Специальная археологическая выставка из Сицилии, представляющая три мраморных бюста из Пантеллерии.
Гаррисон Стрит Гэллери,
Три синтетические полимерные копии — великолепного качества, если рассмотреть оригиналы, — которые в течение месяца будут демонстрироваться здесь, на специальной выставке, совершенно самостоятельны и передают все подробности объекта, что характерно для копий и свойственно гипсовым слепкам. И, как случается в истории языка или музыки, небезжизненный повтор лингвистического понятия или музыкального мотива, — при условии, что это настоящая копия, а не сухая имитация, — является, конечно, чем-то иным, обладающим собственной независимостью и жизненной силой в отношении оригинальной работы (даже если формально это всего лишь повторение), обладающим собственной жизнью и, следовательно, собственной судьбой, хотя бы потому, что он — двойник.
Только если иметь в виду эти принципы, которые в искусстве в значительной степени перевешивают концепцию защиты и необходимости сохранять оригинальную работу, можно понять желание продемонстрировать в первые годы третьего тысячелетия, в рамках Итальянского фестиваля в Центре Сиэтла копии трех сицилийских мраморных голов с острова Коссира (Пантеллерия).
Эта совокупность символов и образов, повторенная в копиях, была хорошо известна в античности, особенно в Греции, в столицах эллинистических царств и в Риме. Делались копии письменных работ, которые разыскивались создаваемыми библиотеками, но также изготовлялись копии и предметов изобразительного искусства, в особенности скульптур и картин. Похвальный труд средневекового копирования и мощное гуманистическое научное течение передали западной культуре в целом и европейской в частности целый мир идей, открытий, работ, символов и изображений. Наконец, слепок не является чем-то эфемерным. И затем, в течение второй половины славного восемнадцатого века изучение греческих шедевров скульптуры везде основывалось на гипсовых копиях.
Если рассмотреть древнее прошлое, Рим был местом, где более, чем где-либо еще, была распространена торговля копиями, особенно копиями греческих работ, даже на личном и семейном уровне. Копии, а иногда реплики портретов предков, согласно строгим правилам, кодифицированным в ius imaginum, были нормой в знатных семьях: весь процесс копирования и использования масок и копий фамильных портретов хорошо засвидетельствован Плутархом.
Все это объясняет, почему, вероятно, имеется лишь один оригинальный современный (44 г. до
Несколько кратких замечаний об истории древней Коссиры (Пантеллерии) и обстоятельствах открытия.
Пантеллерия — это вулканический остров к юго-западу от Сицилии, ближе к африканскому побережью, чем к Сицилии. Он мог быть заселен со времен неолита, о чем свидетельствуют следы деревни и укреплений в округе Мурсия. В исторический период здесь присутствовали сначала финикийцы, а затем пунийцы; присутствие карфагенян несомненно продолжалось с четвертого по второй век до нашей эры. Псевдо-Скилакс сообщает, что Коссира была вратами в Лилибей уже в четвертом веке. Также и римляне, должно быть, часто посещали и укрепили Коссиру в течение первого века нашей эры, поскольку Плиний Старший (Nat. Hist., V, 7) определил ее «Cossura cum oppido».
Сегодня, однако, мы обладаем новыми данными, касающимися римского завоевания.
Но прежде, чем двинуться дальше, следует вспомнить первое исследование Паоло Орси (1889 г.) и последующие исследования Вергера (1966 г.) и Биси (1970 г.). Начиная с лета 2000 г. в главном центре древнего эллинистическо-римского острова Коссира проводились систематические археологические исследования, благодаря в первую очередь Университету Грейфсвальда, затем Университету Тюбингена, Исследовательскому университету Базиликаты и Главному управлению Трапани по культурным ценностям и окружающей среде, секция Археологии Трапани.
Недавние раскопки, видимо, показывают, что большая часть холма использовалась в основном для жилья. Ряды зданий, образованные террасированием склона холма изысканным покрытием из сигнийского раствора, принадлежат к периоду перепланировки города после римского завоевания. Среди монументальных структур, которые должны были находиться в этом месте, числится храм, датируемый II в. до
Помимо многочисленных фрагментов инкрустированного мрамора, которые были обнаружены, множество фрагментов мраморных скульптур и ныне знаменитые имперские портреты свидетельствуют, что холм часто посещали в императорское время. Также в двух цистернах в акрополе были обнаружены три интересные скульптуры, изображающие тех же личностей, что и портреты известных личностей в римской истории в период с I в. до
Бесспорный археологический контекст захоронения этих портретов — третья четверть I в.
Портрет Юлия Цезаря является образцом тускульского типа (Кастелло д’Алье, Турин), изготовленным для статуи немного меньше человеческого роста, возможно, в тоге. Мрамор паросский. Оригинал датируется 44—
Женская голова принадлежит важной персоне из династии Юлиев-Клавдиев, вероятно, Антонии Младшей, матери императора Клавдия и бабке Калигулы. Черты лица можно связать с типом портретной идентификации, исследования которой до сих пор остаются противоречивыми. Другие возможные идентификации — Мессалина, третья жена Клавдия, и Друзилла, сестра Калигулы. Но здесь мы в мире гипотез. Однако еще больше вероятность того, что прекрасный портрет римской матроны представляет Агриппину Старшую. На голове типичная прическа Антонии Младшей, прекрасной матери Клавдия. Если исследовать монеты и другие известные портреты, то смело можно датировать бюст из Пантеллерии, который является посмертным, временем после 37 г.
Третий портрет, изображающий императора Тита, сына Веспасиана, можно отнести — используя типологическую классификацию Фитчена (Fittschen) — ко второму типу. Этот тип включает немногие наиболее известные и самые удачные портреты наследника и был создан после иудейского триумфа в 71 г.
Три портрета — это лишь самые представительные элементы из множества престижных находок, обнаруженных в акрополе Коссиры, которые свидетельствуют о жизнестойкости поселения в римскую эпоху. Между I и II веками
Символическую культуру римского века на Сицилии и малых островах можно охарактеризовать и классифицировать на основании исторических эпох. Некоторые периоды скудно засвидетельствованы на острове, тогда как там имеется множество разнообразных предметов эпохи Юлиев-Клавдиев и времен поздней империи. Крайняя нехватка сведений о происхождении и предназначении передвижных предметов искусства, и особенно работ из мрамора, практически во всех случаях; невозможность отнесения материалов к государственным или частным зданиям, что обосновало бы их создание и местонахождение; негативные свидетельства римских мраморных мастерских, работавших на Сицилии и малых островах; доказанный недостаток необработанного материала и острая нехватка специализированных каменоломен — все серьезные причины, препятствующие обширным и всесторонним критическим исследованиям. Таким образом, и то с некоторым трудом, исследования могут затрагивать только иконографические и стилистические проблемы и, с еще большим риском, историко-художественные проблемы, в попытке набросать краткую характеристику.
Это действительно неожиданная удача, что на Пантеллерии были найдены три портрета — Цезаря, Агриппины Старшей (или Антонии Младшей) и Тита; поскольку, оставляя в стороне Агриппину, как было показано, для этих двух хронологических периодов, другие сицилийские портреты Цезаря являются сомнительными, и ни одного портрета Тита на Сицилии нет.
Вероятно, следует исключить возможность того, что остров Пантеллерию, древнюю Коссиру, можно идентифицировать как «место императорской власти», например, центр императорского культа или месторасположение государственных зданий, в которых могли быть изображения этих и других правителей; здесь, действительно, Цезарь был бы не к месту, если это был центр императорского культа. Его можно лишь сравнить с комплексами статуй Юлиев-Клавдиев в Чентурипе, Черветери, Лептис-Магне и, до некоторой степени, с Сабратой, где к югу от Судебной Базилики Джудициария имеется настоящая «зала императорского культа». Надеюсь, что будущие открытия на Пантеллерии меня опровергнут. Тем временем, на сегодняшний день, три мраморных портрета, обнаруженные в двух разных цистернах, как мне кажется, отделены от своего первоначального исторического контекста: так как оба места, где они были обнаружены, не могут соответствовать ни первоначальному предназначению, ни последующему, вторичному размещению; цистерны, скорее, были выбраны в качестве временного хранилища, куда предметы, к тому времени лишенные какого-либо значения или исходной ценности, были помещены на некоторое время с тем, чтобы позднее, в подходящий момент, извлечь их — чего так никогда и не случилось. Теперь можно только надеяться, что будущие находки решат загадку трех голов, сохраненных в цистернах Коссиры.