Repubblica.it |
Предметы культуры III века нашей эры были найдены в понедельник утром во время раскопок, финансируемых группой предпринимателей, на римской вилле, обнаруженной на территории парка. Рассказ взволнованных археологов передает Карло Альберто Буччи.
Чудом с виа Ананьина стал великолепный Зевс с торсом Аполлона и пять удивительных императорских голов, относящихся к третьему веку нашей эры. Скульптуры прекрасно сохранились на небольшим клочке земли сельскохозяйственного назначения возле римской деревни. И вот уже они, прекрасные при свете заката, — несмотря на то, что глаза забиты землей, а в волосах грязь, — лежат на лугу, перед тем, как их завернут в ткань и отправят к реставраторам.
Чудесным является и тот факт, что вчера утром археологи — во времена драконовских сокращений расходов на культуру — сделали удивительную находку благодаря деньгам (около 100 тыс. евро), которые группа предпринимателей предоставила в их распоряжение для проведения раскопок римской виллы, открытой в июне прошлого года, в районе, предназначенном для парка, после получения согласия чиновников из Главного управления.
Несмотря на противодействие мэра Алеманно, которому мешают ученые, и которого устраивает, когда работы ведутся такими способами как на кочевье Барбута или на строительстве метрополитена, исследователи древнеримского государства сделали новую важную находку: роскошное сельское жилище, которое скрывало до вчерашнего дня шесть скульптур, спрятанных в бассейне.
«Мы убирали землю, когда появился белый затылок: это была прическа римской матроны. Мы почистили и подняли ее из ямы, но вскоре рядом появилась детская голова, а потом, как по волшебству, еще две головы императоров, и наконец, герма и Зевс», — рассказывает все еще взволнованный археолог Магда Фоссати (Magda Fossati), которая вместе с Давиде Пелландрой (Davide Pellandra) проводит раскопки от имени Главного управления Рима, возглавляемого Анной Марией Моретти. «У меня до сих пор мурашки по коже: словно бы тот, кто спрятал их, специально сделал так, чтобы они дошли до нас неповрежденными», — добавляет Даниэла Спадони (Daniela Spadoni), технический ассистент Главного управления. Действительно, скульптуры не были брошены как попало: между ними имелось что-то типа туфовой подкладки, которая должна была защищать статуи, имеющие сколы, сделанные еще до погребения.
Пригородная вилла лишилась своих наиболее ценных мраморных скульптур, колонн и облицовки. Но под пастбищным лугом сохранился периметр этого роскошного загородного жилья, и раскопки, — для завершения которых требуется дополнительное финансирование, прежде, чем описанные и сфотографированные руины снова будут засыпаны, — позволяют увидеть «в разрезе» мозаичные полы начала имперской эпохи и над ними позднейшие мозаичные ковры.
Раскопки должны закончиться, а научные исследования только начались: история этого здания императорского Рима пока еще изучается и должна быть полностью раскрыта. Остается загадкой, кто спрятал в бассейне в центре атриума клад из мраморных скульптур семьи. Но несомненна красота скульптур, экспонатов из галереи статуй, которая включает также барельеф и мужскую голову, найденные в прошлые месяцы.