Archaeology.org |
13 сентября 1995 г. в Женеве швейцарская полиция ворвалась на четыре таможенных склада временного хранения, захватив большое количество предметов искусства, предположительно ввезенных контрабандой из Италии. Они были оформлены на швейцарскую компанию «Editions Services», которую полиция связывает с римлянином Джакомо Медичи (Giacomo Medici). В январе 1997 г. карабинеры, национальная полиция Италии, арестовали Медичи, которого они описали как «настоящего тайного руководителя многих из незаконных (итальянских) потоков археологических объектов». Медичи утверждает, что приобретал все экспонаты законно и что он не монстр, каковым его изображают. Он также утверждает, что обыск производился без его участия и без участия представителя «Edition Service», и что полиция не нашла документы, теперь исчезнувшие, которые могли бы доказать законность приобретения экспонатов. Полагают, что он был освобожден для проведения собственного расследования и до настоящего времени ни в чем не был обвинен.
По словам карабинеров, национальной полиции Италии, склады содержали 10.000 экспонатов на сумму 50 миллиардов лир (около $35 млн) — это одна из самых крупных конфискаций предметов античного искусства за все время. Медичи оспаривает эти цифры, утверждая, что на складах было от 200 до 300 экспонатов, стоимостью гораздо меньше $35 млн. Фотографии части изъятых вещей, однако, показывают, по крайней мере, 500 предметов и Медичи говорит, что «на фотографиях изображены не все предметы, находившиеся внутри помещения».
В прошлом году сообщение о конфискации и аресте Медичи, наряду с тремя фотографиями захваченных предметов, появилось в книге: Peter Watson, «Sotheby’s: The Inside Story» (New York, Random House, 1997). Джон Дж. Херрманн-младший, хранитель классического искусства в Бостонском Музее Искусств, опознал две каменные капители колонн на одном из изображений как украденные из Дома Рыбы в Остии, порту древнего Рима. Херрманн обратился к археологическому руководителю Остии, и тот заявляет, что капители сейчас возвращены на свое место.
Как капители могли оказаться на складе — неизвестно, но сравнение фотографий с каталогами Сотби, присланными нам читателями, показывает, что часть других предметов поступила с аукционов Нью-Йорка и Лондона. Беотийская статуэтка и минойский кувшин были проданы в 1990 г. на аукционе древностей из коллекции Эрленмейера, Фонд защиты животных; согласно каталогу, эти два изделия были опубликованы в «Orientalia» в начале
Три экземпляра аттической глиняной посуды — чернофигурный килик, краснофигурный килик и краснофигурная гидрия — были проданы в 1990 г. на аукционе древностей из коллекций техасских нефтяных магнатов Нельсона и Уильяма Хантов. Согласно каталогу, два предмета были куплены в галерее Summa в Лос-Анджелесе в 1981 г., третий выставлялся годом раньше в музее Гетти. Бронзовый грифон и два фрагмента египетского рельефа были проданы на аукционе 1991 г. Фредерик Шульц, президент Национальной Ассоциации торговцев предметами античного, восточного и первобытного искусства, утверждает, что многие из других экспонатов были также приобретены на аукционах.
Ни одна из этих родословных, однако, не позволяет понять, откуда в конечном счете происходят предметы и законно ли они были найдены и экспортированы. Как сообщает агентство «Рейтер», в октябре 1996 швейцарский судья Jean-Pierre Trembley, расследующий это дело, принял решение о возвращении экспонатов Италии. Они были занесены в каталог членами Археологического Управления Южной Этрурии, но в следующем месяце Женевский суд отменил решение Trembley, постановив, что происхождение артефактов следует доказать, прежде чем их можно будет возвратить. Италия подала апелляцию в Федеральный суд Швейцарии, который будет слушать это дело.
Медичи утверждает, что «большинство из этих предметов не могло быть найдено на итальянских археологических участках». Археологи, исследовавшие фотографии, опубликованные в «Archaeology», говорят, что представленные предметы были изготовлены на широком пространстве всего Средиземноморья, включая Грецию (фото 2, 8, 10, 20, 22, 24, 26, 50, 55, 63, 64, 67) и Кипр (54), так же, как Британию и Северную Европу (59). К этому списку Шульц добавляет Египет (32 и 51) древнее царство Урарту (ныне части территорий Ирана, Турции и Армении) (44). Есть много римских предметов (18, 21, 29, 38, 39, 40, 41, 43, 66), но без дополнительных свидетельств трудно сказать, были ли они сделаны или найдены в Италии или в какой-то из многочисленных и обширных провинций Империи. Греция, Кипр, Италия и Турция, так же как и большинство других стран на постримском пространстве, с давних времен имеют законы, устанавливающие государственную собственность на археологические находки.
Однако по словам археологам, исследовавших фотографии, многие предметы действительно происходит из Италии. Есть этрусская бронза и керамика (1, 5, 6, 9, 13, 15, 16, 21, 25, 27, 28, 56, 57), южноиталийская глиняная посуда (2, 4, 5, 8, 9, 11, 15, 16, 22, 68), предметы культуры Вилланова (из северной и центральной Италии, 19 и 23). Помимо этого, этрусская элита очень любила греческую глиняную посуду. Историк-искусствовед Nigel Spivey писал: «Вульчи [этрусское кладбище] — все еще наш главный источник [греческих] горшков. Затем — другие этрусские участки: Тарквинии, Черветери, Орвието и Кьюзи». Из предметов, страна происхождения которых установлена в исследовании John’а Boardman’а «Афинские краснофигурные вазы», более 60 процентов поступило из Италии; Греция — на втором месте — всего 25 процентов.
Письмо Giacomo Medici [англ.] [итал.]
Письмо Фредерика Шульца, президента Национальной Ассоциации торговцев предметами античного, восточного и первобытного искусства. [англ.]