Discovery News |
Характер износа одной из самых знаменитых античных мозаик помог исследователям точно реконструировать, как именно римляне смотрели на это произведение.
Мозаика с Александром, обнаруженная в 1831 г. в ходе раскопок в погребенном под лавой городе Помпеи и сегодня выставленная в Национальном археологическом музее Неаполя, — это самый знаменитый экземпляр ранней тесселированной мозаики.
Она имеет размеры
Это произведение искусства некогда украшало пол комнаты в доме Фавна, одной из крупнейших резиденций в Помпеях.
Маленькие тессеры, уложенные в технике «opus vermiculatum» (по существу — червеобразными рядами), изображают драматическую сцену из битвы Александра Великого и персидского царя Дария III.
«Хотя существуют некоторые разногласия по поводу того, какая именно битва изображена на мозаике (либо битва при Иссе в 333 г. до н. э., либо битва при Гавгамелах в 331 г. до н. э.), об этой мозаике известно много. Например, общепризнанно, что она является копией знаменитой эллинистической картины, написанной около 300 г. до н. э.» — рассказал «Дискавери Ньюс» Мартин Бекман из университета Западного Онтарио, Канада.
«Менее изучено значение этой мозаики как напольной поверхности в италийском доме. В качестве таковой она могла бы дать свидетельство о вкусах, интересах и желаниях богатых римлян поздней Республики», — сказал Бекман.
В своем исследовании, представленном сегодня в Анахайме, Калифорния, на ежегодном заседании Американского археологического института, Бекман рассмотрел некоторые обширные, полностью уничтоженные участки мозаики.
В античности эти участки были заполнены известковым раствором и находятся в таком состоянии с тех пор, как были обнаружены.
Бекман идентифицировал четыре основных типа износа: обширная крестообразная область вокруг портрета Александра, два участка в верхней части мозаики и еще два — в нижней части.
«По сути, эти участки показывают нам мозаику глазами римлян и сообщают, что интересовало античного наблюдателя. Хотя Дарий — самая заметная фигура на мозаике, римляне гораздо больше интересовались Александром», — сказал он.
«Кроме того, видимо, их зачаровывало бедственное положение двух персов, поверженных перед колесницей Дария, особенно того, который отвернулся от зрителя, но отражается в щите — искусный художественный прием», — добавил он.
«Имеются ясные свидетельства многочисленных ремонтов этих поврежденных участков в античности. Во время самых последних реставраций пробелы были заполнены известковым раствором, но ранее использовались тессеры», — сказал Бекман.
По словам Бекмана, в этих починках заключается целая повесть. Они указывают на то, что мозаика повреждалась из-за чрезмерного использования, причем часто — в одних и тех же местах.
«Со временем даже аккуратные шаги должны были расшатывать очень маленькие каменные тессеры в мелких гнездах из известкового раствора в основании мозаики. Во крайней мере однажды была предпринята попытка серьезного ремонта, но к I в. н. э. от него явно отказались и начали просто ставить заплаты из обычного известкового раствора», — сказал Бекман.
Два верхних изношенных участка даже позволили Бекману воссоздать предположительный «тур» по мозаике. Вот объяснение Бекмана:
Когда посетители входили в комнату — можно представить себе группу гостей, приглашенных на обед, во главе с хозяином, — обход начинался с Дария и его персов.
Хозяин стоял над конями Дария (1), объяснял, почему великий царь бежит, и указывал на художественные новшества в нижней части мозаики.
Гости по кругу обходили нижнюю часть мозаики, чтобы понять общую сцену, а затем ненадолго концентрировались вокруг фигур двух обреченных персов (a—
a) Римляне интересовались фигурой несчастного перса, припавшего к земле под конями, конечно, в шаге от смерти под их копытами. Вероятно, их внимание привлекала крайняя опасность его положения. |
b) Персидский воин вот-вот будет раздавлен колесницей Дария. Римлян особенно интересовало отражение лица перса в гладком щите — искусный художественный прием для усиления пафоса сцены. |
Затем хозяин перемещался влево и вставал на участок над фигурами Александра и несчастного перса, которого он пронзает копьем (2).
Гости переходили прямо по мозаике и собирались вокруг изображения македонского царя, вставая прямо над его телом (c), но стараясь не наступать на его голову или голову его коня.
Гости располагались полукругом, чтобы оставить свободным обзор между собой и своим хозяином, который тоже мог видеть голову Александра со своей верхней выигрышной позиции.
Здесь гости стояли дольше всего, и здесь античный тур заканчивался.