Natinal Geographic News |
Древнегреческое судно, поднятое недавно у побережья южной Сицилии (Италия), является самым большим и прекрасно сохранившимся из когда-либо найденных кораблей этого типа, заявляют археологи.
Почти 21 метр в длину и 6,5 метров в ширину, это самое большое найденное судно, построенное способом, впервые описанном в «Илиаде» Гомера, которая предположительно была написана несколькими столетиями ранее.
Сначала был построен внешний корпус судна, а потом был добавлен внутренний каркас. Деревянные доски корпуса были сшиты канатами, для гидроизоляции использовались деготь и смола.
Карло Бельтраме (Carlo Beltrame), профессор морской археологии из Венецианского университета Ка-Фоскари, говорит, что судно, найденное около города Гелы — одна из самых важных находок в Средиземном море.
«Греческие шитые корабли были найдены в Италии, Франции, Испании и Турции. Остатки корабля из Гелы более современные и лучше сохранившиеся», — говорит Бельтраме.
Через 25 столетий
Итальянская береговая охрана помогла археологам вытащить судно на поверхность в прошлом месяце.
Плавучий кран поднял главную часть, 11-метровый фрагмент судна, и отбуксировал его до суши. Остатки были погружены в резервуар с пресной водой, чтобы удалить из дерева соль.
«Корабль был торговым парусным судном, по всей видимости, использовавшимся на коротких маршрутах вдоль побережья, часто заходившим в порт для погрузки и разгрузки», — говорит Розальба Панвини (Rosalba Panvini), руководитель сицилийского Департамента культурного наследия, ответственная за работы по подъему судна.
Найденные артефакты — включая двуручные кувшины, называемые амфорами, чаши, масляные лампы, керамику и фрагменты соломенных корзин — повествуют о подробностях странствования судна перед тем, как оно затонуло, говорит Панвини.
«Судно остановилось в Афинах, затем на полуострове Пелопоннес, — говорит Панвини. — Оно прошло мимо западного побережья Греции, пересекло пролив Отранто, затем вдоль побережья Италии и направилось на Сицилию».
Судно держало курс на Гелу, в то время бывшую греческой колонией. Примерно в 800 метрах от берега, сильный ветер, вероятно, накренил судно. Балласт разрушил корпус и судно затонуло, пролежав на морском илистом дне 25 столетий.
В 1988 г. два дайвера обнаружили его и сообщили о находке в Сицилийский департамент культурного наследия.
Потребовалось 20 лет, чтобы целиком поднять судно, которое теперь отправят в Портсмут (Великобритания) для реставрации, прежде чем вернуть его в Гелу. Власти надеются выставить восстановленное судно в новом морском музее, который пока еще не построен.
Шитое судно
Бельтраме, из Университета Ка-Фоскари, говорит, что судно — «представитель семейства архаичных греческих кораблей» — является важным недостающим звеном в развитии морского инженерного искусства.
«Оно демонстрирует смешение прошивки и соединения с помощью шипов — это другая техника, которая затем преобладала в судостроении», — говорит Бельтраме, указывая на соединения, в которых выступ одной части дерева вставлялся в паз другой.
Роберто Петриаджи (Roberto Petriaggi), из Итальянского центрального института реставрации, говорит, что греки не были единственным народом в этом регионе, который при постройке судов использовал метод прошивки.
«Технические знания быстро распространялись в Средиземноморском бассейне, — говорит он. — У нас есть находки, доказывающие, что египтяне и финикийцы с пунийцами также использовали этот метод».