08.02.2011 г.
Corriere della Sera
Найдены шесть имперских статуй

Вид бас­сей­на с неко­то­ры­ми из ста­туй и голов, най­ден­ных на виа Ана­ньи­на.

РИМ. — Севе­ры с виа Ана­ньи­на: импе­ра­тор Сеп­ти­мий Север, его жена Юлия Дом­на, дети импе­ра­то­ра Гета и Кара­кал­ла, и веро­ят­но, буду­щий импе­ра­тор Эла­га­бал… Шесть пре­вос­ход­ных мра­мор­ных скульп­тур III века, воз­мож­но, про­ис­хо­дя­щие с вил­лы высо­ко­по­став­лен­но­го чинов­ни­ка импе­ра­тор­ской эпо­хи, най­де­ны в Риме во вре­мя пред­ва­ри­тель­ных архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок на стро­и­тель­ном участ­ке «Ана­ньи­на-1» в X муни­ци­па­ли­те­те. Они отно­сят­ся ко вре­ме­ни дина­стии Севе­ров (193—235 гг.) и пред­став­ля­ют несо­мнен­ный инте­рес как дина­сти­че­ские порт­ре­ты. Ста­туи, все в нату­раль­ную вели­чи­ну, лежа­ли внут­ри бас­сей­на, отно­ся­ще­го­ся к рим­ской вил­ле, рядом с извест­ным уже мав­зо­ле­ем.

ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ. — Архео­ло­ги, под руко­вод­ст­вом Робер­то Эджиди (Roberto Egidi), ответ­ст­вен­но­го за этот уча­сток перед Спе­ци­аль­ным архео­ло­ги­че­ским глав­ным управ­ле­ни­ем Рима, сна­ча­ла увиде­ли, как из зем­ли появ­ля­ет­ся порт­рет­ный бюст, затем две муж­ских порт­рет­ных голо­вы импе­ра­тор­ской семьи Севе­ров. Сле­дом жен­ский порт­рет из той же семьи, потом еще порт­рет девоч­ки той же эпо­хи, нако­нец, ста­туя, веро­ят­но, Зев­са, изо­бра­жен­но­го обна­жен­ным и в нату­раль­ную вели­чи­ну.

Кро­ме того, най­де­на арха­и­зи­ро­ван­ная гер­ма боль­ше нату­раль­но­го раз­ме­ра. Затем нача­лось поверх­ност­ное изу­че­ние нахо­док на месте, кото­рое поз­во­ли­ло дать им пер­во­на­чаль­ную атри­бу­цию. Даль­ней­шее иссле­до­ва­ние будет про­из­во­дить­ся в Музее терм Дио­кле­ти­а­на.

В МУЗЕЙ ДИОКЛЕТИАНА. — Най­ден­ные пред­ме­ты попол­нят кол­лек­цию Нацио­наль­но­го рим­ско­го музея и будут хра­нить­ся в Тер­мах Дио­кле­ти­а­на, где непо­сред­ст­вен­но будут про­веде­ны пер­вые рестав­ра­ци­он­ные работы. Откры­тие име­ет архео­ло­ги­че­ский кон­текст, «кото­рый вклю­ча­ет в себя дру­гие цен­ные скульп­ту­ры, обна­ру­жен­ные ранее: терра­ко­то­вую муж­скую голо­ву утон­чен­ной работы в элли­ни­сти­че­ском сти­ле, муж­ской порт­рет боль­ше нату­раль­но­го раз­ме­ра кон­ца I в. н. э. и мра­мор­ный рельеф, повтор­но исполь­зо­ван­ный в камен­ной клад­ке в каче­стве стро­и­тель­но­го мате­ри­а­ла, с изо­бра­же­ни­ем уми­раю­ще­го гал­ла, зна­ме­ни­то­го ико­но­гра­фи­че­ско­го типа пер­гам­ских релье­фов».

На дан­ном эта­пе иссле­до­ва­ний, под­чер­ки­ва­ют спе­ци­а­ли­сты, труд­но опре­де­лить «пер­во­на­чаль­ное место уста­нов­ки и назна­че­ние скульп­тур; пока толь­ко пред­по­ло­жи­тель­но: к доро­ге при­мы­кал жилой ком­плекс, в кото­ром они нахо­ди­лись и кото­рый был постро­ен не позд­нее III века».

ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫЙ ЧИНОВНИК. — По одно­му из пер­вых пред­по­ло­же­ний, объ­яс­ня­ю­щих нали­чие порт­ре­тов чле­нов дина­стии Севе­ров, добав­ля­ют в Глав­ном архео­ло­ги­че­ском управ­ле­нии, «пред­став­ля­ет­ся, что послед­ний вла­де­лец вил­лы мог быть высо­ко­по­став­лен­ным чинов­ни­ком, свя­зан­ным с импе­ра­тор­ской семьей». И поды­то­жи­ва­ют: «Суще­ст­во­ва­ние рядом с вил­лой мав­зо­лея эпо­хи позд­ней импе­рии под­креп­ля­ет наше пред­по­ло­же­ние: в доку­мен­тах II—III вв. часто упо­ми­на­ет­ся обы­чай хоро­нить соб­ст­вен­ни­ка воз­ле его дома».

Paolo Brogi

© 2011 г. Текст: http://roma.corriere.it.
© 2011 г. Фото: http://news.discovery.com.
© 2011 г. Перевод с итал.: Сосновский С. И.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА