09.02.2011 г.
Repubblica.it
«Чудо» с виа Ананьина: статуя Зевса и пять императорских голов

Пред­ме­ты куль­ту­ры III века нашей эры были най­де­ны в понедель­ник утром во вре­мя рас­ко­пок, финан­си­ру­е­мых груп­пой пред­при­ни­ма­те­лей, на рим­ской вил­ле, обна­ру­жен­ной на терри­то­рии пар­ка. Рас­сказ взвол­но­ван­ных архео­ло­гов пере­да­ет Кар­ло Аль­бер­то Буч­чи.


Архео­лог Робер­то Эджиди рядом с наход­кой.

Чудом с виа Ана­ньи­на стал вели­ко­леп­ный Зевс с тор­сом Апол­ло­на и пять уди­ви­тель­ных импе­ра­тор­ских голов, отно­ся­щих­ся к третье­му веку нашей эры. Скульп­ту­ры пре­крас­но сохра­ни­лись на неболь­шим клоч­ке зем­ли сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го назна­че­ния воз­ле рим­ской дерев­ни. И вот уже они, пре­крас­ные при све­те зака­та, — несмот­ря на то, что гла­за заби­ты зем­лей, а в воло­сах грязь, — лежат на лугу, перед тем, как их завер­нут в ткань и отпра­вят к рестав­ра­то­рам.

Чудес­ным явля­ет­ся и тот факт, что вче­ра утром архео­ло­ги — во вре­ме­на дра­ко­нов­ских сокра­ще­ний рас­хо­дов на куль­ту­ру — сде­ла­ли уди­ви­тель­ную наход­ку бла­го­да­ря день­гам (око­ло 100 тыс. евро), кото­рые груп­па пред­при­ни­ма­те­лей пре­до­ста­ви­ла в их рас­по­ря­же­ние для про­веде­ния рас­ко­пок рим­ской вил­лы, откры­той в июне про­шло­го года, в рай­оне, пред­на­зна­чен­ном для пар­ка, после полу­че­ния согла­сия чинов­ни­ков из Глав­но­го управ­ле­ния.

Несмот­ря на про­ти­во­дей­ст­вие мэра Але­ман­но, кото­ро­му меша­ют уче­ные, и кото­ро­го устра­и­ва­ет, когда работы ведут­ся таки­ми спо­со­ба­ми как на коче­вье Бар­бу­та или на стро­и­тель­стве мет­ро­по­ли­те­на, иссле­до­ва­те­ли древ­не­рим­ско­го государ­ства сде­ла­ли новую важ­ную наход­ку: рос­кош­ное сель­ское жили­ще, кото­рое скры­ва­ло до вче­раш­не­го дня шесть скульп­тур, спря­тан­ных в бас­сейне.

«Мы уби­ра­ли зем­лю, когда появил­ся белый заты­лок: это была при­чес­ка рим­ской мат­ро­ны. Мы почи­сти­ли и под­ня­ли ее из ямы, но вско­ре рядом появи­лась дет­ская голо­ва, а потом, как по вол­шеб­ству, еще две голо­вы импе­ра­то­ров, и нако­нец, гер­ма и Зевс», — рас­ска­зы­ва­ет все еще взвол­но­ван­ный архео­лог Магда Фос­са­ти (Magda Fossati), кото­рая вме­сте с Давиде Пел­ланд­рой (Davide Pellandra) про­во­дит рас­коп­ки от име­ни Глав­но­го управ­ле­ния Рима, воз­глав­ля­е­мо­го Анной Мари­ей Морет­ти. «У меня до сих пор мураш­ки по коже: слов­но бы тот, кто спря­тал их, спе­ци­аль­но сде­лал так, чтобы они дошли до нас непо­вреж­ден­ны­ми», — добав­ля­ет Дани­э­ла Спа­до­ни (Daniela Spadoni), тех­ни­че­ский асси­стент Глав­но­го управ­ле­ния. Дей­ст­ви­тель­но, скульп­ту­ры не были бро­ше­ны как попа­ло: меж­ду ними име­лось что-то типа туфо­вой под­клад­ки, кото­рая долж­на была защи­щать ста­туи, име­ю­щие ско­лы, сде­лан­ные еще до погре­бе­ния.

При­го­род­ная вил­ла лиши­лась сво­их наи­бо­лее цен­ных мра­мор­ных скульп­тур, колонн и обли­цов­ки. Но под паст­бищ­ным лугом сохра­нил­ся пери­метр это­го рос­кош­но­го заго­род­но­го жилья, и рас­коп­ки, — для завер­ше­ния кото­рых тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ное финан­си­ро­ва­ние, преж­де, чем опи­сан­ные и сфото­гра­фи­ро­ван­ные руи­ны сно­ва будут засы­па­ны, — поз­во­ля­ют увидеть «в раз­ре­зе» моза­ич­ные полы нача­ла импер­ской эпо­хи и над ними позд­ней­шие моза­ич­ные ков­ры.

Рас­коп­ки долж­ны закон­чить­ся, а науч­ные иссле­до­ва­ния толь­ко нача­лись: исто­рия это­го зда­ния импе­ра­тор­ско­го Рима пока еще изу­ча­ет­ся и долж­на быть пол­но­стью рас­кры­та. Оста­ет­ся загад­кой, кто спря­тал в бас­сейне в цен­тре атри­ума клад из мра­мор­ных скульп­тур семьи. Но несо­мнен­на кра­сота скульп­тур, экс­по­на­тов из гале­реи ста­туй, кото­рая вклю­ча­ет так­же баре­льеф и муж­скую голо­ву, най­ден­ные в про­шлые меся­цы.

Carlo Alberto Bucci
Важ­ная архео­ло­ги­че­ская наход­ка в Риме: во вре­мя архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний в рам­ках реа­ли­за­ции пла­на стро­и­тель­ной зоны «Ана­ньи­на 1», в X муни­ци­па­ли­те­те Рима, — рас­ска­зы­ва­ет док­тор Робер­то Эджиди (Roberto Egidi), — внут­ри бас­сей­на, харак­тер­но­го для рим­ской вил­лы, были най­де­ны шесть мра­мор­ных скульп­тур исклю­чи­тель­ной исто­ри­че­ской и худо­же­ст­вен­ной цен­но­сти, в основ­ном дати­ру­е­мые нача­лом III в. н. э. Сооб­ща­ет­ся о порт­рет­ном бюсте и двух голо­вах муж­ских пер­со­на­жей семьи Севе­ров, жен­ском порт­ре­те из той же семьи, порт­ре­те девоч­ки того же вре­ме­ни, ста­туе, веро­ят­но, Зев­са, пред­став­лен­но­го обна­жен­ным и в нату­раль­ную вели­чи­ну. Кро­ме того, была извле­че­на арха­и­зи­ро­ван­ная гер­ма боль­ше нату­раль­ной вели­чи­ны. Наход­ки попол­нят досто­я­ние Нацио­наль­но­го рим­ско­го музея и будут хра­нить­ся в тер­мах Дио­кле­ти­а­на, где будут про­веде­ны пер­вые рестав­ра­ци­он­ные работы.

Вид участ­ка архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок «Ана­ньи­на-1».
Видео с сай­та youtube.com.

© 2011 г. Фото, текст: Repubblica.it
© 2011 Перевод с итал.: Сосновский С. И.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА