28.08.2011 г.
Today’s Zaman
В Еникапы под Стамбулом найден затонувший корабль в лучшей в мире сохранности

В ходе теку­щих архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок на участ­ке стро­и­тель­ства под­вод­но­го тон­не­ля Мар­ма­рай в Ени­ка­пы, где нахо­дят­ся зато­нув­шие кораб­ли в луч­шей в мире сохран­но­сти, обна­ру­же­но тор­го­вое суд­но, груз и дере­вян­ные части кото­ро­го нахо­дят­ся в исклю­чи­тель­но хоро­шем состо­я­нии.

Архео­ло­ги пола­га­ют, что суд­но дати­ру­ет­ся IV или V вв. и зато­ну­ло во вре­мя штор­ма. Как ни стран­но, боль­шин­ство амфор на кораб­ле в пре­крас­ном состо­я­нии.

Архео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки на участ­ке стро­и­тель­ства под­вод­но­го тон­не­ля Мар­ма­рай в Ени­ка­пы нача­лись в 2004 г. и про­ни­ка­ют в глу­би­ны исто­рии Стам­бу­ла на 8500 лет. К насто­я­ще­му вре­ме­ни архео­ло­ги нашли ске­ле­ты, остат­ки часо­вен, колод­цы для воды и отпе­чат­ки ног, а так­же 35 зато­нув­ших кораб­лей.

Корабль дли­ной 15—16 м, шири­ной 6 м, гру­жён­ный дюжи­на­ми амфор и най­ден­ный в про­шлом мае, даёт нам новые исто­ри­че­ские сведе­ния. Амфо­ры отли­ча­ют­ся от обна­ру­жен­ных ранее фор­мой и цве­том. Пола­га­ют, что корабль был цели­ком погре­бён в иле, и эта бес­кис­ло­род­ная атмо­сфе­ра защи­ти­ла суд­но и его груз от рас­па­да и повреж­де­ния. Корабль пере­во­зил мел­кую солё­ную рыбу, белый мин­даль, грец­кие оре­хи, лес­ные оре­хи, семе­на мускус­ной дыни, олив­ки, пер­си­ки и сос­но­вые шиш­ки, кото­рые тоже были най­де­ны на судне в хоро­шем состо­я­нии.

Архео­лог Сон­г­юль Чобан ска­зал, что им тре­бу­ет­ся ещё два меся­ца, чтобы пол­но­стью рас­ко­пать суд­но, обна­ру­жен­ное на глу­бине 4—5 м под уров­нем моря, и доба­вил, что они работа­ют по восемь часов в день и что такие тща­тель­ные рас­коп­ки тре­бу­ют мно­го сил и уме­ния.

Зато­нув­ший в Ени­ка­пы корабль — един­ст­вен­ный в мире, у кото­ро­го в почти иде­аль­ном состо­я­нии сохра­ни­лись и дере­вян­ные части, и груз. Когда он впер­вые был обна­ру­жен, над ним рас­чи­сти­ли ил и уда­ли­ли повреж­дён­ный верх­ний слой амфор оско­лок за оскол­ком; после это­го груп­па архео­ло­гов нача­ла извле­кать непо­вреж­дён­ные амфо­ры, лежав­шие ниже. Когда с кораб­ля доста­нут все пред­ме­ты, его кор­пус пере­да­дут в Стам­буль­ский уни­вер­си­тет.

Брон­зо­вые гвозди, най­ден­ные на кораб­ле, поз­во­ля­ют опре­де­лить его воз­раст и пре­вра­ща­ют его в выдаю­щий­ся экзем­пляр. Счи­та­ет­ся, что брон­зо­вые гвозди ста­ли при­ме­нять­ся в кораб­ле­стро­е­нии с IV или V вв., а до это­го исполь­зо­ва­лись толь­ко дере­вян­ные гвозди. Суд­но шири­ной шесть мет­ров — это един­ст­вен­ный в мире зато­нув­ший корабль, груз кото­ро­го сохра­нил­ся. Сведе­ния о пунк­тах отправ­ле­ния и назна­че­ния и о марш­ру­те суд­на будут полу­че­ны с помо­щью арте­фак­тов, най­ден­ных на бор­ту.


Най­де­но мил­ли­он гли­ня­ных горш­ков и таре­лок.


Архео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки пор­та Фео­до­сия, дати­ру­ю­ще­го­ся IV в., на месте стро­и­тель­ства тон­не­ля Мар­ма­рай в Ени­ка­пи нача­лись в 2004 г. С тех пор в инвен­тар­ной опи­си заре­ги­ст­ри­ро­ва­но 40000 объ­ек­тов; при­бли­зи­тель­но 150000 оскол­ков изу­ча­ет­ся и к насто­я­ще­му вре­ме­ни най­де­но почти мил­ли­он гли­ня­ных горш­ков и таре­лок. Все они клас­си­фи­ци­ро­ва­ны, а раз­би­тые экзем­пля­ры, где это воз­мож­но, реста­ври­ро­ва­ны.

Во вре­мя архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок было откры­то 35 кораб­лей, зато­нув­ших меж­ду V и XI вв., 30 из кото­рых — тор­го­вые парус­ные суда, а пять — греб­ные гале­ры. Рас­коп­ки в Ени­ка­пы зани­ма­ют пер­вое место в мире по чис­лу обна­ру­жен­ных кораб­лей, при­чём здесь до сих пор работа­ют 45 архео­ло­гов и 265 штат­ных сотруд­ни­ков — архи­тек­то­ров и искус­ст­во­ве­дов. В допол­не­ние к про­чим сво­им исклю­чи­тель­ным осо­бен­но­стям, рас­коп­ки в Ени­ка­пы — един­ст­вен­ные в мире архео­ло­ги­че­ские работы, про­дол­жаю­щи­е­ся семь лет без пере­ры­ва, так как обыч­но рас­коп­ки зани­ма­ют лишь несколь­ко меся­цев. Здесь были обна­ру­же­ны арте­фак­ты, отно­ся­щи­е­ся к раз­ным исто­ри­че­ским пери­о­дам; самые новые дати­ру­ют­ся кон­цом отто­ман­ской эпо­хи, но най­де­ны так­же объ­ек­ты ран­ней отто­ман­ской эпо­хи, визан­тий­ско­го, рим­ско­го клас­си­че­ско­го пери­о­да и пери­о­да до нашей эры.

Сев­ги Кор­кут, Стам­бул.

© 2011 г. Today’s Zaman.
© 2013 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА