04.04.2011 г.
Mail Online
Первый портрет Иисуса?

Чудо: пеще­ра в Иор­да­нии, где были най­де­ны метал­ли­че­ские кни­ги.

Пугаю­ще зна­ко­мая кар­ти­на: боро­да­тый моло­дой чело­век с нис­па­даю­щи­ми вью­щи­ми­ся воло­са­ми. После того, как она почти 2000 лет про­ле­жа­ла в пеще­ре на Свя­той Зем­ле, раз­глядеть мел­кие дета­ли труд­но. Но при опре­де­лён­ном осве­ще­нии неслож­но истол­ко­вать штри­хи вокруг чела как тер­но­вый венец.

Уди­ви­тель­ный рису­нок из кла­да, вклю­чаю­ще­го почти 70 свин­цо­вых кодек­сов (бро­шюр), кото­рый недав­но най­ден в пеще­ре в хол­мах над Гали­лей­ским морем, — это одна из при­чин, по кото­рым исто­ри­ки-биб­ле­и­сты стре­мят­ся полу­чить древ­ние арте­фак­ты в свои руки.

Это изо­бра­же­ние, если оно под­лин­ное, может быть самым пер­вым порт­ре­том Иису­са Хри­ста, воз­мож­но, даже создан­ным при жиз­ни знав­ших его людей.


Откры­тие: оттиск на облож­ке кодек­са пока­зы­ва­ет, как мог выглядеть ран­ний порт­рет Хри­ста.

Кро­шеч­ный кодекс, чуть мень­ше совре­мен­ной кредит­ной кар­ты, запе­ча­тан со всех сто­рон, а на его пере­д­ней и зад­ней облож­ке име­ют­ся трёх­мер­ные изо­бра­же­ния чело­ве­че­ских голов. Одна из них, види­мо, боро­да­тая, а вто­рая без­бо­ро­дая. На свин­цо­вом оттис­ке виден даже отпе­ча­ток паль­ца его созда­те­ля. Под обо­и­ми изо­бра­же­ни­я­ми рас­по­ло­же­на стро­ка ещё не рас­шиф­ро­ван­но­го тек­ста, напи­сан­но­го древ­не­ев­рей­ским пись­мом.

Пора­зи­тель­но, что на одном из кодек­сов напи­са­ны сло­ва «Спа­си­тель Изра­и­ля» — пока это одна из немно­гих пере­ведён­ных фраз.

Вла­де­лец тай­ни­ка — тор­го­вец-беду­ин Хас­сан Саида из араб­ской дерев­ни Умм аль-Ханим в Шиб­ли. Он отка­зал­ся про­дать кодек­сы, но два экзем­пля­ра были ото­сла­ны в Англию и Швей­ца­рию для ана­ли­за.

Рас­сле­до­ва­ние газе­ты «Мэйл он Сан­дэй» уста­но­ви­ло, что пер­во­на­чаль­но арте­фак­ты были най­де­ны в пеще­ре в деревне Сахам в Иор­да­нии, неда­ле­ко от того места, где схо­дят­ся изра­иль­ские, иор­дан­ские и сирий­ские Голан­ские высоты, в трёх милях от изра­иль­ских мине­раль­ных и тер­маль­ных источ­ни­ков в Хамат Гаде­ре, кото­рые уже тыся­чи лет явля­ют­ся свя­щен­ным местом.


Сокро­ви­ще: в этом кодек­се, по мне­нию спе­ци­а­ли­стов, изо­бра­же­на кар­та хри­сти­ан­ско­го Иеру­са­ли­ма.

По сведе­ни­ям наших источ­ни­ков в Саха­ме, кодек­сы были най­де­ны пять лет назад, когда вне­зап­ное навод­не­ние смы­ло сухую гор­ную поч­ву и откры­ло нечто похо­жее на боль­шой зам­ко­вый камень. Когда с помо­щью рыча­га его убра­ли, обна­ру­жи­лась пеще­ра с мно­же­ст­вом малень­ких ниш в сте­нах. В каж­дой нише лежал кодекс. Были там и дру­гие пред­ме­ты, в том чис­ле метал­ли­че­ские пла­сти­ны и свёр­ну­тые свин­цо­вые свит­ки.

Это место извест­но как древ­нее убе­жи­ще евре­ев, бежав­ших от кро­ва­вых послед­ст­вий несколь­ких вос­ста­ний про­тив Рим­ской импе­рии в I и нача­ле II вв. н. э.

Пеще­ра нахо­дит­ся менее чем в 160 км от Кумра­на, где были най­де­ны свит­ки Мёрт­во­го моря, и при­мер­но в 100 км от Маса­ды, послед­не­го оплота непри­ми­ри­мых зело­тов, оса­ждён­ных рим­ской арми­ей и совер­шив­ших мас­со­вое само­убий­ство в 72 г., через два года после раз­ру­ше­ния Вто­ро­го хра­ма в Иеру­са­ли­ме.

Неда­ле­ко нахо­дят­ся и пеще­ры, слу­жив­шие свя­ти­ли­ща­ми для тех, кто спас­ся после вос­ста­ния Бар Кох­бы — третье­го и послед­не­го иудей­ско­го вос­ста­ния про­тив Рим­ской импе­рии в 132 г. н. э.

Эта эпо­ха исклю­чи­тель­но важ­на для иссле­до­ва­те­лей-биб­ле­и­стов, так как имен­но тогда про­изо­шли поли­ти­че­ские, рели­ги­оз­ные и соци­аль­ные потря­се­ния, поро­див­шие рас­кол меж­ду иуда­из­мом и хри­сти­ан­ст­вом.

Она закон­чи­лась победой хри­сти­ан­ства над все­ми сопер­ни­ка­ми и его пре­вра­ще­ни­ем в новую гос­под­ст­ву­ю­щую рели­гию спер­ва евре­ев-дис­сиден­тов, а затем и гоев.

В све­те это­го очень важ­но, что если свит­ки Мёрт­во­го моря — это свёр­ну­тые листы пер­га­мен­та или папи­ру­са с самы­ми ран­ни­ми из извест­ных вер­сий книг Биб­лии и дру­гих тек­стов (это тра­ди­ци­он­ная для иуде­ев фор­ма пись­мен­ных про­из­веде­ний), то свин­цо­вые наход­ки име­ют фор­му кни­ги, или кодек­са, кото­рая уже дав­но ассо­ци­и­ру­ет­ся с раз­ви­ти­ем хри­сти­ан­ства.

Из тех кодек­сов, кото­рые виде­ли корре­спон­ден­ты «Мэйл он Сан­дэй», самые малень­кие име­ют раз­мер 7,5 × 5 см, самые боль­шие — 25 × 20 см. Каж­дый из них име­ет в сред­нем 8—9 стра­ниц, литые (а не рез­ные) изо­бра­же­ния с обе­их сто­рон и свя­зан свин­цо­вым обру­чем. Мно­гие были най­де­ны силь­но раз­ру­шен­ны­ми, хотя их мож­но было осто­рож­но открыть.

Счи­та­ет­ся, что кодекс, на кото­ром, воз­мож­но, изо­бра­жён лик Хри­ста, ещё не откры­вал­ся. Неко­то­рые кодек­сы име­ют при­зна­ки погре­бе­ния, хотя это могут быть про­сто отло­же­ния в резуль­та­те мно­го­ве­ко­во­го пре­бы­ва­ния в пеще­ре.

В отли­чие от свит­ков Мёрт­во­го моря, свин­цо­вые кодек­сы, види­мо, содер­жат сти­ли­зо­ван­ные изо­бра­же­ния, а не текст, со срав­ни­тель­но неболь­ши­ми под­пи­ся­ми, веро­ят­но, на фини­кий­ском язы­ке, хотя точ­ный диа­лект ещё не уста­нов­лен. Когда созда­ва­лись эти кодек­сы, на Свя­той зем­ле жили раз­лич­ные сек­ты, в том чис­ле ессеи, сама­ряне, фари­сеи, сад­ду­кеи, доси­теи и назо­реи.


Счаст­ли­вый обла­да­тель: Хас­сан Саида с неко­то­ры­ми арте­фак­та­ми, кото­рые он, по его сло­вам, уна­сле­до­вал.

У этих групп был раз­ный руко­пис­ный шрифт, а язы­ко­вые и пись­мен­ные систе­мы суще­ст­вен­но раз­ли­ча­лись. Это озна­ча­ет, что потре­бу­ют­ся годы подроб­ных иссле­до­ва­ний, чтобы пра­виль­но интер­пре­ти­ро­вать кодек­сы.

Мно­гие кни­ги со всех сто­рон запе­ча­та­ны метал­ли­че­ски­ми коль­ца­ми и, сле­до­ва­тель­но, не долж­ны были откры­вать­ся. Это может объ­яс­нять­ся тем, что они содер­жа­ли свя­щен­ные тек­сты, кото­рые нель­зя было читать. Напри­мер, древ­ние евреи упор­но хра­ни­ли в тайне свя­щен­ное имя Бога, кото­рое про­из­но­сил лишь пер­во­свя­щен­ник в Иеру­са­лим­ском Хра­ме в Йом Кипур.

Ори­ги­наль­ное про­из­но­ше­ние утра­че­но, но латин­ски­ми бук­ва­ми оно пере­да­ёт­ся как YHWH — соче­та­ние, извест­ное как Тет­ра­грам­ма­тон — и обыч­но пере­во­дит­ся как Яхве (Yahweh) или Иего­ва (Jehovah). Запе­ча­тан­ная кни­га со свя­щен­ным тек­стом упо­ми­на­ет­ся в Апо­ка­лип­си­се.

Одна пла­сти­на была истол­ко­ва­на как схе­ма­ти­че­ская кар­та хри­сти­ан­ско­го Иеру­са­ли­ма с рим­ски­ми кре­ста­ми за город­ской сте­ной. Навер­ху изо­бра­жён мно­го­звен­ный объ­ект. Пола­га­ют, что это балю­ст­ра­да, упо­мя­ну­тая в биб­лей­ском опи­са­нии Иеру­са­лим­ско­го Хра­ма. Ниже — три кир­пич­ные клад­ки, обо­зна­чаю­щие город­ские сте­ны.

Паль­ма с пло­да­ми сим­во­ли­зи­ру­ет род Давида; изо­бра­же­ны так­же три или четы­ре фигу­ры, кото­рые выглядят как гори­зон­таль­ные линии, пере­чёрк­ну­тые сни­зу вверх корот­ки­ми вер­ти­каль­ны­ми лини­я­ми. Это кре­сты в фор­ме бук­вы T, кото­рые, как счи­та­ет­ся, исполь­зо­ва­лись в биб­лей­ские вре­ме­на (извест­ная нам кре­сто­об­раз­ная фор­ма, как сооб­ща­ет­ся, дати­ру­ет­ся IV в.). Звёзды на длин­ной линии сим­во­ли­зи­ру­ют дом Иес­сея; затем изо­бра­же­ние повто­ря­ет­ся.

Такую интер­пре­та­цию кни­ги как ран­не­хри­сти­ан­ско­го арте­фак­та под­дер­жи­ва­ет Мар­га­рет Бар­кер, в про­шлом пре­зи­дент Обще­ства иссле­до­ва­ний Вет­хо­го Заве­та, и один из веду­щих спе­ци­а­ли­стов по ран­не­му хри­сти­ан­ству в Вели­ко­бри­та­нии. Изо­бра­же­ние чело­ве­че­ской фигу­ры, по-види­мо­му, исклю­ча­ет воз­мож­ность свя­зи этих кодек­сов с тра­ди­ци­он­ным иуда­из­мом того вре­ме­ни, кото­рый стро­го запре­щал изо­бра­жать фигу­ры, сход­ные с людь­ми, так как это счи­та­лось идо­ло­по­клон­ст­вом.

Если эти кни­ги под­лин­ные, то пред­став­ля­ет­ся оче­вид­ным, что они были созда­ны древ­ней мес­си­ан­ской иудей­ской сек­той, воз­мож­но, тес­но свя­зан­ной с ран­не­хри­сти­ан­ской цер­ко­вью, и что на них изо­бра­жён сам Хри­стос. Одна­ко Роберт Фитер, спе­ци­а­лист по свит­кам Мёрт­во­го моря и автор кни­ги «Тай­на мед­но­го свит­ка из Кумра­на», выдви­нул дру­гую тео­рию, соглас­но кото­рой эти кни­ги свя­за­ны с вос­ста­ни­ем Бар Кох­бы в 132—136 гг. н. э., третьим круп­ным вос­ста­ни­ем евре­ев в про­вин­ции Иудея и послед­ней из иудей­ско-рим­ских войн.

Во вре­мя вос­ста­ния на терри­то­рии части Иудеи суще­ст­во­ва­ло неза­ви­си­мое государ­ство Изра­иль, пока рим­ская армия не сокру­ши­ла его, после чего всем евре­ям, в том чис­ле ран­ним хри­сти­а­нам, было запре­ще­но жить в Иеру­са­ли­ме.

Сто­рон­ни­ки Симо­на Бар Кох­бы, пред­во­ди­те­ля вос­ста­ния, про­воз­гла­си­ли его мес­си­ей — геро­ем, спо­соб­ным вос­ста­но­вить Изра­иль. Хотя евреи-хри­сти­ане счи­та­ли мес­си­ей Иису­са и не под­дер­жи­ва­ли Бар Кох­бу, они были изгна­ны из Иеру­са­ли­ма вме­сте с осталь­ны­ми евре­я­ми. Вой­на и её послед­ст­вия спо­соб­ст­во­ва­ли отде­ле­нию хри­сти­ан­ства как рели­гии от иуда­из­ма.

Духов­ным лиде­ром вос­ста­ния был раб­би Шимон Бар Иохай, зало­жив­ший осно­вы мисти­че­ско­го направ­ле­ния иуда­из­ма, извест­но­го сего­дня как Каб­ба­ла, при­вер­жен­ца­ми кото­ро­го явля­ют­ся Мадон­на, Брит­ни Спирс и дру­гие зна­ме­ни­то­сти. Иохай скры­вал­ся в пеще­ре 13 лет и напи­сал тай­ный ком­мен­та­рий к Биб­лии — «Зогар», кото­рый раз­вил­ся в уче­ние Каб­ба­лы. Фитер убеж­дён, что в текстах кодек­сов содер­жит­ся имя раб­би Бар Иохая.

Фитер утвер­жда­ет, что при­мер­но до 40 г. н. э. все извест­ные кодек­сы сде­ла­ны из пер­га­мен­та, а литьё из свин­ца неиз­вест­но. Явно пред­по­ла­га­лось, что кодек­сы будут суще­ст­во­вать веч­но, и их нико­гда не откро­ют. Суще­ст­ву­ет мно­же­ство свиде­тельств исполь­зо­ва­ния метал­ла для пись­ма в то вре­мя, одна­ко текст все­гда выре­зан, а не отлит.

Сего­дня кни­ги нахо­дят­ся во вла­де­нии Хаса­на Саиды из дерев­ни Умм аль-Ханим в Шиб­ли, кото­рая рас­по­ло­же­на у под­но­жия горы Табор, в 29 км к запа­ду от Гали­лей­ско­го моря.

Саида вла­де­ет и управ­ля­ет бук­си­ро­воч­ным биз­не­с­ом, в кото­ром задей­ст­во­ва­но не менее девя­ти круп­ных без­бор­то­вых гру­зо­ви­ков. В сво­ей деревне он счи­та­ет­ся состо­я­тель­ным чело­ве­ком. Его дед посе­лил­ся здесь более 50 лет назад, а его мать и четы­ре бра­та про­жи­ва­ют тут до сих пор.

Саиде око­ло 35 лет, он женат и име­ет пять или шесть детей. Он утвер­жда­ет, что уна­сле­до­вал кодек­сы от деда.

Одна­ко сотруд­ни­кам «Мэйл он Сан­ди» ста­ло извест­но, что впер­вые подоб­ные заяв­ле­ния были сде­ла­ны пять лет назад, когда беду­ин, дело­вой парт­нёр Саиды, встре­тил в Иор­да­нии сель­ско­го жите­ля, утвер­ждав­ше­го, что хочет про­дать несколь­ко древ­них арте­фак­тов.

Это­му дело­во­му парт­нё­ру, види­мо, пока­за­ли две очень малень­кие метал­ли­че­ские кни­ги. Он пере­вёз их через гра­ни­цу Изра­и­ля, и Саида был ими оча­ро­ван, пове­рил в их маги­че­ские свой­ства и решил, что судь­ба повеле­ва­ет ему собрать как мож­но боль­ше таких кодек­сов.

Засуш­ли­вая гор­ная мест­ность, где они были най­де­ны, уяз­ви­ма в воен­ном отно­ше­нии и мало­при­год­на для сель­ско­го хозяй­ства. Мест­ные жите­ли на про­тя­же­нии поко­ле­ний попол­ня­ют свои дохо­ды, скры­вая и про­да­вая архео­ло­ги­че­ские арте­фак­ты, кото­рые нахо­дят в пеще­рах.

Шофё­ры, работаю­щие на Саиду, тай­но про­вез­ли осталь­ные кни­ги кон­тра­бан­дой через гра­ни­цу: малень­кие кодек­сы они обыч­но откры­то веша­ли на шею на цепоч­ки, как аму­ле­ты, а более круп­ные пря­та­ли за при­бор­ны­ми дос­ка­ми авто­мо­би­лей и гру­зо­ви­ков.

Чтобы достать день­ги на покуп­ку этих кодек­сов у иор­дан­цев, кото­рые пер­вы­ми их нашли, Саида, как сооб­ща­ют, всту­пил в това­ри­ще­ство с несколь­ки­ми людь­ми, в том чис­ле со сво­им юри­стом из Хай­фы (Изра­иль).

Моти­вы Саиды доволь­но слож­ны. Он посто­ян­но изу­ча­ет кодек­сы, но не слиш­ком хоро­шо о них забо­тит­ся: он откры­ва­ет неко­то­рые из них и покры­ва­ет их олив­ко­вым мас­лом, чтобы «сохра­нить» их.


Шедевр: после­дую­щие изо­бра­же­ния Хри­ста, в том чис­ле интер­пре­та­ция Лео­нар­до да Вин­чи на фрес­ке «Тай­ная вече­ря», наде­ля­ют Иису­са похо­жи­ми чер­та­ми.

Арте­фак­ты осмат­ри­ва­ли муль­ти­мил­ли­о­не­ры из Изра­и­ля и Евро­пы, кол­лек­ци­о­ни­ру­ю­щие древ­но­сти, и Саиде пред­ла­га­ли про­дать хоть неко­то­рые из них за десят­ки мил­ли­о­нов фун­тов, но он не согла­сил­ся про­дать ни одно­го.

Когда он толь­ко при­об­рёл кодек­сы, то не пред­став­лял, что это такое и даже не знал, под­лин­ные ли они.

В 2007 г. он свя­зал­ся с «Сот­би» в Лон­доне и попы­тал­ся узнать мне­ние экс­пер­та, но зна­ме­ни­тый аук­ци­он­ный дом отка­зал­ся иметь дело с эти­ми арте­фак­та­ми, так как их про­ис­хож­де­ние было неиз­вест­но.

Вско­ре после это­го с бри­тан­ским писа­те­лем и жур­на­ли­стом Ником Фил­дин­гом свя­за­лась пале­стин­ка, встре­во­жен­ная тем, что кодек­сы могут быть про­да­ны на чёр­ном рын­ке. Она про­си­ла Фил­дин­га обра­тить­ся в Бри­тан­ский музей, музей Фицу­и­лья­ма в Кем­бри­дже и в дру­гие учреж­де­ния.

