01.04.1998 г.
Archaeology.org
Затонувшие корабли Пизы

Один из рим­ских кораб­лей, най­ден­ных стро­и­те­ля­ми при стро­и­тель­стве вок­за­ла в Пизе.

Четы­ре хоро­шо сохра­нив­ших­ся рим­ских кораб­ля были най­де­ны в Пизе (Ита­лия) стро­и­те­ля­ми, закла­ды­ваю­щи­ми фун­да­мент для ново­го зда­ния на одном из вок­за­лов горо­да. Соглас­но италь­ян­ско­му зако­ну, после обна­ру­же­ния пер­во­го кораб­ля была при­оста­нов­ле­на работа и вызва­ны архео­ло­ги. Дей­ст­во­ва­ли быст­ро, посколь­ку до тех пор, пока не будут закон­че­ны архео­ло­ги­че­ские работы, стро­и­тель­ство про­дол­жать­ся не мог­ло. Архео­ло­ги обна­ру­жи­ли еще три суд­на, груз и дру­гие экс­по­на­ты, а так­же часть древ­не­го при­ча­ла.

Кор­пус одно­го суд­на, 46 × 20 футов (14 × 6 м), нахо­дит­ся в осо­бен­но хоро­шем состо­я­нии. «Такое ощу­ще­ние, буд­то дре­ве­си­на зары­та толь­ко вче­ра», — гово­рит один из волон­те­ров. «Доща­тая обшив­ка, при­би­тая мед­ны­ми гвоздя­ми, все еще дер­жит­ся на кар­ка­се». Гли­ня­ные череп­ки, най­ден­ные рядом, поз­во­ля­ют дати­ро­вать суд­но середи­ной II в. н. э. По сло­вам дирек­то­ра про­ек­та Сте­фа­но Бру­ни (Stefano Bruni), из Архео­ло­ги­че­ско­го Управ­ле­ния Тос­ка­ны, внеш­ний вид кор­пу­са поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что это — воен­ный корабль. Если это дей­ст­ви­тель­но так, гово­рит Бру­ни, «это будет пер­вый извест­ный воен­ный корабль вре­мен импе­ра­тор­ско­го Рима, кото­рый сохра­нил­ся до наших дней отно­си­тель­но непо­вреж­ден­ным, что очень поспо­соб­ст­ву­ет изу­че­нию рим­ско­го флота».

Это суд­но было пустым, а груз дру­го­го кораб­ля, дати­ру­е­мый I в. до н. э., был почти не повреж­ден. Амфо­ры (две из кото­рых были укра­де­ны с рас­ко­пок), содер­жа­ли остат­ки жид­ко­сти (воз­мож­но, вина), остат­ки вишен, слив и мас­лин, а так­же песок Неа­по­ли­тан­ско­го зали­ва. Кор­пус дру­го­го гру­зо­во­го суд­на очень хоро­шо сохра­нил­ся, но ника­ко­го гру­за на нем най­де­но не было. Воз­ле чет­вер­то­го, мень­ше­го по раз­ме­ру суд­на, были най­де­ны пле­те­ная кор­зи­на, кожа­ная сан­да­лия и бух­та кана­та.

Хро­ни­ки шест­на­дца­то­го века упо­ми­на­ют часть Пизы, извест­ную как Porto delle Conche (Порт рако­вин), после древ­ней внут­рен­ней гава­ни на р. Аузер (Auser, ныне Сер­кьо, Serchio). Место­на­хож­де­ние не суще­ст­ву­ю­ще­го ныне пор­та не было извест­но; Бру­ни счи­та­ет, что порт, веро­ят­но, нако­нец най­ден.

Хра­ни­те­ли упа­ко­вы­ва­ют кор­пу­са в смо­лу, чтобы таким обра­зом пере­ме­стить их, поз­во­лив про­дол­жить стро­и­тель­ство. Город и архео­ло­ги­че­ское управ­ле­ние пла­ни­ру­ют постро­ить спе­ци­аль­ное зда­ние, где посе­ти­те­ли смо­гут увидеть про­дол­жаю­щу­ю­ся кон­сер­ва­цию, кото­рая зай­мет пред­по­ло­жи­тель­но несколь­ко лет, преж­де чем кораб­ли будут пере­ме­ще­ны в музей для посто­ян­ной выстав­ки.


Экс­по­на­ты с участ­ка рас­ко­пок:
терра­ко­то­вая чаша и лам­па в руках у дирек­то­ра про­ек­та Сте­фа­но Бру­ни.
Andrew L. Slayman

© 1999 г. Archaeological Institute of America.
© 1999 г. Archaeology, Volume 52 Number 3 May/June 1999.
http://www.archaeology.org/9905/newsbriefs/pisa.html
© 1999 г. Photo: Giovanni Lattanzi.
© 1999 г. Перевод с англ.: Сосновский С. И.
https://trakprokat.ru аренда дизельных тепловых пушек купить дизельную тепловую.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА