ци­ро­ва­ла выгра­ви­ро­ван­ное изо­бра­же­ние как бюст Алек­сандра.

«Толь­ко изо­бра­же­ния Алек­сандра Вели­ко­го (ред­ко) и еги­пет­ских Пто­ле­ме­ев (гораздо чаще) встре­ча­ют­ся в луче­вых коро­нах. Одна­ко чер­ты лица наше­го экзем­пля­ра не соот­вет­ст­ву­ют мно­же­ству извест­ных изо­бра­же­ний еги­пет­ских царей из дина­стии Пто­ле­ме­ев», — ска­за­ла Нич­ке.

Дра­го­цен­ный камень, кото­рый, веро­ят­но, явля­ет­ся кар­не­о­лом, пер­во­на­чаль­но был встав­лен в золо­тое коль­цо и, навер­ное, пред­на­зна­чен для част­но­го вла­де­ния.

«Кар­не­ол — это раз­но­вид­ность кри­стал­ли­че­ско­го квар­ца, содер­жа­щая при­ме­си желе­за, кото­рая встре­ча­лась в антич­но­сти в пусты­нях Ара­вии и Егип­та. Этот камень в соче­та­нии с ико­но­гра­фи­ей пред­по­ла­га­ет, что дан­ный экзем­пляр, воз­мож­но, про­ис­хо­дит из Егип­та», — ска­за­ла Нич­ке.

По сло­вам Айе­лет Гиль­боа, руко­во­дя­щей рас­коп­ка­ми сов­мест­но с Ила­ном Шаро­ном из Иеру­са­лим­ско­го уни­вер­си­те­та, дан­ное откры­тие свиде­тель­ст­ву­ет о том, что не толь­ко выдаю­щи­е­ся пред­ста­ви­те­ли элли­ни­сти­че­ских дво­ров, но и мест­ные эли­ты в таких горо­дах, как Тель-Дор, на пери­фе­рии огром­ной импе­рии Алек­сандра, мог­ли поз­во­лить себе вла­деть пре­вос­ход­ны­ми пред­ме­та­ми искус­ства.

Хотя Алек­сандр исполь­зо­вал свой образ как орудие про­па­ган­ды, в резуль­та­те чего по всей его импе­рии было рас­про­стра­не­но мно­же­ство его порт­ре­тов, гем­мы с изо­бра­же­ни­ем македон­ско­го царя доволь­но ред­ки.

Наи­бо­лее извест­ный порт­рет Алек­сандра на дра­го­цен­ном камне — это гем­ма Ней­со­са, хра­ня­ща­я­ся ныне в Эрми­та­же в Санкт-Петер­бур­ге, Рос­сия, где македон­ский царь изо­бра­жен в пол­ный рост.

«Гем­ма из Дора име­ет столь же высо­кое каче­ство и, конеч­но, более деталь­ные чер­ты лица, так как на ней изо­бра­же­на толь­ко голо­ва», — ска­за­ла Нич­ке.

Более того, это один из немно­гих порт­ре­тов, обна­ру­жен­ных в ходе кон­тро­ли­ру­е­мых рас­ко­пок, в пра­виль­ном элли­ни­сти­че­ском кон­тек­сте.

«Он не про­сто появил­ся на рын­ке древ­но­стей или в аук­ци­он­ном доме, так что мы можем быть уве­ре­ны в его под­лин­но­сти», — ска­за­ла Нич­ке.

Рос­сел­ла Лорен­ци

© 2009 г. Discovery News.
© 2011 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА