The New York Times Company |
АРЛЬ, Франция. — Извлеченный из темных глубин Роны, под грудой сломанных автомобилей, гниющих шин и более чем 20-вековых залежей ила, бюст из белого мрамора был очень заметен.
«Боже мой, это Цезарь!» — вспоминает Люк Лонг (Luc Long) свой возглас после того, как его команда археологов и водолазов обнаружила статую в 2007 году.
У римлянина мало волос, наморщенный лоб, выступающий кадык и черты, которые господину Лонгу «кажутся вырезанными в человеческой плоти». Но господин Лонг не понимал тогда, что то, что он обнаружил, было «первым портретом Цезаря, изготовленным при жизни последнего». Бюст, который Министерство культуры Франции датирует от 46 г. до н. э., считается единственной известной сохранившейся прижизненной статуей Юлия Цезаря.
Историки утверждают, что прижизненные изображения Цезаря являются редкостью — обычно встречаются идеализированные портреты, изготовленные спустя два года после его убийства, в 44 г. до н. э. — так что внезапные известия о появлении бюста вызвали у некоторых вопросы к его аутентичности.
Кристиан Гудино (Christian Goudineau), французский историк, читающий лекции о Юлии Цезаре в престижном Коллеж де Франс в Париже, был застигнут врасплох, когда господин Лонг рассказал ему об открытии. «Я был изумлен», вспоминает он.
Некоторые коллеги, сказал он, считают, что Цезарь, обнаруженный в Роне, не похож на того Цезаря, которого обычно показывают, и что статуя, вероятнее, является портретом аристократа из Арля, города, основанного римлянами. Одна из скептиков, Мэри Берд (Mary Beard), профессор классических наук в Кембридже в своем блоге на «Times Online», объединенном с «The Times of London» указала: «Этот портретный стиль в Риме существовал веками. Нет никаких оснований считать, что он изготовлен в период 49—
После более чем двухлетней реставрации и идентификации, бюст теперь расположен на белой платформе в музее, как часть коллекции 700 предметов, найденных в Роне за последние 20 лет, которая выставлена в последнем месяце в Музее древностей Арля. «Le Monde» описывает выставку, названную «Цезарь. Рона как память», как «одну из самых продуманных и прекрасных выставок за последние 30 лет».
На выставке находится также редкая, изготовленная в третьем веке мраморная панель с богом Нептуном высотой в 1 м 80 см; барельеф неизвестного периода с Викторией, римской богиней победы, покрытой позолотой; и бронзовая статуя пленного варвара с руками, связанными за спиной, видимо, ожидающего своей участи.
Бюст, вероятно, был изготовлен в честь Цезаря как патрона Арля, города, который он использовал в качестве базы для войны против своего соперника Помпея за власть над римской империей.
Господин Гудино сказал, что, по его мнению, на бюсте то же самое лицо, что и лицо Цезаря на римских монетах; он отмел все аргументы тех, кто сомневается в идентичности бюста. «Какой аристократ из Арля стал бы заказывать собственный бюст, из лучшего, самого дорогого и редкого мрамора и перевозить его на корабле?», спрашивает он.
Господин Лонг написал 20-страничное эссе о происхождении бюста для каталога выставки. И он пригласил в Арль международных экспертов, чтобы изучить свою находку.
По мнению Клода Синтеса (Claude Sintes), директора музея Арля, находки Лонга могут в корне изменить понимание историками важности Арля, «сильно романизированного порта, где римляне хотели распространить свою власть», говорит он.
Фигура Ники, на которой сохранились оригинальные лаковое и золотое покрытия, украшала правительственное здание, тогда как бронзовая скульптура варвара, как считают, была частью статуи императора.
«Мы можем обнаружить, что Арль был намного больше, чем мы думали, и более силен экономически, чем мы могли представить», сказал господин Синтес, добавив, что слишком рано делать дальнейшие выводы.
Господин Гудино, историк, сообщил: «Арль был в два раза больше, чем мы думали».
Как и многие его коллеги, он говорит, что считает, что находки пролили свет на римское прошлое соседнего с Арлем Тринкветаля (Trinquetaille) на правом берегу Роны.
«Я был убежден, что на другом берегу реки что-то было», добавил он, цитируя Авсония, латинского поэта четвертого века нашей эры, который писал об Арле, как «двойном Арле».
Для опытного археолога и аквалангиста вроде господина Лонга, выросшего в Арле, Рона — это неожиданная сокровищница.
«Я работал в Ливии, Мальте и Габоне, — сказал он в интервью. — Но исключительные открытия я сделал практически возле своего дома».
Рона — это «темный мир», говорит он. «Там ничего не видно, сильное течение, много грязи, постоянное движение лодок и постоянные нападения карликовых сомиков», рыбы, обычно называемой крапчатым сомиком. Грязная вода вызывает много инфекций и болезней, включая воспаление уха.
Но Лонг также считает, что в Роне есть тайная сила. «Она сохраняет дерево, известняк и мрамор лучше любого моря», говорит он. Река также не имеет «абразивности морского песка и течение всегда идет в одном направлении».
В 1986 г. он нырял с другом, который взял его на глубину около 10 метров, к месту, богатому артефактами. В течение 20 лет в компании группы 20 студентов истории искусств и профессиональных аквалангистов он нырял несколько раз в день, вытащив сотни римских ваз и амфор. Он думал, что там больше нечего будет исследовать.
Но в конце 2007 г. произошла «чудесная находка», говорит он, «находка бюста и Нептуна».
Господин Синтес, директор музея, убежден, что Рона продолжит открывать чудеса. «Если следующей находкой станет Клеопатра, — сказал он, улыбаясь, — нам придется расширять музей».