Discovery News |
Беспримерный миниатюрный портрет молодого, решительного, сексуального Александра Великого обнаружен в ходе раскопок в Израиле, — объявили археологи на этой неделе.
Возраст этого маленького портрета, искусно вырезанного на ярко-красном драгоценном камне, оценивается в 2300 лет; возможно, он датируется периодом после смерти македонского царя в 323 г. до н. э.
Драгоценный камень длиной менее полудюйма был найден студентом Вашингтонского университета в руинах большого общественного здания эллинистического периода в Тель-Доре, на археологическом участке, который некогда был крупнейшим портом средиземноморского побережья Израиля.
Деревня, расположенная примерно в 30 километрах южнее Хайфы, действительно была известна Александру Великому, который прошел через нее в 332 г. до н. э. по пути в Египет. Жители Дора без сопротивления покорились Александру, и город оставался центром греческой культуры в Израиле в течение примерно двух столетий, пока не был завоеван иудейским царем Александром Яннаем в 100 г. до н. э.
Гемма, неоспоримое свидетельство изысканного эллинистического искусства миниатюры, изображает левый профиль головы с довольно сексуальными чертами: вьющиеся кудри, огромные, глубоко посаженные глаза с пристальным взглядом, высокие брови и прекрасно очерченная шея.
«Гравер изобразил Александра, не упустив ни одной черты правителя. Император изображен юным и могущественным, с сильным подбородком, прямым носом и длинными вьющимися волосами», — рассказала Discovery News Айелет Гильбоа, председатель департамента археологии Израильского университета Хайфы.
Отчетливые черты лица в этой работе позволили исследователям идентифицировать изображенного как легендарного завоевателя и императора. Но это не все.
«Имеется диадема — белая лента, повязанная вокруг головы, — которая четко определяет портрет как эллинистического правителя. Кроме того, в нижнем правом углу, под сколом, можно увидеть следы лучевой короны», — сказала Джессика Ничке, профессор классической археологии Джорджстаунского университета в Вашингтоне, округ Колумбия, которая идентифицировала выгравированное изображение как бюст Александра.
«Только изображения Александра Великого (редко) и египетских Птолемеев (гораздо чаще) встречаются в лучевых коронах. Однако черты лица нашего экземпляра не соответствуют множеству известных изображений египетских царей из династии Птолемеев», — сказала Ничке.
Драгоценный камень, который, вероятно, является карнеолом, первоначально был вставлен в золотое кольцо и, наверное, предназначен для частного владения.
«Карнеол — это разновидность кристаллического кварца, содержащая примеси железа, которая встречалась в античности в пустынях Аравии и Египта. Этот камень в сочетании с иконографией предполагает, что данный экземпляр, возможно, происходит из Египта», — сказала Ничке.
По словам Айелет Гильбоа, руководящей раскопками совместно с Иланом Шароном из Иерусалимского университета, данное открытие свидетельствует о том, что не только выдающиеся представители эллинистических дворов, но и местные элиты в таких городах, как Тель-Дор, на периферии огромной империи Александра, могли позволить себе владеть превосходными предметами искусства.
Хотя Александр использовал свой образ как орудие пропаганды, в результате чего по всей его империи было распространено множество его портретов, геммы с изображением македонского царя довольно редки.
Наиболее известный портрет Александра на драгоценном камне — это гемма Нейсоса, хранящаяся ныне в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Россия, где македонский царь изображен в полный рост.
«Гемма из Дора имеет столь же высокое качество и, конечно, более детальные черты лица, так как на ней изображена только голова», — сказала Ничке.
Более того, это один из немногих портретов, обнаруженных в ходе контролируемых раскопок, в правильном эллинистическом контексте.
«Он не просто появился на рынке древностей или в аукционном доме, так что мы можем быть уверены в его подлинности», — сказала Ничке.