05.10.2011 г.
The History Blog
В Эпидавре найдена статуя римского времени

Театр в Эпидав­ре.

В ходе рестав­ра­ци­он­ных работ в малом теат­ре древ­не­го Эпидав­ра — гре­че­ско­го горо­да, зна­ме­ни­то­го сво­им боль­шим теат­ром с вели­ко­леп­ной аку­сти­кой, — най­ден торс ста­туи муж­чи­ны боль­ше нату­раль­ной вели­чи­ны. Это фигу­ра иде­а­ли­зи­ро­ван­но­го муску­ли­сто­го чело­ве­ка, кото­рый сто­ит в пла­ще, обер­ну­том вокруг руки и пере­бро­шен­ном через пле­чо.

Архео­ло­ги счи­та­ют ста­тую рим­ской копи­ей II в. ори­ги­наль­но­го Гер­ме­са, кото­ро­го создал выдаю­щий­ся клас­си­че­ский гре­че­ский скуль­п­тор Поли­клет. Уси­лен­ная муску­ла­ту­ра свиде­тель­ст­ву­ет о том, что это рим­ская копия импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни, и хотя не сохра­ни­лось ни одной ори­ги­наль­ной работы Поли­кле­та, одна­ко их часто копи­ро­ва­ли, и поэто­му мы доста­точ­но хоро­шо пред­став­ля­ем себе, как они выгляде­ли, чтобы опре­де­лить, какая ста­туя послу­жи­ла про­об­ра­зом дан­ной копии.



Рим­ский импе­ра­тор Адри­ан при­был с государ­ст­вен­ным визи­том в Эпидавр во II в. н. э., в свя­зи с чем город нача­ли укра­шать, а импе­ра­то­ра про­слав­лять. Воз­мож­но, этот торс пер­во­на­чаль­но был Гер­ме­сом, кото­ро­го затем пере­ра­бота­ли в честь Адри­а­на, чтобы лицом он стал похож на импе­ра­то­ра или дру­го­го высо­ко­по­став­лен­но­го чинов­ни­ка. Тогда это был обыч­ная прак­ти­ка, и это одна из при­чин столь часто­го отсут­ст­вия голов: их уже хоть одна­жды заме­ня­ли.

Дан­ная ста­туя была встро­е­на в сте­ну зда­ния IV в. н. э. воз­ле мало­го теат­ра. Это зда­ние рас­по­ло­же­но напро­тив более древ­них, кото­рые счи­та­ют­ся частью город­ской аго­ры.


Малый театр Эпидав­ра.

Малый театр был постро­ен в том же веке (IV в. до н. э.), что и зна­ме­ни­тый театр Эпидав­ра. Он был вновь най­ден в 1970 г. под полем мас­лич­ных дере­вьев. Как вид­но из его умень­ши­тель­но­го назва­ния, малый театр имел 9 яру­сов и 18 зри­тель­ских рядов и вме­щал око­ло 2000 чело­век, тогда как боль­шой театр пер­во­на­чаль­но имел 34 ряда (рим­ляне доба­ви­ли еще 21 ряд) и мог вме­стить 15000 зри­те­лей. Боль­шой театр, кото­рый и сего­дня вос­хи­ща­ет всех испол­ни­те­лей и инже­не­ров изу­ми­тель­ной аку­сти­кой, поз­во­ля­ю­щей любо­му зри­те­лю с любо­го места совер­шен­но ясно слы­шать, как на сцене зажи­га­ет­ся спич­ка, был раз­ра­ботан Поли­кле­том Млад­шим, сыном скуль­п­то­ра, создав­ше­го ори­ги­наль­но­го Гер­ме­са, с кото­ро­го, как пола­га­ют, был ско­пи­ро­ван дан­ный торс.

Ста­тую пере­да­ли в музей Аскле­пия в Эпидав­ре для очист­ки и рестав­ра­ции.

© 2011 г. The History Blog
© 2011 г. News Network Archaeology.
© 2011 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА