20.09.2003 г.
Спустя 2000 лет обнаружен превосходный портрет Цезаря.


Порт­рет Юлия Цеза­ря обна­ру­жен спу­стя 2000 лет. Вели­ко­леп­но сохра­нив­ший­ся бюст из бело­го мра­мо­ра, най­ден­ный на вул­ка­ни­че­ском сре­ди­зем­но­мор­ском ост­ров­ке, опи­сан как пред­став­ля­ю­щий импе­ра­то­ра в новом све­те.

Архео­ло­ги сооб­ща­ют, что это самый непо­вреж­ден­ный порт­рет сре­ди пяти дру­гих совре­мен­ных ему бюстов Цеза­ря, о суще­ст­во­ва­нии кото­рых извест­но.
Томас Шефер (Thomas Schaefer), про­фес­сор архео­ло­гии в Гер­ман­ском Тюбин­ген­ском Уни­вер­си­те­те, руко­во­див­ший рас­коп­ка­ми, заявил: «Он в пре­вос­ход­ном состо­я­нии и про­ли­ва­ет новый свет на самую извест­ную лич­ность Древ­не­го Рима».



Бюст был обна­ру­жен студен­та­ми-архео­ло­га­ми на дне цистер­ны, зары­той в ска­лу на ост­ро­ве Пан­тел­ле­рия, рас­по­ло­жен­ном меж­ду Сици­ли­ей и севе­ро­аф­ри­кан­ским побе­ре­жьем и более извест­ным в каче­стве излюб­лен­но­го места таких звезд XXI века, как Мадон­на, Джу­лия Робертс и Стинг.

Уче­ные сооб­ща­ют, что Цеза­ря почи­та­ли на ост­ро­ве, извест­ном в рим­ские вре­ме­на как Кос­си­ра, так как он даро­вал его жите­лям рим­ское граж­дан­ство. Они счи­та­ют, что позд­нее, когда импе­ра­тор Нерон начал уни­что­жать сим­во­лы про­шло­го, кото­рые угро­жа­ли затмить его соб­ст­вен­ную сла­ву, кто-то мог спря­тать бюст в самое надеж­ное место, какое смог най­ти. Вме­сте с ним нахо­дил­ся бюст неиз­вест­ной жен­щи­ны.

Пять извест­ных мра­мор­ных порт­ре­тов Цеза­ря хра­нят­ся в Вобурн­ском аббат­стве, Вати­кане, Турин­ском архео­ло­ги­че­ском музее, Бер­лин­ском музее и част­ной кол­лек­ции во Фло­рен­ции.

Про­фес­сор Шефер гово­рит, что не было «совер­шен­но ника­ких сомне­ний в том, что это сам Юлий Цезарь. Мы срав­ни­ли бюст с несколь­ки­ми дру­ги­ми сохра­нив­ши­ми­ся бюста­ми Цеза­ря, и чер­ты лица те же самые». По его сло­вам он счи­та­ет, что неиз­вест­ной жен­щи­ной может быть Анто­ния Млад­шая, мать импе­ра­то­ра Клав­дия.

Про­фес­сор Энд­рю Уол­лес-Хэй­дрилл (Andrew Wallace-Hadrill), дирек­тор Бри­тан­ской шко­лы в Риме и веду­щий уче­ный в обла­сти клас­си­че­ских наук, заме­тил, что так как извест­на «лишь горст­ка» аутен­тич­ных порт­ре­тов Цеза­ря, эта наход­ка явля­ет­ся исклю­чи­тель­ной.



Себастья­но Туза (Sebastiano Tusa), дирек­тор архео­ло­гии в Тра­па­ни (Сици­лия), ответ­ст­вен­ный за рас­коп­ки на ост­ро­ве, заявил, что бюст явля­ет­ся «реа­ли­стич­ным порт­ре­том искус­но­го скуль­п­то­ра», изо­бра­жаю­щим «как в дей­ст­ви­тель­но­сти выглядел Цезарь». На нем пока­за­на власть Цеза­ря, но так­же и напря­же­ние и посто­ян­ная работа его роли в исто­рии.

«Склад­ки на лбу Цеза­ря и печаль­ное выра­же­ние лица, воз­мож­но, поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что он подо­зре­вал не толь­ко то, что погибнет, но и что вся эпо­ха под­хо­дит к кон­цу», сооб­щил про­фес­сор Туза жур­на­лу “Italy’s Panorama”. Лицо неиз­вест­ной жен­щи­ны с его точ­ки зре­ния было, напро­тив, более без­мя­теж­ным.

Юлий Гай Цезарь при­шел к вла­сти в 60 г. до н. э. в рим­ской рес­пуб­ли­ке как один из чле­нов три­ум­ви­ра­та с Пом­пе­ем и Крас­сом, ста­но­вясь самым извест­ным рим­ским пол­ко­вод­цем бла­го­да­ря кам­па­ни­ям в Гал­лии. Когда сенат, опа­сав­ший­ся его амби­ций, при­ка­зал ему рас­пу­стить вой­ска, он совер­шил зна­ме­ни­тый пере­ход через Руби­кон и напра­вил­ся к Риму, начав четы­рех­лет­нюю граж­дан­скую вой­ну, из кото­рой он вышел победи­те­лем в каче­стве дик­та­то­ра. Он был убит в 44 г. до н. э.

Два бюста были сфото­гра­фи­ро­ва­ны Фаб­ри­цио Ферри (Fabrizio Ferri), мод­ным фото­гра­фом, име­ю­щим вил­лу на Пан­тел­ле­рии и более извест­ным сво­и­ми сним­ка­ми зна­ме­ни­то­стей. Бюсты будут демон­стри­ро­вать­ся на ост­ро­ве и мест­ные вла­сти наде­ют­ся суметь пока­зать, что Пан­тел­ле­рия при­вле­ка­тель­на чем-то бо́льшим, чем солн­це и море. Репу­та­ция ост­ро­ва как убе­жи­ща зна­ме­ни­то­стей зате­ни­ла, что он так­же явля­ет­ся «ост­ро­вом спря­тан­ных сокро­вищ и древ­но­стей», гово­рит про­фес­сор Туза.


От Ричар­да Оуэна в Риме.

© 2003 Times Newspapers Ltd.
http://www.timesonline.co.uk/tol/news/world/article1161145.ece
© 2010 Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА