Guardian UK |
Исследование показало, что «помпейский красный цвет» возник, когда газы Везувия вступили в реакцию с желтой краской.
Когда в XVIII в. Великобритании достигло известие о сенсационном открытии римских городов Помпеи и Геркуланум, «помпейский красный» цвет стал популярен при отделке маленьких столовых — и остается популярным и поныне.
Но, кажется, пора уточнить цветовую схему. Согласно последнему исследованию, представленному на прошлой неделе в университете Сапиенца в Риме, широкие полосы ярко-красного «помпейского» цвета на фресках в этом городе в действительности начали свою жизнь как желтые, а в красные их превратили газы, выпущенные Везувием при извержении в 79 г. н. э.
Эксперты уже давно поняли, что некоторые из типичных ярко-красных фресок в Помпеях и Геркулануме первоначально были желтыми. Но новое исследование, проведенное Итальянским Национальным институтом оптики, предполагает полную смену цветов.
Серджио Омарини, представивший открытия института, заявил: «На данный момент 246 стен воспринимаются как красные, и 57 — как желтые. Но последнее исследование показало, что эти цифры должны составлять, соответственно, 165 и 138».
«Открытие позволяет нам переосмыслить первоначальный внешний вид города и увидеть его совершенно отличным от нашего обычного представления, в котором преобладал красный, даже “помпейский красный” цвет».
Эндрю Уоллес-Хэдрилл, профессор классической литературы Кэмбриджского университета и автор книги «Дома и общество в Помпеях и Геркулануме», сказал: «Парадокс здесь еще и в том, что красную краску в античности постоянно подделывали. Она была крайне дорогой и ценной. Настоящую ярко-красную краску изготавливали на основе minium [сурик, красный свинец], который привозили из Армении. Цвет, который мы обычно считаем “помпейским красным”, — это вариант для бедных; он получался, когда на желтые стены наносили тонкий слой красной краски».
По его словам, даже экспертам трудно различить в Помпеях красные цвета: подлинная дорогая красная краска, дешевый вариант и тот цвет, который получился в результате извержения газов. Но иногда последний можно идентифицировать по «волнообразным следам»: «Вы можете увидеть на стене красную полосу, которая постепенно превращается в желтую».
Возможно, самые известные красные фрески из Помпей — это фрески с так называемой «Виллы мистерий», на которых таинственные группы фигуры совершают загадочные ритуалы на ярко-красном фоне.
По словам Уоллес-Хэдрилла, эти стены почти наверняка первоначально были красными, хотя их яркость и блеск потускнели из-за грубой реставрации в начале XX в. «Это, вероятно, — дорогая, настоящая красная краска, — сказал он. — Конечно, слишком рано отказываться от представления о помпейском красном цвете и считать его мифическим».
Мэри Бирд, профессор классической литературы Кэмбриджского университета и автор книги «Помпеи», сообщила: «Я всегда с некоторым подозрением воспринимала эти заявления. Мы знаем, что некоторые красные краски раньше были желтыми, но я не уверена, что можно без сомнений говорить о соотношениях. Тем не менее, совершенно несомненно, что жар оказал некоторое воздействие на краски; это еще один пример, доказывающий, что Помпеи — это не “капсула времени”, как мы когда-то считали».
Обнаружение в Помпеях, Геркулануме и других местах домов, которые казались нетронутыми, оказало огромное воздействие на развитие стиля в Великобритании. Несколько поколений представители высшего класса испытывали это влияние, посещая Италию в ходе традиционного путешествия по Европе, и не последним из них был архитектор сэр Джон Сон, наблюдавший раскопки в 1780 г. Тим Нокс, директор музея сэра Джона Сона, считает, что «помпейский красный был его любимым цветом», судя по тому, как часто он использовал его в декоративных схемах.
Аманда Викери, профессор истории Лондонского университета королевы Марии и автор книги «За закрытыми дверями: дома в георгианской Англии», сказала: «Путешествие по Европе определяло культурные особенности правящей элиты в течение 150 лет. Это был как бы промежуточный год, и за это время в памяти человека запечатлевалось, что такое хороший вкус».