Mail Online |
Пугающе знакомая картина: бородатый молодой человек с ниспадающими вьющимися волосами. После того, как она почти 2000 лет пролежала в пещере на Святой Земле, разглядеть мелкие детали трудно. Но при определённом освещении несложно истолковать штрихи вокруг чела как терновый венец.
Удивительный рисунок из клада, включающего почти 70 свинцовых кодексов (брошюр), который недавно найден в пещере в холмах над Галилейским морем, — это одна из причин, по которым историки-библеисты стремятся получить древние артефакты в свои руки.
Это изображение, если оно подлинное, может быть самым первым портретом Иисуса Христа, возможно, даже созданным при жизни знавших его людей.
Крошечный кодекс, чуть меньше современной кредитной карты, запечатан со всех сторон, а на его передней и задней обложке имеются трёхмерные изображения человеческих голов. Одна из них, видимо, бородатая, а вторая безбородая. На свинцовом оттиске виден даже отпечаток пальца его создателя. Под обоими изображениями расположена строка ещё не расшифрованного текста, написанного древнееврейским письмом.
Поразительно, что на одном из кодексов написаны слова «Спаситель Израиля» — пока это одна из немногих переведённых фраз.
Владелец тайника — торговец-бедуин Хассан Саида из арабской деревни Умм аль-Ханим в Шибли. Он отказался продать кодексы, но два экземпляра были отосланы в Англию и Швейцарию для анализа.
Расследование газеты «Мэйл он Сандэй» установило, что первоначально артефакты были найдены в пещере в деревне Сахам в Иордании, недалеко от того места, где сходятся израильские, иорданские и сирийские Голанские высоты, в трёх милях от израильских минеральных и термальных источников в Хамат Гадере, которые уже тысячи лет являются священным местом.
По сведениям наших источников в Сахаме, кодексы были найдены пять лет назад, когда внезапное наводнение смыло сухую горную почву и открыло нечто похожее на большой замковый камень. Когда с помощью рычага его убрали, обнаружилась пещера с множеством маленьких ниш в стенах. В каждой нише лежал кодекс. Были там и другие предметы, в том числе металлические пластины и свёрнутые свинцовые свитки.
Это место известно как древнее убежище евреев, бежавших от кровавых последствий нескольких восстаний против Римской империи в I и начале II вв. н. э.
Пещера находится менее чем в 160 км от Кумрана, где были найдены свитки Мёртвого моря, и примерно в 100 км от Масады, последнего оплота непримиримых зелотов, осаждённых римской армией и совершивших массовое самоубийство в 72 г., через два года после разрушения Второго храма в Иерусалиме.
Недалеко находятся и пещеры, служившие святилищами для тех, кто спасся после восстания Бар Кохбы — третьего и последнего иудейского восстания против Римской империи в 132 г. н. э.
Эта эпоха исключительно важна для исследователей-библеистов, так как именно тогда произошли политические, религиозные и социальные потрясения, породившие раскол между иудаизмом и христианством.
Она закончилась победой христианства над всеми соперниками и его превращением в новую господствующую религию сперва евреев-диссидентов, а затем и гоев.
В свете этого очень важно, что если свитки Мёртвого моря — это свёрнутые листы пергамента или папируса с самыми ранними из известных версий книг Библии и других текстов (это традиционная для иудеев форма письменных произведений), то свинцовые находки имеют форму книги, или кодекса, которая уже давно ассоциируется с развитием христианства.
Из тех кодексов, которые видели корреспонденты «Мэйл он Сандэй», самые маленькие имеют размер
Считается, что кодекс, на котором, возможно, изображён лик Христа, ещё не открывался. Некоторые кодексы имеют признаки погребения, хотя это могут быть просто отложения в результате многовекового пребывания в пещере.
В отличие от свитков Мёртвого моря, свинцовые кодексы, видимо, содержат стилизованные изображения, а не текст, со сравнительно небольшими подписями, вероятно, на финикийском языке, хотя точный диалект ещё не установлен. Когда создавались эти кодексы, на Святой земле жили различные секты, в том числе ессеи, самаряне, фарисеи, саддукеи, доситеи и назореи.
У этих групп был разный рукописный шрифт, а языковые и письменные системы существенно различались. Это означает, что потребуются годы подробных исследований, чтобы правильно интерпретировать кодексы.
Многие книги со всех сторон запечатаны металлическими кольцами и, следовательно, не должны были открываться. Это может объясняться тем, что они содержали священные тексты, которые нельзя было читать. Например, древние евреи упорно хранили в тайне священное имя Бога, которое произносил лишь первосвященник в Иерусалимском Храме в Йом Кипур.
Оригинальное произношение утрачено, но латинскими буквами оно передаётся как YHWH — сочетание, известное как Тетраграмматон — и обычно переводится как Яхве (Yahweh) или Иегова (Jehovah). Запечатанная книга со священным текстом упоминается в Апокалипсисе.
Одна пластина была истолкована как схематическая карта христианского Иерусалима с римскими крестами за городской стеной. Наверху изображён многозвенный объект. Полагают, что это балюстрада, упомянутая в библейском описании Иерусалимского Храма. Ниже — три кирпичные кладки, обозначающие городские стены.
Пальма с плодами символизирует род Давида; изображены также три или четыре фигуры, которые выглядят как горизонтальные линии, перечёркнутые снизу вверх короткими вертикальными линиями. Это кресты в форме буквы T, которые, как считается, использовались в библейские времена (известная нам крестообразная форма, как сообщается, датируется IV в.). Звёзды на длинной линии символизируют дом Иессея; затем изображение повторяется.
Такую интерпретацию книги как раннехристианского артефакта поддерживает Маргарет Баркер, в прошлом президент Общества исследований Ветхого Завета, и один из ведущих специалистов по раннему христианству в Великобритании. Изображение человеческой фигуры, по-видимому, исключает возможность связи этих кодексов с традиционным иудаизмом того времени, который строго запрещал изображать фигуры, сходные с людьми, так как это считалось идолопоклонством.
Если эти книги подлинные, то представляется очевидным, что они были созданы древней мессианской иудейской сектой, возможно, тесно связанной с раннехристианской церковью, и что на них изображён сам Христос. Однако Роберт Фитер, специалист по свиткам Мёртвого моря и автор книги «Тайна медного свитка из Кумрана», выдвинул другую теорию, согласно которой эти книги связаны с восстанием Бар Кохбы в 132—
Во время восстания на территории части Иудеи существовало независимое государство Израиль, пока римская армия не сокрушила его, после чего всем евреям, в том числе ранним христианам, было запрещено жить в Иерусалиме.
Сторонники Симона Бар Кохбы, предводителя восстания, провозгласили его мессией — героем, способным восстановить Израиль. Хотя евреи-христиане считали мессией Иисуса и не поддерживали Бар Кохбу, они были изгнаны из Иерусалима вместе с остальными евреями. Война и её последствия способствовали отделению христианства как религии от иудаизма.
Духовным лидером восстания был рабби Шимон Бар Иохай, заложивший основы мистического направления иудаизма, известного сегодня как Каббала, приверженцами которого являются Мадонна, Бритни Спирс и другие знаменитости. Иохай скрывался в пещере 13 лет и написал тайный комментарий к Библии — «Зогар», который развился в учение Каббалы. Фитер убеждён, что в текстах кодексов содержится имя рабби Бар Иохая.
Фитер утверждает, что примерно до 40 г. н. э. все известные кодексы сделаны из пергамента, а литьё из свинца неизвестно. Явно предполагалось, что кодексы будут существовать вечно, и их никогда не откроют. Существует множество свидетельств использования металла для письма в то время, однако текст всегда вырезан, а не отлит.
Сегодня книги находятся во владении Хасана Саиды из деревни Умм аль-Ханим в Шибли, которая расположена у подножия горы Табор, в 29 км к западу от Галилейского моря.
Саида владеет и управляет буксировочным бизнесом, в котором задействовано не менее девяти крупных безбортовых грузовиков. В своей деревне он считается состоятельным человеком. Его дед поселился здесь более 50 лет назад, а его мать и четыре брата проживают тут до сих пор.
Саиде около 35 лет, он женат и имеет пять или шесть детей. Он утверждает, что унаследовал кодексы от деда.
Однако сотрудникам «Мэйл он Санди» стало известно, что впервые подобные заявления были сделаны пять лет назад, когда бедуин, деловой партнёр Саиды, встретил в Иордании сельского жителя, утверждавшего, что хочет продать несколько древних артефактов.
Этому деловому партнёру, видимо, показали две очень маленькие металлические книги. Он перевёз их через границу Израиля, и Саида был ими очарован, поверил в их магические свойства и решил, что судьба повелевает ему собрать как можно больше таких кодексов.
Засушливая горная местность, где они были найдены, уязвима в военном отношении и малопригодна для сельского хозяйства. Местные жители на протяжении поколений пополняют свои доходы, скрывая и продавая археологические артефакты, которые находят в пещерах.
Шофёры, работающие на Саиду, тайно провезли остальные книги контрабандой через границу: маленькие кодексы они обычно открыто вешали на шею на цепочки, как амулеты, а более крупные прятали за приборными досками автомобилей и грузовиков.
Чтобы достать деньги на покупку этих кодексов у иорданцев, которые первыми их нашли, Саида, как сообщают, вступил в товарищество с несколькими людьми, в том числе со своим юристом из Хайфы (Израиль).
Мотивы Саиды довольно сложны. Он постоянно изучает кодексы, но не слишком хорошо о них заботится: он открывает некоторые из них и покрывает их оливковым маслом, чтобы «сохранить» их.
Артефакты осматривали мультимиллионеры из Израиля и Европы, коллекционирующие древности, и Саиде предлагали продать хоть некоторые из них за десятки миллионов фунтов, но он не согласился продать ни одного.
Когда он только приобрёл кодексы, то не представлял, что это такое и даже не знал, подлинные ли они.
В 2007 г. он связался с «Сотби» в Лондоне и попытался узнать мнение эксперта, но знаменитый аукционный дом отказался иметь дело с этими артефактами, так как их происхождение было неизвестно.
Вскоре после этого с британским писателем и журналистом Ником Филдингом связалась палестинка, встревоженная тем, что кодексы могут быть проданы на чёрном рынке. Она просила Филдинга обратиться в Британский музей, музей Фицуильяма в Кембридже и в другие учреждения.
Филдинг отправился в Израиль и получил от Управления древностей Израиля (IAA) разрешение вывезти артефакты за границу для анализа. Вероятно, в IAA решили, что кодексы являются подделками, так как прежде ничего похожего не находили.
Ни один музей не согласился этим заниматься — опять же, из-за сомнительного происхождения книг. Тогда Филдинга попросили обратиться к экспертам, чтобы установить подлинность артефактов. Дэвид Фитер, который является не только экспертом по свиткам Мёртвого моря, но и металлургом, посоветовал передать образцы в Оксфордский университет для анализа металла.
Эту работу выполнил доктор Питер Нортоувер, руководитель Группы археологических исследований на основе материаловедения и эксперт с мировым именем по анализу древних металлов.
Затем образцы были направлены в Швейцарскую национальную лабораторию материалов в Дубендорфе (Швейцария). Было установлено, что они соответствуют свинцовой продукции античного (римского) периода и что металл был выплавлен из руды, происходящей из Средиземноморского региона. Доктор Нортоувер сказал также, что коррозия книг вряд ли может быть современной.
Тем временем политические споры вокруг происхождения книг усиливаются. Большинство профессиональных учёных высказываются осторожно, ожидая дальнейших исследований, и ссылаются на происходящий в Израиле судебный процесс по делу о подделке античной известняковой урны, якобы содержащей кости Иакова, брата Иисуса.
Израильское археологическое сообщество попыталось сгладить проблему происхождения, поставив под сомнение аутентичность кодексов, но Иордания заявляет, что «приложит все усилия на всех уровнях», чтобы возвратить кодексы.
Спор о том, являются ли эти кодексы подлинными и если да, то что это — самые первые из известных артефактов раннехристианской церкви или первые проявления мистической Каббалы, — несомненно, будет полыхать долгие годы.
У директора Управления древностей Иордании Зияда аль-Саата почти нет сомнений. Он считает, что кодексы действительно могли быть изготовлены последователями Иисуса в первые несколько десятилетий после его распятия.
«Они в самом деле так же важны, как и свитки Мёртвого моря, а могут оказаться даже важнее, — говорит он. — Первые сведения очень обнадёживают, и представляется, что мы имеем дело с очень важным открытием, возможно, важнейшим в истории археологии».
Если он прав, то, возможно, мы действительно глядим в лицо Иисусу Христу.