Фил­динг отпра­вил­ся в Изра­иль и полу­чил от Управ­ле­ния древ­но­стей Изра­и­ля (IAA) раз­ре­ше­ние вывез­ти арте­фак­ты за гра­ни­цу для ана­ли­за. Веро­ят­но, в IAA реши­ли, что кодек­сы явля­ют­ся под­дел­ка­ми, так как преж­де ниче­го похо­же­го не нахо­ди­ли.

Ни один музей не согла­сил­ся этим зани­мать­ся — опять же, из-за сомни­тель­но­го про­ис­хож­де­ния книг. Тогда Фил­дин­га попро­си­ли обра­тить­ся к экс­пер­там, чтобы уста­но­вить под­лин­ность арте­фак­тов. Дэвид Фитер, кото­рый явля­ет­ся не толь­ко экс­пер­том по свит­кам Мёрт­во­го моря, но и метал­лур­гом, посо­ве­то­вал пере­дать образ­цы в Окс­форд­ский уни­вер­си­тет для ана­ли­за метал­ла.

Эту работу выпол­нил док­тор Питер Нор­то­увер, руко­во­ди­тель Груп­пы архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний на осно­ве мате­ри­а­ло­веде­ния и экс­перт с миро­вым име­нем по ана­ли­зу древ­них метал­лов.

Затем образ­цы были направ­ле­ны в Швей­цар­скую нацио­наль­ную лабо­ра­то­рию мате­ри­а­лов в Дубен­дор­фе (Швей­ца­рия). Было уста­нов­ле­но, что они соот­вет­ст­ву­ют свин­цо­вой про­дук­ции антич­но­го (рим­ско­го) пери­о­да и что металл был выплав­лен из руды, про­ис­хо­дя­щей из Сре­ди­зем­но­мор­ско­го реги­о­на. Док­тор Нор­то­увер ска­зал так­же, что корро­зия книг вряд ли может быть совре­мен­ной.

Тем вре­ме­нем поли­ти­че­ские спо­ры вокруг про­ис­хож­де­ния книг уси­ли­ва­ют­ся. Боль­шин­ство про­фес­сио­наль­ных учё­ных выска­зы­ва­ют­ся осто­рож­но, ожи­дая даль­ней­ших иссле­до­ва­ний, и ссы­ла­ют­ся на про­ис­хо­дя­щий в Изра­и­ле судеб­ный про­цесс по делу о под­дел­ке антич­ной извест­ня­ко­вой урны, яко­бы содер­жа­щей кости Иако­ва, бра­та Иису­са.

Изра­иль­ское архео­ло­ги­че­ское сооб­ще­ство попы­та­лось сгла­дить про­бле­му про­ис­хож­де­ния, поста­вив под сомне­ние аутен­тич­ность кодек­сов, но Иор­да­ния заяв­ля­ет, что «при­ло­жит все уси­лия на всех уров­нях», чтобы воз­вра­тить кодек­сы.

Спор о том, явля­ют­ся ли эти кодек­сы под­лин­ны­ми и если да, то что это — самые пер­вые из извест­ных арте­фак­тов ран­не­хри­сти­ан­ской церк­ви или пер­вые про­яв­ле­ния мисти­че­ской Каб­ба­лы, — несо­мнен­но, будет полы­хать дол­гие годы.

У дирек­то­ра Управ­ле­ния древ­но­стей Иор­да­нии Зияда аль-Саа­та почти нет сомне­ний. Он счи­та­ет, что кодек­сы дей­ст­ви­тель­но мог­ли быть изготов­ле­ны после­до­ва­те­ля­ми Иису­са в пер­вые несколь­ко деся­ти­ле­тий после его рас­пя­тия.

«Они в самом деле так же важ­ны, как и свит­ки Мёрт­во­го моря, а могут ока­зать­ся даже важ­нее, — гово­рит он. — Пер­вые сведе­ния очень обна­дё­жи­ва­ют, и пред­став­ля­ет­ся, что мы име­ем дело с очень важ­ным откры­ти­ем, воз­мож­но, важ­ней­шим в исто­рии архео­ло­гии».

Если он прав, то, воз­мож­но, мы дей­ст­ви­тель­но глядим в лицо Иису­су Хри­сту.

© 2011 г. Mail Online.
© 2013 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА