27.04.1999 г.
Хорватский Апоксиомен.


После семи лет про­веде­ния чрез­вы­чай­но доро­гих опе­ра­ций по охране и рестав­ра­ции, мы с удо­воль­ст­ви­ем пред­став­ля­ем Вам отре­ста­ври­ро­ван­ную антич­ную ста­тую Апок­сио­ме­на, извест­ную пуб­ли­ке с 1999 г., когда ее под­ня­ли с мор­ско­го дна у ост­ров­ка Веле Оржул воз­ле Лошинь в Хор­ва­тии.


Хор­ват­ский Апок­сио­мен


Обна­ру­же­ние ста­туи и под­вод­ные архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния

Антич­ная брон­зо­вая ста­туя Апок­сио­ме­на, фигу­ра юно­го атле­та (высота 192 см.) была обна­ру­же­на в 1996 г. бель­гий­ским тури­стом, месье Рене Вутер­сом, под водой у ост­ров­ка Веле Оржул воз­ле Лошинь в Хор­ва­тии. Ста­туя лежа­ла на пес­ча­ном дне, меж­ду дву­мя кам­ня­ми на глу­бине при­мер­но в 45 м.


В 1998 г. об этой наход­ке несмет­ной цен­но­сти было сооб­ще­но Мини­стер­ству куль­ту­ры Хор­ва­тии. Мини­стер­ство куль­ту­ры при­ня­ло на себя руко­вод­ство про­ек­том, кото­рый пред­у­смат­ри­вал систе­ма­ти­че­ские под­вод­ные архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния, подъ­ем ста­туи, а так­же ее охра­ну — рестав­ра­цию. Но до нача­ла иссле­до­ва­ний вес­ной 1999 г. министр куль­ту­ры Хор­ва­тии Бозо Бис­ку­пик из сооб­ра­же­ний без­опас­но­сти при­нял реше­ние, что ста­тую сле­ду­ет под­нять немед­лен­но, чтобы пред­от­вра­тить на участ­ке неза­кон­ные ныря­ния.

В опе­ра­ции подъ­ема участ­во­ва­ли экс­пер­ты Мини­стер­ства Куль­ту­ры и Архео­ло­ги­че­ско­го Музея в Зада­ре, так же как, и Осо­бая Поли­ция и про­фес­сио­наль­ные водо­ла­зы.

Нако­нец, ста­тую под­ня­ли на поверх­ность 27 апре­ля 1999 г. и в июне это­го года на участ­ке про­во­ди­лись обшир­ные под­вод­ные иссле­до­ва­ния в поис­ках дру­гих цен­ных нахо­док, кото­рые мог­ли там нахо­дить­ся.

Сра­зу после под­ня­тия ста­туи груп­па экс­пер­тов иссле­до­ва­ла ее, и было сде­ла­но гам­ма­гра­фи­че­ское изо­бра­же­ние, чтобы обес­пе­чить более хоро­шую кар­ти­ну сохран­но­сти ста­туи.

Пере­д­няя часть ста­туи была пол­но­стью покры­та тол­стым сло­ем нале­та (отло­же­ния каль­ция орга­ни­че­ско­го про­ис­хож­де­ния), кото­рые защи­ти­ли брон­зо­вую струк­ту­ру и ори­ги­наль­ную пати­ну от раз­ру­шаю­ще­го эффек­та мор­ских элек­тро­хи­ми­че­ских про­цес­сов. Но зад­няя часть ста­туи, лежав­шая в пес­ке, была повреж­де­на более серь­ез­но. Еще во вре­мя нахож­де­ния в море, соеди­не­ние меж­ду голо­вой и шеей пол­но­стью раз­ру­ши­лось, и соот­вет­ст­вен­но голо­ва отде­ли­лась от тела; на левом пле­че, а так­же на пере­д­ней и зад­ней сто­ро­нах верх­ней части пра­вой ноги были заме­че­ны тре­щи­ны. На левой руке отсут­ст­во­вал мизи­нец, а так­же, к сожа­ле­нию, не уда­лось най­ти встав­ки, кото­рые долж­ны были быть в глаз­ни­цах.


Работы по сохра­не­нию и рестав­ра­ции, и иссле­до­ва­ния


С само­го нача­ла к уча­стию в про­ек­те был при­вле­чен Хор­ват­ский инсти­тут сохра­не­ния (Hrvatski restauratorski zavod), кото­рый постро­ил меха­низм, исполь­зо­вав­ший­ся при подъ­еме ста­туи, ее пере­воз­ке и про­мыв­ке, и далее во вре­мя систе­ма­ти­че­ских работ по сохра­не­нию и рестав­ра­ции до тех пор пока ста­туя, нако­нец, не была при­веде­на в состо­я­ние, год­ное для демон­стра­ции.

Пер­вой про­цеду­рой по кон­сер­ва­ции сле­до­ва­ло про­ве­сти очист­ку, с целью затор­мо­зить, а затем оста­но­вить про­цес­сы корро­зии, про­ис­хо­дя­щие в резуль­та­те нали­чия рас­т­во­рен­ных солей.

Для про­веде­ния опе­ра­ций по кон­сер­ва­ции и рестав­ра­ций была избра­на коман­да из двух чело­век: Джу­ли­а­но Тор­ди, италь­ян­ский рестав­ра­тор, кото­рый руко­во­дил кон­сер­ва­ци­он­ны­ми и рестав­ра­ци­он­ны­ми работа­ми и Анто­нио Сер­бе­тик, спе­ци­а­лист-рестав­ра­тор и руко­во­ди­тель лабо­ра­то­рии метал­лов в Хор­ват­ском инсти­ту­те сохра­не­ния.

За работа­ми следи­ла комис­сия экс­пер­тов, состо­я­щая из ака­де­ми­ка Нена­да Кам­би, ака­де­ми­ка Иго­ря Фис­ко­ви­ча, док­то­ра Марио Юри­зи­ка, про­фес­со­ра Анте Рен­ди­ка Мио­це­ви­ча и пред­седа­те­ля, Мили­жен­ко Доми­жа­на, кото­рый так­же коор­ди­ни­ро­вал работы как глав­ный хра­ни­тель Мини­стер­ства Куль­ту­ры.

Уда­ле­ние тол­сто­го слоя кор­ки — дли­тель­ная и кро­пот­ли­вая работа, кото­рая была про­де­ла­на исклю­чи­тель­но меха­ни­че­ски с исполь­зо­ва­ни­ем точ­ней­ших средств и инстру­мен­тов, так как цель была сохра­нить ори­ги­наль­ную пати­ну там, где она еще оста­ва­лась. При уда­ле­нии кор­ки не исполь­зо­ва­лись хими­че­ские пре­па­ра­ты.

Затем начал­ся этап соеди­не­ния наи­бо­лее серь­ез­ных тре­щин и про­ло­мов; это было сде­ла­но при помо­щи ара­ме­тал­ла или арал­де­и­то­вой смо­лы с допол­ни­тель­ным укреп­ле­ни­ем в виде мед­ных под­по­рок в обла­сти пра­вой ноги. Про­цеду­ра пол­но­стью обра­ти­ма и рекон­струи­ро­ван­ные участ­ки слег­ка углуб­ле­ны, так что резуль­тат работы раз­ли­чим с близ­ко­го рас­сто­я­ния.

Исклю­чи­тель­но инте­рес­ную наход­ку пред­став­ля­ет собой малень­кая ори­ги­наль­ная брон­зо­вая база, кото­рая, веро­ят­но, отло­ми­лась, когда ста­туя упа­ла в море. Обна­ру­жен­ные части, в том чис­ле фун­да­мент базы и четы­ре боко­вые сто­ро­ны с орна­мен­том в виде квад­ра­та и сва­сти­ки, так­же были укреп­ле­ны мед­ны­ми под­пор­ка­ми и ара­ме­тал­лом.

В насто­я­щий момент ста­туя не мог­ла бы сто­ять без спе­ци­аль­ной внут­рен­ней под­дер­жи­ваю­щей кон­струк­ции, кото­рая была уста­нов­ле­на. Она несет всю тяжесть ста­туи, пере­ме­щая ее с пра­вой ноги, кото­рая выстав­ле­на впе­ред, на при­мер­но два­дцать участ­ков, рас­по­ло­жен­ных на голо­ве, пле­чах, руках, тор­се, бед­рах и нако­нец, на анти­сей­сми­че­ской базе.

Во вре­мя кон­сер­ва­ци­он­ных и рестав­ра­ци­он­ных работ, про­во­ди­лись иссле­до­ва­ния брон­зо­во­го спла­ва из кото­ро­го изготов­ле­на ста­туя, корро­зии изде­лий, спла­ва, исполь­зо­ван­но­го для соеди­не­ния отдель­ных частей ста­туи и мате­ри­а­ла, обна­ру­жен­но­го внут­ри ста­туи.

Ста­туя состо­ит из семи отдель­но изготов­лен­ных частей (ног, рук, тор­са, голо­вы и гени­та­лий) и базы. Она была изготов­ле­на кос­вен­ным мето­дом литья по выплав­ля­е­мой моде­ли, следы литья и про­цес­сов соеди­не­ния очень лег­ко вид­ны внут­ри тела. Но древ­ние литей­щи­ки стал­ки­ва­лись с опре­де­лен­ным коли­че­ст­вом труд­но­стей при выплав­ке сво­ей ста­туи, и затем им при­шлось про­ве­сти исправ­ле­ния, накла­ды­вая сот­ни малень­ких запла­ток, чтобы спря­тать дефек­ты.


Боль­шая часть ана­ли­зов про­во­ди­лась в науч­ной лабо­ра­то­рии Опфи­цио дел­ле Пьет­ре Дюре во Фло­рен­ции. Хор­ват­ская часть иссле­до­ва­ний про­во­ди­лась в науч­ной лабо­ра­то­рии Хор­ват­ско­го инсти­ту­та сохра­не­ния в сотруд­ни­че­стве с инсти­ту­том экс­пе­ри­мен­таль­ной физи­ки Инсти­ту­та Руд­же­ра Вос­ко­ви­ча и экс­пер­та­ми из Инсти­ту­та мине­ра­ло­гии и пет­ро­гра­фии Гео­ло­ги­че­ской кафед­ры науч­но­го факуль­те­та Уни­вер­си­те­та Загре­ба.

Экс­пер­ты Музея циви­ли­за­ции (Комо, Ита­лия) и Бота­ни­че­ско­го Инсти­ту­та науч­но­го факуль­те­та уни­вер­си­те­та Загре­ба про­во­ди­ли иссле­до­ва­ния орга­ни­че­ских мате­ри­а­лов, бла­го­да­ря кото­рым в ста­туе жили некие мел­кие гры­зу­ны, кото­рые постро­и­ли внут­ри ста­туи гнездо. Образ­цы этих мате­ри­а­лов дати­ру­ют­ся меж­ду I в. до н. э. и II в. н. э. (20 г. до н. э. — 110 г. н. э.). Это важ­ная часть инфор­ма­ция, так как она сооб­ща­ет, что в это вре­мя ста­туя уже была сде­ла­на, веро­ят­но, была повреж­де­на и лежа­ла где-то плаш­мя на зем­ле и, конеч­но, еще не уто­ну­ла в море.


Бла­го­да­ря этим тща­тель­ным кон­сер­ва­ци­он­ным и рестав­ра­ци­он­ным работам, истин­ная кра­сота ста­туи, кото­рая была спря­та­на под тол­стой кор­кой насло­е­ний, нако­нец, была про­де­мон­стри­ро­ва­на и было опре­де­ле­но, что ста­туя из Веле Оржу­ле отно­сит­ся к хоро­шо извест­но­му типу ста­туй атле­тов.


Апок­сио­мен


Атле­ты в антич­ной Гре­ции сорев­но­ва­лись обна­жен­ны­ми и нати­ра­ние тела мас­лом было одним из глав­ных риту­а­лов под­готов­ки к состя­за­нию или упраж­не­нию. После упраж­не­ний или сорев­но­ва­ний перед тем, как помыть­ся, атле­ты соскре­ба­ли с кожи слой мас­ла, пес­ка и чисти­ли тела щет­кой (греч. stlengis, лат. strigilus).

Как толь­ко сосуды для мас­ла (греч. aryballos) и щет­ка ста­ли сим­во­ли­че­ским обо­рудо­ва­ни­ем атле­та, тогда же про­цеду­ра очи­ще­ния тела (греч. apoxyesis) транс­фор­ми­ро­ва­лась в попу­ляр­ное и люби­мое изо­бра­же­ние атле­та в гре­че­ском искус­стве — в роли Апок­сио­ме­на, того, кто скре­бет.

Хор­ват­ский апок­сио­мен, таким обра­зом, это атлет, кото­рый толь­ко что закон­чил свою схват­ку или упраж­не­ния и пока­зан в тот момент рас­слаб­лен­но­сти, когда он пол­но­стью сосре­дото­чен на очи­ще­нии сво­его тела. Воз­мож­но, это изо­бра­же­ние победи­те­ля, или общая пер­со­ни­фи­ка­ция «атле­та».


Нако­нец, сто­ит упо­мя­нуть тот факт, что извест­ны целых восемь вер­сий нашей ста­туи, самые зна­ме­ни­тые из кото­рых брон­зо­вая ста­туя из Эфе­са, кото­рая теперь нахо­дит­ся в Вене, мра­мор­ная ста­туя из Фло­рен­ции, базаль­то­вый торс в зам­ке Ган­доль­фо и брон­зо­вая голо­ва в Форт Уэр­те, США.

Но из всех этих извест­ных копий и вер­сий хор­ват­ский Апок­сио­мен выде­ля­ет­ся сво­ей пол­нотой и каче­ст­вом.


Ака­де­мик Ненад Кам­би из Спли­та и про­фес­сор Вин­чен­цо Сала­ди­но из Фло­рен­ции при­ня­ли уча­стие в этом про­ек­те состав­ле­ни­ем архео­ло­ги­че­ско­го и исто­ри­че­ско­го обзо­ра по ста­туе.

Ака­де­мик Кам­би дати­ру­ет этот тип ста­туи при­мер­но середи­ной IV в. до н. э. и дела­ет вывод, что ста­туя с мор­ско­го дна Веле Оржу­ле боль­ше похо­жа на элли­ни­сти­че­скую копию I — II вв. до н. э.

Про­фес­сор Сала­ди­но при­дер­жи­ва­ет­ся мне­ния, что прото­тип атле­та типа Веле Оржу­ле-Эфес мож­но дати­ро­вать пери­о­дом элли­низ­ма, при­мер­но 300 г. до н. э. и что его рас­про­стра­не­ние путем изготов­ле­ния копий, нача­лось в I в. до н. э. Это была самая прав­до­по­доб­ная дата изготов­ле­ния скульп­ту­ры, обна­ру­жен­ной в Веле Оржу­ле в кана­ле Лосинж, часто посе­щае­мом пути, веду­щем к север­ной части Адри­а­ти­че­ско­го моря, в Ист­рию и Ита­лию.


На осно­ва­нии резуль­та­тов иссле­до­ва­ний, про­веден­ных к насто­я­ще­му момен­ту, мож­но пред­по­ло­жить, что ста­туя была частью гру­за како­го-то рим­ско­го кораб­ля. Непо­сред­ст­вен­но на месте наход­ки сле­дов кораб­ле­кру­ше­ния нет и долж­но быть, имен­но в этом месте корабль попы­тал­ся спа­стись от ярост­но­го поры­ва севе­ро-восточ­но­го вет­ра и бро­сил якорь. Воз­мож­но, что удер­жи­ваю­щие верев­ки порва­лись и поз­во­ли­ли ста­туе выпасть за борт, воз­мож­но даже, что ее созна­тель­но выбро­си­ли за борт в отча­ян­ной попыт­ке облег­чить суд­но.


Этот боль­шой про­ект, длив­ший­ся с момен­та обна­ру­же­ния наход­ки до окон­ча­тель­ной демон­стра­ции вос­ста­нов­лен­ной ста­туи, успеш­но доведен до кон­ца. Вели­ко­леп­ный памят­ник куль­ту­ры досту­пен для обо­зре­ния пуб­ли­ки и заин­те­ре­со­ван­ных экс­пер­тов, кото­рые хотят про­во­дить его даль­ней­шие иссле­до­ва­ния, обсуж­дать и делать выво­ды о его сти­ле, о дате изготов­ле­ния, о масте­ре, тех­но­ло­гии литья и исто­ри­че­ском и куль­тур­ном кон­тек­сте его про­ис­хож­де­ния.

Кон­такт­ное лицо:

Iskra Karnis

Hrvatski restauratorski zavod (Хор­ват­ский инсти­тут сохра­не­ния)

Nike Grskovica 23, HR — 10000 Zagreb

Tel. +385 /0/14684599 — 214

Fax. +385 /0/14683289

e-mail: ikarnis@h-r-z.hr










Хор­ват­ский Апок­сио­мен.
http://ancientrome.ru/archaeol/article.htm?a=826






© The Croatian Conservation Institute
http://www.h-r-z.hr/index_en.asp?news=290

фото (9-12): фото (9-12): http://www.siprep.org/faculty/mmccarty/documents/Bronzestatues.ppt

фото (13): http://www.romancoins.info/Sculptures5.html

http://www.flickr.com/search/?q=Croatian%20Apoxyomenos&w=all

© 2011 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
https://stend-m.ru/product/napolnyj-stend-48h80-sm/
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА